Релаксация как здоровьесберегающая технология на уроках английского языка
Релаксация как здоровьесберегающая технология на уроках английского языка
В статье рассматривается здоровьесберегающая технология как разновидность принципов и методов педагогической работы, которая, дополняя традиционные технологии обучения, наделяет их признаками здоровьесбережения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Релаксация как здоровьесберегающая технология на уроках английского языка»
Тарасова Наталья Николаевна
Преподаватель английского языка ГБПОУ «СИТ» п. Светлый, Республика Саха (Якутия)
Релаксация как здоровьесберегающая технология
на уроках английского языка
Аннотация: В статье рассматривается здоровьесберегающая образовательная технология как разновидность принципов и методов педагогической работы, которая, дополняя традиционные технологии обучения, наделяет их признаком здоровьесбережения.
В последнее время заметно возросло внимание к вопросам здоровья учащейся молодёжи. Актуальный вопрос современности является предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд нации, научный и интеллектуальный потенциал общества.
В сфере образования предпринимаются определенные меры для выполнения государственного заказа на образованность людей. Освоение всевозможных педагогических средств, заданных Государственным образовательным стандартом должно вестись без ущерба для здоровья студента. Поэтому значительную часть работы по решению проблемы сохранения здоровья студентов берут на себя образовательные учреждения.
С точки зрения педагогической науки, С.Г. Сериков понятию «здоровье» дал следующее определение: «Здоровье учащихся представляет собой способность к адаптации в установившихся условиях образовательного пространства и к поддержанию в образовательных процессах активных отношений с собой, с партнерами и с образовательными системами»[2]. В этом случае необходимо выделить два компонента здоровья: соматический, т.е. рассмотрение анатомических особенностей организма, и функциональный – рассмотрение физиологических и психических функций организма. Важно отметить, что сохранение психологического здоровья молодёжи является необходимой предпосылкой физического здоровья, академической успеваемости и социальной адаптированности» [3].
Исходя из вышесказанного, можно выделить педагогические условия, способствующие здоровьесбережению студентов:
1. Коммуникативные условия, возникающие в процессе непосредственного общения преподавателя со студентами во время проведения учебных занятий.
2. Организационные условия, под которыми подразумевается ограничение учебной нагрузки до таких значений, которые обеспечивали бы отсутствие негативных последствий для здоровья обучаемых (применения разных методик, различных организационных форм проведения занятий, подбор методов и средств обучения и т.д.).
3. Материально-технические условия - использование в образовательных процессах различного оборудования, способствующего как повышению эффективности развития образованности, так и сохранению здоровья студентов.
4. Санитарно-гигиенические условия, к которым относятся параметры внешней среды.
5. Эстетические условия, к которым относятся интерьер учебных помещений, оформление кабинетов.
Соблюдение перечисленных условий в образовательном процессе позволяет говорить о его здоровьесберегающей направленности. Поскольку для нас важен процесс достижения планируемых результатов обучения (повышение уровня образованности без ущерба для здоровья), то следует вести речь о технологизации образовательного процесса [3].
Данным обстоятельством определяются не только актуальность, но и значимость данной темы. Объектом исследования выступает образовательный процесс урока иностранного языка в учреждении среднего профессионального образования.
Предметом исследования служит релаксация – технология осуществления образовательного процесса, обеспечивающая достижение паритета образованности и здоровья студентов учреждений среднего профессионального образования на уроке английского языка.
Целью данного исследования является нахождение наиболее выгодных элементов здоровьесберегающих технологий с последующим их применением на уроках иностранного языка.
Данная цель предполагает следующие задачи: создать комфортную среду для развития творческих и профессиональных способностей каждого студента; воспитать культуру здоровья, как фактора формирования здоровьесберегающей среды на уроке; способом наблюдения подтвердить эффективность разработанной технологии в условиях учреждения среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования: В образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования возможно достижение паритета образованности и поддержания здоровья студентов при использовании релаксации на уроке английского языка.
Основные методы: педагогическое анкетирование, наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности. Основными источниками послужили имеющаяся методическая литература, научные статьи и авторские разработки.
При этом важными являются следующие вопросы: насколько наложено взаимодействие преподавателя и обучающегося; как используются при этом активные методы; в какой мере разработаны методические материалы и обеспечены способы их доставки; насколько эффективна обратная связь в процессе обучения.
