Реализация принципов индивидуального подхода в условиях групповой работы в 5-х классах (на примере уроков английского языка)
Реализация принципов индивидуального подхода в условиях групповой работы в 5-х классах (на примере уроков английского языка)
Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Перед нами поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация принципов индивидуального подхода в условиях групповой работы в 5-х классах (на примере уроков английского языка)»
«Реализация принципов индивидуального подхода
в условиях групповой работы в 5-х классах»
(на примере уроков английского языка)
Выполнил:
учитель английского языка ГБОУ гимназии
«ОЦ» Гармония»
г.о. Отрадный
Рюмшина Елена Юрьевна
Реализация принципов индивидуального подхода
в условиях групповой работы в 5-х классах
(на примере уроков английского языка)
I. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Современному обществу требуются образованные, креативные, предприимчивые, коммуникабельные, владеющие иностранными языками личности. В мире современных тенденций международных и социокультурных отношений, а также расширения использования информационно – коммуникационных технологий всё более актуализируется проблема изучения иностранных языков в школе. Одним из основных направлений образовательной политики является обновление содержания образования, улучшение качества обучения, в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования [4, п. 2.2.]. В Федеральном законе «Об образовании»[3, ст. 66] прописаны главные задачи современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Перед нами поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
В ФГОС «Филология» [8,п.11.1] сказано, что успешное обучение иностранному языку обеспечивает формирование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, владение общей речевой культурой и использование иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания.
Сложность моей работы заключается в том, что часто в группах по 20-23 ученика и осуществлять принцип дифференцированного подхода очень сложно. Из практики моей работы я поняла, что групповые формы работы с применением принципов индивидуального подхода, являются очень эффективными для развития и формирования коммуникативной компетентности обучающихся.
Групповым формам работы в своей статье «Обучение говорению – цели и методы» уделяли внимание Дэвид Фолланд и Дэвид Робертсон [9]. Авторы отмечают, что наиболее эффективна работа в группах из 10 и менее обучащихся, а если группа состоит из большего количества обучащихся, то она должна быть разбита как минимум на 2 подгруппы.
Я считаю, что в данном случае может помочь принцип индивидуального подхода. Данный принцип необходимым считают и методисты. Г. В. Рогова пишет: «Одна из важнейших проблем технологии обучения - это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учащихся как в условиях коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы во внеурочное время» [6].
Термин «индивидуальный подход» понимается как система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, включающая изменение цели, содержания, процесса и формы урока. Условиями успешной реализации индивидуального подхода выступает постановка личностно значимых для ученика целей, выработка устойчивых и рациональных навыков самостоятельной работы.
Каждый из нас понимает, что индивидуальный подход - один из ведущих принципов педагогической работы. Существует много форм индивидуального подхода. В данной работе рассматривается его реализация в групповом обучении.
В «Примерных программах по иностранному языку» [7] говорится, что ведущей деятельностью подросткового возраста, является интимно-личное общение со сверстниками. Это качественно новая форма общения, основным содержанием которой выступает установление и поддержание отношений с другим человеком как личностью на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности.
Таким образом, выявляется явное противоречие: с одной стороны, обществу нужны граждане, способные проявлять высокий уровень коммуникативной компетентности. С другой стороны, школа использует принципы индивидуального подхода эпизодически, ситуативно, в силу отсутствия условий.
II. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Учитывая явные недостатки и противоречия, я выделила для себя профессиональную проблему – способности и возможности реализации принципов индивидуального подхода на уроках английского языка в современной школе.
III. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Принцип индивидуального подхода отвечает всем требованиям ФГОС по достижению результатов: личностных, предметных и метапредметных. Для проверки эффективности применения данной технологии я выбрала 5 класс (количество обучающихся – 23 человека).
В результате применения индивидуального подхода на уроках английского языка у учащихся наблюдается:
- повышение мотивации к изучению английского языка и стремление к самосовершенствованию;
- осознание возможностей самореализации средствами английского языка;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и других стран;
- готовность отстаивать свою гражданскую позицию.
- развитие умения планировать речевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- развитие навыков работы с информацией;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
Применения индивидуального подхода в групповом обучении на уроках английского языка в течение 3 лет (5-7 классы) позволит выявить изменения уровня владения навыками и умениями в основных видах речевой деятельности (говорение, чтение). В этом году результат ожидается.
Таблица 1. Результат применения индивидуального подхода для формирования предметных результатов: %
вид речевой деятельности
говорение
чтение
уровень сформированности
н
с
в
н
с
в
2011-2012
70
26
14
31
29
40
2012-2013
53
30
17
23
35
42
2013-2014
ожидаемый результат
Для оценивания речевой деятельности обучающихся использовались критерии, предложенные автором УМК «New millennium English » Н.Н.Деревянко и др.
IV. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
a) Основными содержательными линиями предмета «Иностранный язык» являются:
Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности;
Языковые средства и навыки оперирования ими;
Социокультурные знания и умения.
Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных заданий, способы действий, создает благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности.
