Развитие рефлексивных способностей учащихся на уроках английского языка
Развитие рефлексивных способностей учащихся на уроках английского языка
Понятие рефлексии в историческом ракурсе, восходящее ещё к Дж. Локку, открывает в ней сначала способность человека “познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы”. Затем эта способность, обозначенная П. Тейяром как отличительно человеческая способность, характеризуется тем, что человек уже “не просто знает, а знает, что знает”.
Итак,рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность. [1]
Одна из центральных задач образования – формирование активной созидательной личности, способной к осуществлению осознанной саморегуляции, имеющей непреходящее значение для максимальной реализации её возможностей.
Центральным звеном осознанной, т.е. произвольной саморегуляции является самооценка, определяющаянаправление и уровень активности человека, его отношение к миру и людям, к самому себе и в конечном итоге “потолок его достижений”. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Поэтому в школе учителю надо уделять большое внимание вопросам формирования самооценки. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми. [4]
Было доказано, что при обращении к анализу субъектом оснований собственных действий и деятельности в целом его самооценка становится более надёжным механизмом саморегуляции. Поэтому на учебных занятиях большое значение необходимо уделять организации рефлексивной деятельности, пользуясь методикой самоопределения учащихся. [2]
Рефлексивность и критичность при самооценке — важнейшее условие появления у ребёнка стремления к самосовершенствованию, к поиску образцов подражания, в то время как необоснованно высокая самооценка ведёт к самоуспокоенности, нежеланию что-либо изменить в себе. Учащиеся, проявившие при самооценке рефлексивность, достигают наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного, личного развития. Они находятся в постоянном поиске — поиске новых знаний, новых способов деятельности и самовыражения, в постоянных поисках себя, в процессе активного строительства своей личности.
Полезно стимулировать развитие у учащихся умений самоанализа и самооценки, используя такие средства, как сочинение “Мои достижения”, “Письмо в будущее”, игру “Машина времени” (дети пишут себе письмо в будущее, отмечая, что они хотят научиться делать, что хотят узнать, что будут уметь через год, через два года
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие рефлексивных способностей учащихся на уроках английского языка »
Куцаева В.И.
2014 г.
Свою работу я хотела бы начать со слов,
что каждый метод обучения делает активным тот,
кто его применяет.
Понятие рефлексии в историческом ракурсе, восходящее ещё к Дж. Локку, открывает в ней сначала способность человека “познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы”. Затем эта способность, обозначенная П. Тейяром как отличительно человеческая способность, характеризуется тем, что человек уже “не просто знает, а знает, что знает”.
Итак,рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность. [1]
Одна из центральных задач образования – формирование активной созидательной личности, способной к осуществлению осознанной саморегуляции, имеющей непреходящее значение для максимальной реализации её возможностей.
Центральным звеном осознанной, т.е. произвольной саморегуляции является самооценка, определяющаянаправление и уровень активности человека, его отношение кмиру и людям, к самому себе и в конечном итоге “потолок его достижений”. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Поэтому в школе учителю надо уделять большое внимание вопросам формирования самооценки. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми. [4]
Было доказано, что при обращении к анализу субъектом оснований собственных действий и деятельности в целом его самооценка становится более надёжным механизмом саморегуляции. Поэтому на учебных занятиях большое значение необходимо уделять организации рефлексивной деятельности, пользуясь методикой самоопределения учащихся. [2]
Рефлексивность и критичность при самооценке — важнейшее условие появления у ребёнка стремления к самосовершенствованию, к поиску образцов подражания, в то время как необоснованно высокая самооценка ведёт к самоуспокоенности, нежеланию что-либо изменить в себе. Учащиеся, проявившие при самооценке рефлексивность, достигают наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного, личного развития. Они находятся в постоянном поиске — поиске новых знаний, новых способов деятельности и самовыражения, в постоянных поисках себя, в процессе активного строительства своей личности.
Полезно стимулировать развитие у учащихся умений самоанализа и самооценки, используя такие средства, как сочинение “Мои достижения”, “Письмо в будущее”, игру “Машина времени” (дети пишут себе письмо в будущее, отмечая, что они хотят научиться делать, что хотят узнать, что будут уметь через год, через два года, пять лет и т.д.)
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Думаю, что начать надо с развития следующих видов рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и коллективной (групповой) формах.
При выборе того или иного вида рефлексии учитываю цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. [3] Для реализации данного вида рефлексии я использую следующие приёмы: (образцы карточек в файлах постоянно находятся на партах учащихся).
Образец № 1
To achieve the aim of the lesson I’ll have to…/I should… (use…/ look at…/ remember…/review…/ be…/open…/
To fulfill the task I should/must… (use…/ look at…/remember…/review…/ be…/open…/
Для учащихся младшего подросткового возраста очень важна оценка их учебной и познавательной деятельности. Поэтому в карточке рефлексии содержания учебного материала я обращаю на это внимание.
Образец № 2
Чтобы достичь цели, надо, прежде всего, к ней идти!