Релаксация (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - общее состояние покоя, расслабленности после умственной нагрузки, сильных переживаний или физических усилий. Цель релаксации в процессе обучения - снять умственное напряжение, дать студентам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Для того чтобы не допустить чрезмерной усталости студентов, необходима смена различных видов деятельности, таких, например, как: самостоятельная работа и ответы на вопросы, работа с учебником и творческие задания, чтение, слушание и письмо, всё это является необходимыми элементами на каждом уроке. Они способствуют развитию мышления, памяти, а чередование этих видов деятельности позволяет сохранять внимание и помогает не загружать студентов однотипной деятельностью, тем самым не давая им утомиться. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо необычным.
Например, для профилактики нарушения зрения рационально проводить разрядку в виде упражнений для глаз:
Look to the window Look at the board
Look to the door Look at the laptop
Look to the selling Look at the shoulder
Look to the floor Look at the clock.
Также игра - отличная форма релаксации, которая служит для снятия напряжения, возникающего при отработке языкового материала. Как пример одной из активных игр, которая служит не только отвлечению внимания от монотонной учебной деятельности, но также и способствующей закреплению материала, можно привести “Словесную перестрелку”: преподаватель называет какое-либо слово, студенты подбирают антоним или подходящее слово по рифме, по звучанию. Например, назвать антонимы: yes – no, fast – slow, happy – sad, good – bad, dry – wet и т.д.; назвать слова с суффиксом –tion: communication, conversation, coordination, connection, direction, insulation, ignition, inflammation, protection и т.д.
Игра “Мозговой штурм”: опрашиваемый выходит к доске, студенты по очереди называют слова по теме, респондент переводит слова на другой язык. За количество слов, которые были переведены неправильно, нужно отжаться или сделать приседания. Данные виды деятельности на уроках очень увлекают студентов, снимают напряжение, развивают память и внимание, а также расширяют словарный запас.
На уроках английского языка, в любых возрастных группах, следует использовать песни, как один из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека. С её помощью можно учить лексику, отрабатывать фонетику языка, практиковать грамматические структуры и многое другое. Песни необходимо подбирать легко запоминающиеся, желательно, чтобы их можно было петь хором. Это даёт возможность студентам расслабиться, сделать перерыв в рутинной учебной деятельности.
Особое внимание на уроках уделяется “рэпу”. Внедрение этой музыки в изучение грамматики и лексики стало необходимой частью нашего процесса обучения. К примеру, неправильные глаголы или прилагательные в сравнительной степени, собранные в рифму, очень легко читаются и запоминаются под реп:
Degrees of Comparison
Irregular Verbs
young – younger – youngest
old – older – oldest
shy – shyer – shyest
bold – bolder – boldest
hot – hotter – hottest
cold – colder – coldest
loud – louder – loudest
proud – prouder – proudest, etc.
write – wrote – written
eat – ate – eaten
speak – spoke – spoken
break – broke – broken
come – came – come
become - became – become
run – ran – run
swim – swam – swum, etc.
Кроме этого нельзя не упомянуть и о главных плюсах пения. С точки зрения здоровьесбережения пение хорошо влияет на развитие голосового и дыхательного аппаратов, развивает память и музыкальный слух, стимулирует повышение мотивации к изучению английского языка, так как проявляется не как предмет изучения, а как средство познания.
По нашим наблюдениям, релаксации на уроках английского языка вызывает положительные эмоции у студентов, облегчает усвоение материала, уменьшает утомление, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции. По результатам нашего исследования, 90 % опрашиваемых, согласились, что внедрение вышерассмотренных видов релаксаций на уроках английского языка необходимо, во-первых, как технология здоровьесбережения студентов, во-вторых, как способ усвоения лексического и грамматического материала. Поэтому практическая значимость рассмотрения данной работы несомненна.
Таким образом, особая роль релаксации на уроке иностранного языка определяется тем, что она позволяет обучающимся без труда переключиться с одного вида деятельности на другой, снимает усталость, торможение и способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, лучшему усвоению учебного материала. При этом, вербальное взаимодействие преподавателя и студента становится положительным, результативным и продуктивным.
Хотелось бы так же отметить, что недостаточно проводить только специальную релаксацию, необходимо, чтобы весь урок проходил непринужденно, чтобы тон преподавателя был бодрым и дружелюбным, чтобы студенту вновь хотелось прийти на урок.
Литература
Куклина С.С. Формирование информационной компетенции выпускника общеобразовательной школы средствами предмета «иностранный язык» //Иностранные языки в школе.- 2013.- №6. – С.6-12
Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/112176
«Инновационные технологии управления, обучения и воспитания в профессиональном образовании в условиях требований ФГОС и рынка труда» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pgk63.ru/assets/files/seminary/1/kniga2.pdf