При изучении иностранного языка учащиеся отличаются друг от друга своими индивидуальными способностями: фонематический слух, тип и объем памяти, интонационные способности, умения выполнять упражнения различных типов, работать в парах и группах различного состава.
Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определённого времени. Успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы:
- задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала (структура типа “пила”);
- за каждым из участников группы заранее закрепить определенную роль;
- вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;
-успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;
- участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);
- участники группы располагаются за одним столом.
При изучении темы «Animal life» я разделила класс на 4 группы по 5 человек. Каждой группе раздается Observation sheet (лист наблюдения) в разрезанном на 5 частей виде. Обучающиеся должны заполнить каждый свой пункт, потом представить полную характеристику насекомого (животного), изображенного на картинке. (Приложение 1)
При изучении темы «Yummy, yummy» класс делится на группы, в которых каждый получает задание – написать рецепт любимого блюда, составить список необходимых продуктов. В итоге создается общая кулинарная книга.
В работе с текстом можно предложить следующие задания:
- прочитайте текст и постарайтесь понять его идею, о чем он;
- прочитайте или прослушайте текст и поднимите руку каждый раз, когда услышите ключевое слово;
- прочитайте или прослушайте текст и поставьте галочку в таблице, когда услышите ключевое слово.
- прочитайте или прослушайте текст и дайте вербальный ответ (повторите или запишите ключевые слова, как только их услышите).
Успешно используются карточки, которые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объем самостоятельной работы, и раздаточный материал при работе с грамматическим материалом, например, в употреблении артикля а/an или zero с местом. Можно взять картинку с изображением любого животного и предложить такие задания:
1. сильные ученики получают задание «Расскажи, об этом животном» (глаголы в начальной форме выписаны на доске).
2. средние – составляют предложения по карточкам: вставьте артикль;
3. слабые – заполняют карточки, где надо заполнить пропуски (слова даются в рамочке).
В итоге получается, что все работали по одной же картине, но в то же время выполняли разные задания.
Вывод: отрабатывая, таким образом, грамматические явления, ученики усваивают их на доступном им уровне.
Другой пример: развитие памяти и умения общения. Работа идет в парах (группе). Каждому учащемуся дается своя картинка, которую он сможет показать своим собеседникам в течение 2—5 минут. После этого учащиеся должны как можно точнее сказать по очереди, что было изображено, при этом не повторяясь. Учащийся, показывавший картинку, может задавать наводящие вопросы: «А вы помните, что было справа от названного вами предмета? Висела ли картина на стене?»
Очень нравится 5 классам групповая работа на скорость нахождения разницы в предлагаемых рисунках. Здесь важно отметить победителей.
Индивидуализированные задания удобно задавать на дом. Ученик рассказывает в классе то, что выучил дома. Поскольку его товарищи не знакомы с содержанием его рассказа, то интересно и им, и рассказчику. Такая работа используется и в качестве речевой зарядки на уроке. Все ученики по очереди готовят рассказы о том, чем они интересуются, о своей семье, о своем питомце, о своем лучшем друге и т.д. В 5-х классах я практикую следующие индивидуальные домашние задания:
- учебно-методические пособия работы в режиме удаленного доступа;
- обучающие, тестирующие системы;
- аудиотеки, видеотеки, медиатеки;
- электронные библиотеки с удаленным доступом;
- средства обучения на основе обучающих систем;
- средства обучения на основе виртуальной реальности.
в) Средства контроля:
Для того чтобы понять, насколько эффективным будет изменение в работе учителя, можно использовать задания с разными видами контроля:
1. контролируемые: вопросно-ответные упражнения; заучивание диалогов, реплик; повторение – цепочка; посмотри и скажи; чтение диалогов по ролям; собирание «расстриженных текстов»; составление предложений по схеме.
2. самоконтролируемые: составление диалогов по схемам; послушай и впиши пропущенную информацию; игры «согласен-не согласен».
3. свободные от контроля: ролевые игры; дискуссии; интервью.
V. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для успешного достижения новых образовательных результатов необходимы следующие условия:
- укомплектованность печатными ресурсами (учебники, учебно-методическая литература, дополнительная литература на английском языке, словари, наглядные пособия, раздаточный материал);
- доступ к интернету, информационно-библиотечный центр;
е) организационные:
- достаточное количество кабинетов, игровая комната, комната отдыха, для проведения различного рода мероприятий.
Список источников и литературы:
Берштейн В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи //Иностранные языки в школе. - 2004. - №7 - С.17.
Вайсбурд М. Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устно речевому общению// Иностранные языки в школе.- 1999, №1.- С. 5-11.
Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/. Дата доступа 24.01.2014г.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. sinncom.ru›content/reforma/index1.htm. Дата доступа 20.01.2014г.
Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975.-184с.
Рогова В.Г. Технология обучения иностранным языкам. ИЯШ. - 1976.с.79
Стандарты второго поколения. Примерные программы по иностранному языку 5-9 классы. - М: Просвещение. – 2010 – с.5
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010г. №1897
Фолланд Д., Робертсон Д. The Conversation Class - Its Goals And Forms,- «English Language Teaching Journal», 1980.