I want to receive a good mark today. That’s why I should
be attentive, emotional, active;
listen to my classmates, to my teacher;
ask and answer different questions;
participate in discussion;
review some words and grammar rules;
read a lot;
open the book at page….
Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. На одном из этапов урока я предлагаю учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определённого вида деятельности, задания, упражнения.
Образец № 3
Say what you have just done and how you’ve done it.
I (we) have just
read an extract from the fairy-tale “…”;
acted out the dialogue;
practiced grammar;
asked and answered different questions;
played a game;
written a test;
retold the story…;
reviewed the words.
В конце урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Сначала анализ проводится в парах, затем один из учеников анализирует результаты урока перед всем классом (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик).
Образец № 4
Finish the sentences:
We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson.
Умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо также учить детей, как мы учим их знаниям, умениям, навыкам, самостоятельному мышлению.
Образец № 5
Кроме того, стимулирую учащихся использовать данный вид рефлексии при комментировании отметок за выполненные задания и называть те знания и умения, которые усвоил или проявил ученик.
Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, использую самый простой вариант (я им пользуюсь на начальном этапе обучения иностранному языку) – учащиеся получают карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Детямпредлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению: выберите рисунок, который соответствует Вашему настроению: Choose the drawing that reflects your spirits: (можно предложить и подбор других рисунков). Данный вид рефлексии можно использовать в начале и в конце урока одновременно, чтобы учитель мог судить, как меняется настроение учащихся.
Эффективен приём “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.
В среднем звене и на старшей ступени я предлагаю учащимся следующие опоры, которые постоянно находятся на их столах.
Образец №6
What emotions do you feel?
I feel
Сначала предлагаю высказывать свои мысли всем желающим, но постепенно в этот процесс включаются и остальные ребята.
На этапе чтения по методике Зайцева ребёнок должен осознавать, для чего он это делает.
Образец №7
Why is reading useful?
Reading is useful because it helps us to:
broad our mind;
get knowledge;
learn something new;
develop and improve our speech;
brush up our English…
Развитие рефлексивных способностей учащихся призвано облегчить вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.
Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями. Наряду с тем, что он должен уметь осуществлять разные виды деятельности, пользоваться новыми информационными технологиями, он должен быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться избегать и преодолевать конфликты. Поэтому мне всегда интересно узнавать мнение выпускников об эффективности нашей педагогической деятельности. В связи с этим я разработала анкету для учащихся, заканчивающих школу и использую её обычно на последнем уроке английского языка. На результаты анкетирования опираюсь в своей дальнейшей работе.
Dear school-leaver, answer the following questions, please.
№
Has the school taught you to…?
Yes
No
1
work with books
2
make brief notes
3
express your opinion
4
love and respect people
5
avoid problems
6
solve problems
7
love your country
8
take any decision yourself
9
be responsible
10
be proud of your country
11
understand the world
12
protect the nature
13
be confident
14
achieve the goal
15
be independent
16
be in a team
17
be proud of yourself
18
develop your abilities
19
be tolerant
20
not to be in despair, if you loose
Has the school helped you to…?
1
prepare for your future life
2
prepare for your future profession
3
choose your future profession
4
believe in yourself
5
broad your mind
6
solve some problems
7
earn money
8
not to feel lonely
9
develop your skills
10
learn your traits of character
11
improve(change) your traits of character
I wish the school had taught me…
to …
to…
to…
Итак, посредством рефлексивных действий ученик осознанно выдвигает цели деятельности и поведения, строит программы их осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, трансформирует заданное извне в личностно значимое, прогнозирует последствия совершаемых действий и поступков. Высокий уровень развития самооценки соотносим с наличием у учащегося умения обосновывать её, актуализировать используемые средства её обеспечения. [1] Чтобы добиться успехов в этой области, необходимо теснейшее сотрудничество с коллегами. К тому же постоянно встает вопрос: как организовать учащихся с целью развития у них рефлексии на каждом уроке не в ущерб программе? Проблема заключается и в отсутствии сформированной, чётко направленной психологической помощи (из-за перегруженности психолога школы) учащимся и преподавателям, которая предполагала бы проведение диагностик, тренингов, направленных на формирование навыков кооперативной деятельности.
Подготовила: Куцаева В.И.
Г. Джанкой
2014 г.
Цель: познакомить учителей с некоторыми активными методами обучения на различных этапах технологии активных методов обучения (АМО) на примере фрагмента урока по английскому языку, чтобы увидеть, проанализировать и лучше понять содержание и суть активных методов. Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс
обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования?” Одна китайская притча гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму”. Совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Именно поэтому мой опыт сосредоточен на использовании активных методов обучения.
Сегодня технология АМО – это эффективная технология, которая позволяет
значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.
Эффективность технологии АМО определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации направлены на активизацию познавательной, аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Новые ФГОСы четко определили приоритеты общего среднего образования, определив главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. Новая стратегия образования нацелена на полноценное развитие личности, а это означает. Что современный выпускник школы должен обладать не только набором предметных знаний, но также и развитыми способностями применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетентностей. Важнейшим условием полноценной реализации данной стратегии является изменение позиции обучающегося: из пассивного объекта в активного, творческого, целеустремленного субъекта. Для реализации новой стратегии требуются новые образовательные технологии.
