ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
  М.Н. Шурхай
  МАОУ «СОШ №40»
 учитель иностранного языка
 
 
 
  Проблема детской жестокости в наши дни приобрела большую  
 актуальность, так как в последнее десятилетие наблюдается большой рост  
 насилия в детских коллективах, что бесспорно вызывает озабоченность у  
 родителей, педагогов, психологов и врачей. Статистика этому явлению  
 показывает, что у ребенка 12-15 лет страх стать жертвой школьного насилия  
 стоит на лидирующем месте. Хотя Федеральный Закон «Об образовании в  
 РФ» акцентирует внимание на гуманистическом характере образования [5].  
 Поэтому проблема изучения данного явления - школьного насилия,  
 является очень важной. Следует отметить, что феномен школьного насилия  
 («буллинг» в пер. с англ. – «травля», «третирование», «запугивание»)  
 известен уже более века [6].
  Этой проблемой занимались А. Миллер, А. Адлер, Л. Моз, К.  
 Бассиюне,Е. Роланд, А. Гугтенбюль [4], а среди отечественных  
 исследователей можно отметить работы И.С. Кона [1; 2], О. Маланцева  
 [3], О.А. Мальцевой [4],Г.С. Семенова [8].
  Следует отметить, что причинами буллинга могут быть абсолютно  
 любые обстоятельства. Допустим, неприязнь, зависть, нейтрализация  
 соперника, подчинение лидеру. Успеваемость также может стать одним  
 из факторов влияния на репутацию ученика: к примеру, чем ниже  
 успеваемость у ученика, тем хуже относятся к нему его одноклассники.  
 Ряд других причин также может стать результатом агрессивного  
 проявления, а именно: оценка ребенка другими людьми, враждебность,  
 злость, зависть, желание возмездия [10, с.135]. Иначе говоря,  
 мотивация буллинга – это всегда зависть, месть, самоутверждение, а  
 также удовлетворение садистских потребностей.
  Результаты и последствия школьного буллинга ужасны для его  
 жертвы: ребенок, который подвергся жестокости от своих же  
 сверстников, становится изгоем в коллективе, у него появляется  
 социофобия (боязнь общества), падает самооценка, он перестаёт себя  
 уважать и верить в себя, что впоследствии иногда приводит к суициду.
 Психолого-педагогическая профилактика буллинга направлена в своей  
 деятельности на предотвращение или удержание на социально - приемлемом  
 уровне, через ликвидацию или нейтрализацию причин, которые его  
 порождают.
  Самыми первыми и примитивными мерами профилактики должны быть:
 − педагогические (беседы, кризисная интервенция),
 − психологические (тренинги, индивидуальные консультации);
 − социальные (общественное осуждение явления).
  Для предотвращения буллинга в школе, главное не только уметь  
 владеть методами педагогического наблюдения, вовремя фиксируя и  
 выявляя опасные поведенческие проявления детей, потенциально  
 склонных к агрессии по отношению к сверстникам, но и принимать  
 действенное, молниеносное участие в предотвращении любых проявлений  
 школьного буллинга.  
  Выявить, увидеть и устранить на корню зарождающиеся конфликты  
 и минимизировать шансы возникновения насилия сможет только  
 совместно организованная досуговая, профилактическая, коррекционная,  
 консультационная деятельность педагога, так же педагога дополнительного  
 образования с подростками, социального педагога, психолога школы [7].
  Вся эта работа очень важна, поэтому со школьной скамьи  
 необходимо приобретать глубокие знания по проблеме девиантного  
 поведения подростков, учиться анализировать разнообразные  
 ситуации, своевременно приобретая необходимые общие и  
 профессиональные компетенции [9, с.44-54].
  В дальнейшем, несомненно, это поможет демонстрировать  
 подросткам конструктивные формы взаимоотношений, проявляя  
 чуткость, внимание к их проблемам. В конечном итоге это будет  
 способствовать искоренению такого страшного и деструктивного  
 явления, как школьный буллинг.
 
 
 
 Список использованной литературы
 1. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006.
 №11. С. 15–18
 2. Кон И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг // Мальчик – отец мужчины
 / Bookap.info: [сайт]. [2015]. URL:
 http://bookap.info/vozrast/kon_malchik_otets_muzhchiny/gl52.shtm (дата
 обращения: 20.12.2015).
 3. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная
 педагогика. 2007. № 4. С. 90–92.
 4. Мальцева О.А. Буллинг: психолого-педагогические причины и следствия //
 Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы
 ее преодоления [Электронный ресурс] // Refdb.ru: [сайт]. [2004]. URL:
 http://refdb.ru/look/2946783.html (дата обращения: 18.12.15).
 5. Об образовании РФ [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от
 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы
 «Консультант Плюс».
 6. Профилактика буллинга в подростковом возрасте [Электронный ресурс] //
 Zvonoknaurok.ru: [портал]. [2013]. URL:
 http://zvonoknaurok.ru/publ/shkolnyj_psikholog/rabota_psikhologa_s_uchenikami
 /profilaktika_bullinga_v_podrostkovom_vozraste/25-1-0-4048 (дата обращения:
 18.12.15).
 7. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы
 ее преодоления [Электронный ресурс] // Gigabaza.ru: [сайт]. [2004]. URL:
 http://gigabaza.ru/doc/77798-p4.html (дата обращения: 18.12.15).
 8. Семенов Г.С. Новенький в классе // Воспитание школьников. 2010. №7. С.
 35-36.