Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся.
Для того чтобы усовершенствовать ум
надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декард.
Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого способа жизни, специфика которого заключается в способности человека отделить своё «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Именно эта способность определяет границу, разделяющую животный мир и человеческий способ бытия. Тейяр де Шарден назвал эту способность рефлексией, понимая её как сущность, сердцевину человеческого сознания.
Слово рефлексия происходит от латинского “reflexio” – обращение назад.
Проблема рефлексии впервые возникла у Сократа, согласно которому, предметом знания может быть лишь то, что уже освоено, а так как наиболее подвластна человеку деятельность его собственной души, то самосознание и есть наиболее важная задача познания человека. В философии средневековья рефлексия рассматривается как способ существования божественного разума. Например, Августин полагал, что человек, углубляясь в своё сознание, достигает истины, заключенной в душе, и тем самым приходит к богу. В 1925 году психолог А. Буземан выделил исследования по рефлексии и самосознанию в особую область и назвал её «Психология рефлексии». В его трактовке определение рефлексии опиралось на существующие философские определения: а) способность разума обращать свой взор на себя (размышления о мышлении); б) анализ знаний с целью получения новых знаний; в) самонаблюдение за состоянием ума. Многообразие трактовок рефлексии указывает на неоднозначность понимания данного понятия и на трудность изучения данной проблемы. (Слайды 1-4)
Современный словарь иностранных слов определяет рефлексию, как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению. И, наконец, в современной педагогике под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов.
В качестве примера понимание рефлексии можно привести следующий пример, использованный дидактом Щедровицким. Представим себе, что некто производит деятельность. Эта деятельность задана целями, средствами и знаниями. В силу ряда причин эта деятельность не удаётся: либо человек
не может осуществить необходимые действия, либо не может найти нужный материал. В этой ситуации неизбежно возникает вопрос о том, что нужно сделать, чтобы получить искомый результат. Есть два пути: 1) обратиться за советом к специалисту, который простым описанием или инструкцией даст указание к построению искомой деятельности; 2) создать проект предстоящей деятельности. При этом данный проект может быть выработан только на основе анализа и осознания уже выполненной раньше деятельности и полученных в ней результатов. Для решения данной задачи необходимо выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию. Это и будет то, что называют рефлексивным выходом, а знания, вырабатываемые в ней, будут называться рефлексивными знаниями, поскольку они вырабатываются относительно знаний, выработанных ранее.
Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает готовые знания, а учащиеся пассивно их усваивают, вопрос о рефлексии обычно не стоит.
Принцип сознательности и активности – один из принципов развивающего обучения. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель обучения, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока или темы; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Пытаясь систематизировать знания по данному вопросу, можно предложить следующую классификацию видов рефлексии: (Слайд 5)
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала;
3) рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной формах. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, возрастные и психологические особенности учащихся. Я хочу остановиться на некоторых видах рефлексии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
Вот некоторые приёмы работы, которые я использую на уроке.
1) Самый простой вариант, который я использую на младшем и среднем звене – показываю учащимся карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагаю выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Также можно предложить детям представить себя лучиками солнца. В конце урока даю задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению (Я прослеживаю, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Эта информация нужна для корректировки своей работы).
2) Также я применяю приём с различными цветовыми изображениями, например, приём «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, а если нет – другого. Вот цвета, соответствующие настроению: красный – восторженное; оранжевый – радостное, тёплое; жёлтый – светлое, приятное; зелёный – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; чёрный – упадок, уныние (Слайд 6).
3) Более старшие дети могут оценивать не только своё настроение, но и эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты сейчас испытываешь? И почему?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаю опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса (Слайд 7-9). Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют учителя разнообразием чувств и переживаний.
Рефлексия содержания учебного материала.
Я использую её, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приёмы:
1) Приём не законченного предложения (Слайд 10).
2) Приём «Выбор афоризма». Для включения учащихся в урок я предлагаю два-три высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывания, которые им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор (Слайд 11-16). Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной и насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.
3) Рефлексия достижения цели – это когда цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения (Слайд 17).
Рефлексия деятельности.
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональный. «С какой целью я это делал?
Какой результат я получил? Какой вариант лучше?» – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, то есть умеющие осознавать свою деятельность. Вот некоторые приёмы, которые я использую на практике для реализации данного вида рефлексии.
1) Самооценка активности на каждом этапе урока
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности, а в конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе.
