Жизнедеятельность человека во всех сферах носит социальный характер, который проявляется либо как во взаимодействии с социальным окружением, так и в профессиональной деятельности. Как бы человек не был изолирован профессиональной средой, как бы не избегал живого общения с другими людьми, ему всё равно приходится вступать в социальные контакты. Более того, профессиональная деятельность в системе субъект-субъектных отношений требует наличия специальной способности, которая необходима для успешного взаимодействия с людьми. Данную способность специалисты назвали «социальный интеллект», о котором мы поговорим позже.
В условиях современной российской действительности институт образования столкнулся с необходимостью формирования у подрастающего поколения личностных качеств, которые позволили им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем.
Хотелось бы заметить, что в последние годы наблюдается снижение уровня коммуникативной компетентности у обучающихся. Этому явлению способствуют как внутренние, так и внешние факторы. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные уроки, которые используются в системе школьного образования, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности обучающихся к коммуникации. Поэтому использование педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся, становится весьма актуальной.
Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие социального интеллекта»
Развитие социального интеллекта обучающихся на основе дебатных технологий.
Жизнедеятельность человека во всех сферах носит социальный характер, который проявляется либо как во взаимодействии с социальным окружением, так и в профессиональной деятельности. Как бы человек не был изолирован профессиональной средой, как бы не избегал живого общения с другими людьми, ему всё равно приходится вступать в социальные контакты. Более того, профессиональная деятельность в системе субъект-субъектных отношений требует наличия специальной способности, которая необходима для успешного взаимодействия с людьми. Данную способность специалисты назвали «социальный интеллект», о котором мы поговорим позже.
В условиях современной российской действительности институт образования столкнулся с необходимостью формирования у подрастающего поколения личностных качеств, которые позволили им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем.
Хотелось бы заметить, что в последние годы наблюдается снижение уровня коммуникативной компетентности у обучающихся. Этому явлению способствуют как внутренние, так и внешние факторы. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные уроки, которые используются в системе школьного образования, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности обучающихся к коммуникации. Поэтому использование педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся, становится весьма актуальной.
Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.
Ключевые элементы социального интеллекта:
Беглость речи и речевых навыков. Можно легко заметить социально-интеллектуальную личность в обществе, по тому как он говорит и как умеет взаимодествовать в группе. Обучающийся с развитым социальным интеллектом легко ведет разговоры с различными людьми, будучи тактичным и убедительным в своих утверждениях. В совокупности все это мы можем назвать «навыками социальной выразительности»
Выигрывает тот, кто умеет слушать. Социльно-интеллектуальные люди обладают умением слушать . Как результат собеседник заканчивает дискуссию с ощущением полноты взаимосвязи с социально-интеллектальной личностью.
Осознание того, что переживает и чувствует собеседник. Обладающие социальным интеллектом, к тому же, очень наблюдательны. Другими словами личность умеет распознавать эмоции. Понимание эмоций является составляющей эмоционального и социального интеллекта. Опытные дебатеры компетентны в обоих терминах.
Социальная самоэффективность. Социально развитый человек умеет играть различные роли, тем самым, позволяя себе чувствовать себя уверенным с тем или иным собеседником. Как результат, человек чувствует себя полезным и ведет себя свободно. Все это психологи называют «социальной самоэффективностью»
Подача себя или навыки управления собой. Люди с социальным интеллектом обеспокоены тем, какое впечатление они оказывают на окружающих. Они обладают «искусством производить впечатление», соблюдая строгий баланс между внутренним «Я» и действительностью, позволяя тем самым показать свою аутентичность. Это, возможно, самый сложный элемент социального интеллекта.
Развитие социального интеллекта требует тяжелой работы и человеческого ресурса. Необходимо начать больше уделять внимание миру вокруг вас. Работа над собой приведет к динамике развития ораторских способнесте. Одним из способов развития социального интеллекта в школе является дебатная технология.
Дебаты- современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии. Которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты- упорядоченный, структурированный обмен мнений и суждений, что позволяет применить ключевые моменты социального интеллекта. Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития социального интеллекта у обучающихся, формируя у них компетенций, необходимых и полезных для успешной активности в условиях современного общества. Дебатная технология может применятся как на уроке, так и во внеурочное время. «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» делает огромный упор на поддержание и развитие дебатных технологий. Таким образом применение данной технологии способствует созданию устойчивой мотивации к обучению, путем расмотрения актульных проблем в различных сферах (образовательня, экономическая, политическая и т.д.). «Дебаты» стимулируют гимназистов на творческую и поисковую деятельность, что является неотъемлемой частью при формировании социального интеллекта. Дебатная технология решает весь спектр задач учебно-воспитательного процесса.
Дебатная технология предполагает:
Организацию обучающихся на поисковую учебно-познавательную деятельность, основанную на внутренней и внешней мотивации.
Активизацию обучающихся в сфере групповой работы путем рассмотрения различных вопросов, с точки зрения роли в дебатах.
Обеспечение общения не только в формате учитель-ученик, но и между обучающимися, в процессе добычи необходимой информации.
Возможности и функции дебатной технологии очень разнообразны:
Социализирующее значение.
Дебаты являются методом преподавания, посредством чего обучающиеся приобщаются к нормам гражданского общества. А общество, в свою очередь, предполагает умение конкурировать, обладать критическим мышлением, отстаивать свое мнение, на основании знаний, полученных при развитии социального интеллекта.