Технология АМО дает педагогу возможность сделать уроки современными,
отвечающие потребностям обучающихся, родителей, общества, времени. Образовательная активность входящих в эту систему методов строиться на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении, рефлексии. В соответствии с технологией, все образовательные мероприятия делятся на логически связные фазы и этапы.
- вхождение или погружение в тему (определение целей урока);
- формирование ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла
урока );
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
- закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)
- интерактивная лекция (передача и объяснение новой информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой);
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:
- эмоциональная разрядка (разминки);
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и
разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Более подробно с активными методами обучения можно познакомиться на сайте:
http://moi-amour.ru/
Фрагмент урока английского языка по теме:
«Теперь я знаю алфавит!»
1. Фаза Инициация:
Прием «Ваш билетик?»
Цель – создание неформальной обстановки в начале урока и позитивного настроя на восприятие темы.
Задачи:
1) проговорить лексические единицы одновременно с осмыслением их значений на
основе угадывания через движение.
2) проверить выполнение домашнего задания
Продолжительность проведения 5 минут
Необходимые материалы: мячик
Предварительная подготовка
Ученики самостоятельно выбирают такое слово, значение которого должны передать движением, и записывают его на отдельном листочке, на английском языке без перевода, или подбирают картинку. Этот «билетик» будет своеобразным пропуском на урок-игру.
Технология проведения
Условия: наличие свободного пространства посредине помещения, парты и стулья
должны стоять полукругом вдоль стен комнаты.
Все участники встают в круг. Учитель берет в руки мяч и произносит: «Ваш билетик?».
Ученики показывают свои билетики лицевой стороной к себе. Те, у кого не оказалось билетика, выходят из круга и платят «штраф» в размере стократного написания какого-нибудь английского слова по изученной теме (можно из числа тех карточек, которые приготовили ребята, выполнившие домашнее задание). Далее учитель бросает мяч тому, кто поднимает руку, выражая готовность показать движениями значение того слова, которое он выбрал. Все пытаются угадать, проговаривая предположения. Когда слово угадано, можно сесть на место.
Примечание
Метод вынуждает быть активными (поднимать руку) даже тех, кто делает это очень редко, так как нельзя будет сесть за парту незаметно.
Варианты проведения метода
В качестве варианта можно предложить ребятам просто произнести слово по-английски, а окружающим дать перевод, или показать картинку, когда не получается с движениями.
2. Фаза Проработка содержания темы
Прием «Автобусная остановка»
Цель: организовать работу над темой в малых группах
Задачи:
1) актуализировать имеющиеся знания букв алфавита, соотнесение букв, звуков, картинок
и слов начинающихся с этой буквы
2) создать условия для сотрудничества между одноклассниками
Ученики группами по 3-4 человека распределяются по трем пунктам (A, B, C, ) и по команде или по сигналу отправления переходят от одного места ко второму и третьему в заданном направлении, В течение 2 – 3-х минут каждая группа имеет возможность выполнить предлагаемые там задания.
Задание №1: записать строчную букву и знак транскрипции, соответствующие заглавной
букве. Прейти на новую «остановку».
Задание №2: наклеить картинку, обозначающую слово, которое должно начинаться с той же буквы. Перейти на следующую «автобусную остановку»
Задание №3: написать слово – подписать картинку.
Представители каждой из команд выходят с выполненным заданием. Выстраиваются в алфавитном порядке, «защищают» свою работу. Т.О. учащиеся
3. Домашнее задание: Выполнить проект по теме «Теперь я знаю алфавит!» (книга-
алфавит) используя задания веб-квеста: http://abcquest.jimdo.com/
Веб-квест – это:
современная технология, основанная на проектном методе обучения,
предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей
ролью обучающего.
сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя учебную задачу.
Особенность в том, что часть или вся информация для самостоятельной или
групповой работы учащихся находиться на различных веб-сайтах и веб-квест
является сценарием организации проектной деятельности учащихся.
4. Подведение итогов (рефлексия)
Прием «Мухомор»
Цель: выяснить впечатления участников.
Нарисовать круг, разделить на сектора по количеству вопросов, вопросы записать вне круга. Участникам предоставляется возможность нанести точки. Чем ближе точка к середине, тем больше удовлетворенность.
Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В нем
комфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Войдите в этот мир и станьте его
полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь
управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интересней и
эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми!
Литература
1. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга
современного педагога. Ч.1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся,
качественное формирование УУД и компетентностей. Удовольствие от процесса и
результатов обучения/ Т.В.Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 250 с. – (Серия
«Это – ты»). Библиогр.: с. 248-249, в прил. И плодстроч.примеч. – ISBN 978-5-
91997-0538.
2. Электронная книга «Копилочка активных методов обучения».