2) Также можно вспомнить и акцентировать внимание учащихся на эффективности работы с использованием алгоритма, то есть в определенной последовательности. Например, на заключительных этапах изучения темы, учащиеся, работая над проектом, получают памятки с указанием наиболее общей последовательности или руководство, где подробно описаны действия или даны опоры (Слайд 18). Анализируя свою деятельность по предложенному алгоритму в процессе работы над проектом, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат. А в случае неудачи дети видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз.
Виды рефлексии, о которых я говорила, могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Коллективная и индивидуальная рефлексия имеют свои особенности.
Индивидуальная рефлексия.
Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения могут быть самые разнообразные: тесты, мини сочинения, схемы, таблицы. Например, приём
“Received the answer (!) or not (?)” учащиеся получают листок. На одной стороне стоит знак (!), где они пишут на какие вопросы по теме они получили ответ. На обратной стороне стоит знак (?) и здесь учащиеся пишут на какие вопросы они хотели получить ответ, но не получили. Анализ ответов поможет учителю в постановке задач и планирования последующих уроков.
Коллективная (групповая рефлексия).
Коллективная учебная деятельность в группе создаёт оптимальные условия для овладения иноязычным общением.
1) Для организации рефлексии в группе, я использую опорные слова и фразы для высказываний. Например, во время аудирования обязательно некоторые наиболее трудные слова, фразы или предложения пишу на доске.
2) Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки.
В заключении этой части , я хотела бы сказать, что слово «рефлексия» стало модным буквально несколько лет назад, хотя на своих уроках все учителя, в частности английского языка, не вникая в значение этого слова, постоянно используют многие моменты связанные с рефлексией. Так как мы установили, что такое рефлексия (я ещё раз повторю: источником формирования рефлексии является организация различных проблемных ситуаций или решение каких-либо учебных задач), то вполне понятно, что самостоятельная работа учащихся на уроке – это один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока на рефлексивной основе. Она занимает главное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. А для этого должны быть созданы такие условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли детей в процессе обучения, систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в систематическом их применении. В самостоятельных работах учащиеся сами отыскивают способы выполнения заданий, они воспитывают творчество, инициативность и уверенность. Сущность
познавательной самостоятельной деятельности учащихся в обучении определяется готовностью своими силами продвигаться к овладению знаниями. Передовые педагоги считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель должен руководить этим трудом, давая для него материал. Когда я организую на уроке самостоятельную работу, то стараюсь соблюдать следующие требования (Слайд 19-20):
1) обязательно ставлю цель;
2) делаю всё, чтобы эта работа соответствовала учебным возможностям учащихся;
3) полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы использую далее в учебном процессе;
4) сочетаю различные виды работы;
5) стараюсь разработать заранее содержание и ход самостоятельной работы так, чтобы это вызвало у детей интерес и обеспечило развитие познавательных способностей учащихся;
6) стараюсь обеспечить учащихся такими видами самостоятельной работы, которые бы помогли сформировать у них привычку к самостоятельному познанию.
Большое значение самостоятельные работы имеют при повторении и закреплении учебного материала. Даже самая элементарная проверка домашнего задания – это не только проверка знаний учащихся, или повторение пройденного материала, но и основа приобретения новых знаний, умений и способов мыслительной деятельности. Следовательно, проверка домашнего задания- это пролог к новой теме, а потому она служит мотивацией к предстоящей познавательной деятельности. Всем нам известно, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. И, добиваясь этого, я очень часто применяю на своих уроках технологию обучения в сотрудничестве. Работая в группах, учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей. Учащиеся работают в различных видах групп, в зависимости от поставленных задач и распределения информации. Это может быть: завершение рассказа; распределение предложений в нужном порядке; восстановление диалога или текста по ключевым словам. В ходе таких уроков развивается логическое мышление, уважительное отношение к оппоненту при разных точках зрения, происходит более глубокое понимание изучаемого материала, улучшается психологический климат в классе, развивается креативность, уверенность в творческом выражении своих мыслей.
В заключении я бы хотела сказать, что всё что мы делаем сейчас это серьёзная подготовка к постоянной внутренней рефлексии, которая способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему, чтобы не чувствовать себя изгоем: самостоятельность (не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности); предприимчивость (ученик осознаёт, что он может предпринять сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их); конкурентоспособность (умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно).
Мы с вами хорошо знаем что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Что касается нашей профессии, профессии учителя, то рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. Пока учитель задаёт себе вопросы (С какой целью я это делаю? Каковы результаты моей деятельности? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше?) - он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.
И в конце, я хочу привести слова Набокова: “We can know more and more about one thing but you can never know everything about one thing; it’s hopeless”.