Проблемная ситуация как средство развития социального интеллекта детей среднего дошкольного возраста
Проблемная ситуация как средство развития социального интеллекта детей среднего дошкольного возраста
На сегодняшний день в педагогической психологии отсутствует полная картина, дающая представление о развитии социального интеллекта ребенка среднего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами была предпринята попытка расширить арсенал используемых воспитателем средств, по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста, а именно развитию социального интеллекта дошкольников через решение проблемных ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемная ситуация как средство развития социального интеллекта детей среднего дошкольного возраста»
Проблемная ситуация как средство развития социального интеллекта детей среднего дошкольного возраста
Брюханова Галина Викторовна,
студентка 5 курса
Иркутского Государственного Университета
Понятие «социальный интеллект» - относительно новое направление в социальной психологии, понятие находится в процессе развития и восприятия. Социальный интеллект включает в себя развитие способности понять себя, свое поведение и поведение других, построить полезное взаимодействие по достижению своих целей.
Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э.Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Г.Олпорт определял социальный интеллект как особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продукт, которого – социальное приспособление, а не глубина понимания.
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н.Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».
Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, своих родных и близких, о мире вокруг него, что он чувствует, зависит правильное формирование черт социальной личности. Это, в свою очередь, влияет на успех адаптации в новой системе общественных отношений, на развитие своей активной, познавательной позиции. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить бок о бок с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе.
Так же стоит отметить, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, социальный интеллект является одним из компонентов социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, так как обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речи человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Поэтому развитию социального интеллекта в дошкольных образовательных учреждениях сейчас необходимо уделять особое внимание.
Нами была проведена диагностика по методике Рене Жиля, проективной методике «Неоконченные рассказы», а так же опрос воспитателей по выявлению уровня социального интеллекта детей среднего дошкольного возраста. В ней приняли участие 22 ребенка. В результате был выявлен средний уровень социального интеллекта детей. Стоит отметить, что дети знают нормы современного общества, но не всегда умеют применять их на практике. Так же прослеживается склонность детей к общению в небольших группах, а коллективное занятие дается многим с трудом, то есть высоко стремление к уединению и отгороженности.
Для решения данной проблемы, нами был разработан комплекс проблемных ситуаций по развитию социального интеллекта детей среднего дошкольного возраста.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми;
2. воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение;
3. ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему;
4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Приведем примеры таких ситуаций:
1. В сказке «Золушка» мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?
а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;
в) взял бы с собой, потому что все люди равны.
2. Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?
а) Правильно; я поступил бы так же;
б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.
Разбирая подобные ситуации, педагог воспитывает у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.
Человек, как считает С.Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом. Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений. Ведь это порождает робость.
Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе. Для ребенка 4–5 лет проблемы адаптации к социальному окружению встают достаточно остро. Диагностика уровня развития социального интеллекта позволяет предугадать и, возможно, частично разрешить проблемы социальной адаптации ребенка среднего дошкольного возраста.
На сегодняшний день в педагогической психологии отсутствует полная картина, дающая представление о развитии социального интеллекта ребенка среднего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами была предпринята попытка расширить арсенал используемых воспитателем средств, по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста, а именно развитию социального интеллекта дошкольников через решение проблемных ситуаций.