Воспитывающая функция.
Посредством дебатов, у обучающихся вырабатывается грамотные нормы поведения в совокупности с нравственными ценностями. Обучающиеся приобретают навыки реальной оценки себя на фоне окружающих.
Развивающая функция.
Дебаты позволяют развивать волю, память. Дебатер срособен развить и усовершенствовать навыки сравнения, анализа и делать полноценны вывод, учитывая разные взгляды.
Дидактическая функция.
Дебатная технология способна решить и комбинирует в себе все сотавляющие УУД (Универсальные учебные действия).
В зависимости от того, какие цели и задачи ставит учитель на уроке и во внеурочное время, возможно проведение двух типов дебатов:
В ходе организации дебатов, тьютор может столкнуться с рядом трудностей. Одно из таких трудностей является дух победы у дебатеров. Исходя из этого тренеру стоит поставить приоритетом обогащение знаний в тондеме с удовольствием. Иными словами, обучение должно иметь большее значение, чем победа. Дебатер должен твердо быть убежденным, что если он участвует только ради победы, то цель поставлена неверно.
И так, можно смело выделить три основных принципа дебатов:
Обучение важнее победы.
Честность. Если обучающийся принимает первый принцип, то и принцип честности легко усвоится. Если обучение и совершенсвование являются корнем дебатов, то снижается вероятность подтасовки аргументов. Назовем честность стержнем дебатов. Признать, что ты не все знаешь- уже победа над собой, использование подлинных фактов –обязанность дебатеров.
Уважение к оппоненту. В данном принципе, дебатер максимально должен использовать принципы социального интеллекта. Дебаты не касаются личности участников. Единственное «оружие дебатов» - это аргумент и контраргумент.
Соблюдение всех этих принципов, позволяют не только эффективно провести дебаты, в ходе игры обучающийся, шаг за шагом, развивает социальный интеллект и критическое мышление.
Так же стоит отметить, что залогом успешной игры являются не только обучающиеся, но и тьютор. Он тренера требуется выполнение определенных требований. А именно:
Руководитель дебатного куржка должен знать отлично не только свой предмет, но и предметы, изучаемые в школе. Уметь связать темы уроков с актуальными вопросами современного общества, с новейшими открытиями. Другими словами должен следить за ходом развития жизни 21-го века.
Вопросы дискуссии должны быть интересными и актуальными. От тьтора потребуется способность длительное время находиться в большом умственном напряжении.
Речь тренера. Она должна быть яркой, эмоционально, способно зажечь огонь в глазах обучающихся. Без этого речь приобретает характер информационно полезный, но никак не стимулирующий к учебно-познавательно деятельности.
Практическая часть
ГБОУ «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» на протяжении 6-ти лет практикует и развивает дебатные технологии. Целью данного кружка является воспитание социально-интеллектуально личности. В гимназии на сегодняшний день в дебатном кружке задействованы 12 активных участников.
Хотелось бы привести в пример выпускницу гимназии, Хайрединову Арзы – активную участницу дебатных турниров, обладательницу…(награды?) как яркий пример дебатера и личности, обладающей социальным интеллектом. Арзы- студентка МГУ. Активно использует все навыки социального интеллекта, тем самым на раннем этапе студентческой жизни добилась не малых успехов. Так, сейчас она является руководителем и модератором дебатного кружка в одной из московских школ. Является тренером и сертифицированным судьей дебатных турниров.
Развивая социальный интеллект, посредством дебатной технологии, обучающиеся гимназии-интерната из года в год показывают высокие результаты в олимпиадах и конкурсах. Так, команда дебатеров «DSM» стала победителем Всеукраинского дебатного турнира DniproOpen в 2013 году, победителем Gymnasium 9 DebateOpen. Хотелось бы, также привести статистику призовых мест в период с 2010-2013 гг. по англискому языку:
Для определения уровня социального интеллекта среди участников дебатного кружка, был проведен тест Гилфорда. Тесты социального интеллекта позволяют точно определить и змерить уровень развития социального интеллекта, а также изучить частные способности понимания людей. Для педагогов гимназии этот показатель очень важен, ибо он позваоляет прогнозировать успешность обучающихся в профессиональной деятельности. Тест предполагает собой 4 аспекта:
Способность предвидения последствий поведения.
Адекватность восприятия вербальной и невербальной экспрессии.
Понимание логики развити сложных ситуаций в обществе.
Понимание мотивов поведения людей.
Тест проводился среди двух групп, одна из которых занимается дебатами регулярно. Таким образом каждая группа составляла по 12 человек. Проведенный тест выявил следующие особенности социального интеллекта в группах:
Заклие
Подводя итог, стоит отметить, что получаемые лингвистические, интеллектуальные и социальные навыки способствуют успешному взаимодействию в обществе. Однако, несмотря на то, что дебаты являются важной формой проведения занятий в урочное и во внеурочное время, не следует излишне злоупотреблять данной формой работы, так как эмоциональный фон не может из урока в урок поддерживаться на высоком уровне. Недопустимо формальное отношение учащихся к дебатам.
Альтернативой дебатам может служить короткая дискуссия в начале каждого урока при определенном мастерстве и творческом подходе учителя, что станет хорошим мотивационным моментом перед изучением темы, особенно если тема и задачи урока будут определяться самими обучающиеся.
Обвинцев Г. Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 170-172.