Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования.
Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования.
Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования предопределяется особенностями современного социального заказа, ориентирующего на такое изучение языков, которое бы сделало возможным их широкое использование в качестве средства общения между людьми-носителями разных языков в контексте диалога их национальных культур.
К числу основных задач, разрешение которых обеспечивает реализацию социального заказа, отнесены: формирование у подрастающего поколения готовности к взаимопониманию, воспитание в духе толерантности; развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов; умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства. Выдвижение обозначенных задач в число приоритетных предполагает овладение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации.
Владение иностранными языками рассматривается как важное предисловие адаптации человека в глобализующемся мире.В процессе обучения иностранному языку заложены потенциальные возможности развития личности учащихся. Следовательно, при конструировании учебного процесса важно учитывать, что иностранный язык выступает как инструмент развития и воспитания личности, как фактор обеспечения предпосылок для самовыражения человека в современном мире. Принимая во внимание тот факт, что генеральная стратегическая цель обучения иностранному языку направлена на формирование поликультурной личности учащихся, актуализация личностно-формирующей функции чрезвычайно велика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования. »
Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования.
Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования предопределяется особенностями современного социального заказа, ориентирующего на такое изучение языков, которое бы сделало возможным их широкое использование в качестве средства общения между людьми-носителями разных языков в контексте диалога их национальных культур.
К числу основных задач, разрешение которых обеспечивает реализацию социального заказа, отнесены: формирование у подрастающего поколения готовности к взаимопониманию, воспитание в духе толерантности; развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов; умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства. Выдвижение обозначенных задач в число приоритетных предполагает овладение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации.
Владение иностранными языками рассматривается как важное предисловие адаптации человека в глобализующемся мире.В процессе обучения иностранному языку заложены потенциальные возможности развития личности учащихся. Следовательно, при конструировании учебного процесса важно учитывать, что иностранный язык выступает как инструмент развития и воспитания личности, как фактор обеспечения предпосылок для самовыражения человека в современном мире. Принимая во внимание тот факт, что генеральная стратегическая цель обучения иностранному языку направлена на формирование поликультурной личности учащихся, актуализация личностно-формирующей функции чрезвычайно велика.
В нынешней практике обучения английскому языку есть несколько типичных проблем. Основными среди этих проблем, трудностей и недостатков традиционной методики обучения английскому языку можно считать следующие:
1.Неоптимальность нынешней методики преподавания. При значительных затратах времени и сил на обучение школьников английскому языку при высоком образовательном уровне учителей и при делении классов на группы результаты этого обучения в целом не выдерживают критики.Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Технологиями развития учащихся учителя овладели, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и методику работы самого учителя – взрослого человека – это стало самой серьёзной проблемой
2. Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся.( Речевая активность школьников практически равняется нулю. При обучении предпочтение отдается письменным формам работы или чтению, редко используется практика диалогов и работа в паре.)
3. Поверхностность в формировании базовых умений и поспешность перехода от репродуктивных к продуктивным видам работы. 4. Высокая степень забывания учебного материала за время каникул и других перерывов в обучении английскому языку. 5. Отсутствие хороших практических рекомендаций по устранению и предупреждению пробелов в знаниях и умениях учеников. 6. Слабость существующей системы оценивания труда ученика.
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания. Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям, и администрации необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.
Несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС именно вопросы формирования и оценки УУД являются наиболее сложными. Большинство учителей затрудняются в составлении заданий, направленных на формирование УУД, в определении уровня сформированности УУД школьников.
Это связано с тем, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
7. Стихийность выбора и применения наглядных опор, их низкая дидактическая эффективность.
8.Неоднородность класса, поскольку обучающиеся в нем школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальная способность к обучению, способность к овладению языками, способность к общению на иностранном языке в группе, интеллектуальные способности, мотивация к изучению иностранного языка.
Я хочу рассказать о некоторых путях преодоления этих трудностей.
Обязательная коммуникативная направленностьпроцесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом. Хотелось бы остановиться на некоторых основополагающих принципах, которыми я руководствуюсь, как учитель при подготовке урока иностранного языка.
1. Урок – часть всей системы обучения языку. Чтобы сделать процесс обучения более целенаправленным и последовательным, проектирование урока должно начинаться с определения того, какую роль играет конкретно взятый урок в структуре изучения темы, раздела, курса.
2. Постановка цели урока – начальный этап проектирования урока. Необходимо сформулировать цель урока таким образом, чтобы она была бы диагностируема, легко проверяема в конце урока.
3. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы - слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач.
4. Урок иностранного языка должен быть построен на решении реальных, но не выдуманных задач и проблем. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и использовать на уроке свежие статьи из франкоязычных газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с иностранцами. Все это можно сделать вместо того, чтобы писать письма несуществующим людям, работать с текстами, которые чаще всего не несут никакой информационной ценности, слушать и пытаться понять вымышленную информацию.
5. Ученики не должны «играть в иностранный язык» на уроке, а должны иметь возможность изучать его в ходе рассмотрения актуальных вопросов. Поэтому задача учителя – не наблюдать со стороны на искусственно созданную ситуацию, а непосредственно участвовать в процессе общения, максимально воспроизводящего реальную ситуацию.
6. Актуально и эффективно использовать на уроках иностранного языка: песенный материал, он стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению языкового материл, благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания; учебное кино -развивает навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух; компьютерные программы- обеспечивают индивидуализацию обучения и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
Бесспорно, ключевой фигурой в решении проблем является учитель. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС.
Как только мы, учителя, осознаем то, что нашей главной задачей является научить школьников общаться на иностранном языке, говорить о том, что их окружает и волнует, мы сможем создать такие условия обучения, в которых дети начнут действительно говорить, а не выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-нибудь в будущем заговорить на иностранном языке. Как правило, во втором случае, этого так и не происходит.