kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности на уроках английского языка.»



Развитие читательской грамотности на уроках английского языка.

Читательская грамотность на уроках английского языка является одним из направлений формирования функциональной грамотности
Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.
Развитие читательской грамотности — это очень актуальное и самое востребованное направление. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом.
И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

 Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

 Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
  Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
    Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
    Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
    Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

В своей практике учителя` часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с иноязычным текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов, не умеют читать диаграммы, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не в состоянии сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не умеют актуализировать наличные умения, не могут перенести знания и умения из одной области на другую, часто подменяют задание на более привычное, знакомое.
Английский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

      В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.
К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:
-описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
-повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
-рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, комиксы и т.д.

Соответственно мы должны учить детей:
 - Различать сплошные и несплошные тексты
- Извлекать информацию из несплошных текстов
- Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот
- Самостоятельно создавать несплошные тексты
- Оценивать полученную информацию
  Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности.

   Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:
-текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»
-объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
-наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)
-наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор
-текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

       Рассмотрим методы работы с некоторыми из примеров несплошных текстов на уроках английского языка в средней и старшей школе.

    При изучении темы «Увлечения/хобби» учащимся можно предложить сделать опрос своих одноклассников на английском языке, заполнить таблицу и сделать вывод, изобразив шкалу в виде графика. График — это наглядное представление зависимости одной величины от другой.

Задание

Make a survey. Ask your classmates about what he/she can do. Fill the table and tell the class what the most popular activity is.

Можно усложнить работу, предложив выполнить вычисления в процентах. В ходе выполнения задания учащиеся учатся задавать вопрос собеседнику (отрабатывается умение работы в паре), анализировать полученную информацию, изображать ее в виде графика и представлять полученный результат аудитории. Такой вид работы будет наиболее интересным и продуктивным при использовании групповой формы работы (опрос ведется внутри группы, а представление результата - другим группам). Такой вид задания предполагает межпредметную связь, а именно для необходимых вычислений участникам процесса понадобятся познания в области математических вычислений. Также не исключается построение диаграмм.  Диаграмма – геометрическое изображение, позволяющее увидеть показатели в их сравнении или проследить динамику развития какого-либо явления. Выполняется в различных вариантах (bar charts, pie charts, histograms, pictograms, tables). Цифровые данные обычно располагаются от большего к меньшему. Подобный способ расположения помогает ученикам эффективно сравнивать, обобщать и анализировать.

При описании любого графика важно упомянуть:
1) какой график перед вами находится и какую информацию он предоставляет;
2) основные характеристики и тенденции, показанные на графике;
3) общее впечатление о графике.

 Рисунок – изображение объектов или явлений, выполняемое с помощью контурных линий, штрихов, пятен.
С помощью наглядности ученик лучше усваивает лексический материал. Также картинки используют как опору при описании чего-либо или кого-либо. Например, при описании дома, комнаты, семьи, внешности и т.д. Можно выполнить задание наоборот: по тексту нарисовать картинку. Такие упражнения полезны при описании маршрута, комнаты, внешности и т.д. Например, при изучении темы «Части тела» или «Животные» можно выполнить следующее задание, в котором учащимся будет предложено описать изображение на картинке, используя план как опору.
Задание
Describe a picture using the plan.
The picture shows …..
— height, size
— ears, eyes and nose
— tail
— colour                                                                      

Ученикам старших классов будет продуктивнее предложить задания более сложного уровня. Школьнику дают определенный документ с несплошным текстом. Это может быть чек из магазина, грамота, водительские права, свидетельство о рождении, заполненная анкета, медицинская карта, справка, объявление и т.п. Например, учащимся предлагается составить диалог (работа в парах), используя информацию из афиши. Можно дать возможность изменить диалог, заменяя выделенные фразы, на усмотрение учащихся, тем самым не заключать их в рамки, а дать возможность проявить свои творческие умения.

     Не менее интересно упражнение, носящее название «Облако слов». Облака слов или, как мы привыкли, word clouds – это изображения, которые формируются из списка слов. Обычно, чем чаще слово появляется в списке, тем большего размера или чаще оно будет встречаться в облаке слов. Word cloud необязательно имеет форму облака. В зависимости от программы (Wordclouds.com, AnswerGarden), в которой его создали, изображение может выглядеть как сердце, дерево и т.д. Шрифт, цветовую схему и ориентацию можно настроить и создать уникальный дизайн.

Что делать с облаками на занятиях английского?
— Актуализация предварительных знаний. Можно задать тему урока и попросить учеников вспомнить все слова на английском, связанные с этой темой. После того как все слова будут добавлены в облако, учащиеся обсуждают слова, которых они не знают в парах или небольших группах, или ищут их в словаре.
— Изучение синонимов и словообразования. Такой навык необходим всем, кто готовится к экзаменам по английскому, например, ЕГЭ, FCE, IELTS и не только.
— Отслеживать прогресс. Вместе с учениками можно сравнить два облака слов. Первое облако создаём вместе с ними перед изучением новой темы или юнита. По завершении сформируем новый список слов, связанный с темой. Сравниваем эти облака. Смотрим, какие изменения произошли в знаниях учащихся по теме? Увеличился ли их словарный запас? Знают ли они больше понятий, связанных с темой? Было ли проще формировать список перед введением темы или после завершения?
— Голосования. С помощью word cloud ученики могут голосовать за определенную идею. Например, выбирать тему для эссе, соглашаться или не соглашаться с доводами, решать что-то вместе.
— Получить фидбэк (рефле`ксию). Использовать облако – лучшая идея, ведь все ответы анонимны. В конце урока или темы можно спросить учеников, что нового и полезного они выучили или то, над чем, по их мнению, им придется еще работать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка.

Автор: Федулкина Анастасия Геннадьевна

Дата: 22.08.2024

Номер свидетельства: 655197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Формирование читательской грамотности на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_angliiskogo_iazyka_1"
    ["file_id"] => string(6) "623109"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673783033"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Развитие читательской грамотности как условие успешного формирования речевой компетенции на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_chitatelskoi_gramotnosti_kak_uslovie_uspeshnogo_formirovaniia_rechevoi_"
    ["file_id"] => string(6) "636672"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1694941989"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока английского языка в 10 классе "We are different but we are together""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_angliiskogo_iazyka_v_10_klasse_we_are_different_but_we_are_togeth"
    ["file_id"] => string(6) "651931"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1717221364"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Открытый урок по английскому языку "Распорядок дня (Daily routine)""
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi_urok_po_angliiskomu_iazyku_rasporiadok_dnia_daily_routine"
    ["file_id"] => string(6) "613228"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1663519318"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(78) "formirovanie_i_razvitie_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "662342"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1734788588"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства