Просмотр содержимого документа
«Прогрессивные технологии в обучении английскому языку»
Прогрессивные технологии в обучении английскому языку
В образовательном процессе сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.
Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Активизировать познавательную деятельность.
Рассматривая в связи с этим технологический аспект образования в образовательных учреждениях, отметим, что в настоящее время наиболее широко используются личностно ориентированные и информационные технологии обучения. Личностно ориентированные технологии представлены технологиями дифференциации и индивидуализации обучения, проектными технологиями и т.д. Основными формами использования информационных технологий являются следующие:
1) мультимедиауроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
2) уроки на основе авторских компьютерных презентаций в ходе лекций, семинаров, лабораторных работ, докладов студентов. Так, с помощью компьютерной программы PowerPoint преподаватели организуют серии мультимедийных уроков, учебных модулей, электронных учебных пособий, которые позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме - слайды, текст, видеофильм и т.д.;
3) тестирование на компьютерах;
4) телекоммуникационные проекты, работа с аудио- и видеоресурсами в режиме онлайн;
5) дистанционное обучение, включающее все формы образовательной активности, осуществляемые без личного контакта учителя и ученика. В глобальной сети Интернет представлены сегодня практически любые образовательные услуги начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая полноценными программами высшего образования;
6) голосовой чат по локальной сети, используемый для обучения фонетике. Так, для реализации чата применяются бесплатные программы Net Speakerphone или Speaker, позволяющие общаться в любом режиме: учитель-ученик, ученик-ученик, режим конференции;
Все это направлено на создание иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам, для достижения чего и используются технические средства обучения. Так, например, компьютерные обучающие программы на занятиях по иностранному языку позволяют осуществлять следующие формы работы: отработка произношения; работа над грамматическим материалом; расширение словарного запаса; обучение письму; обучение монологической и диалогической речи и т.д.
Интернет-технологии в обучении иностранному языку
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.[1]
Интернет-ресурсы являются: полифункциональными, интерактивными, характеризуемыми диалоговым взаимодействием, многообразием режимов и форм работы.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа на уроке направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживание и поддержание деловых связей и контактов со своими сверстниками в англоязычных странах. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Проблема особенностей построения курса английского языка в неязыковом О.У. (образовательное учреждение) относится к одной из актуальных проблем современной методики. Дело в том, что традиционно изучение английского языка относилось к части лингвистических, гуманитарных дисциплин, входящих в круг «общего развития» для студентов. Между тем, ситуация в мировом образовании и на рынке труда подсказывает нам, что английский язык в современном мире — это не столько учебная дисциплина или сфера науки, но очень важный инструмент, который отражает уровень конкурентоспособности студента и выпускника. В условиях современного информационного общества выпускник вуза должен иметь не только фундаментальную профильную подготовку, но и овладеть максимумом компетенций, чтобы быть наиболее востребованным на рынке труда. [1]
В настоящее время приоритет отдается
коммуникативности,
интерактивности,
аутентичности общения,
изучению языка в культурном контексте,
автономности и гуманизации обучения.
Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению.[2 ]
Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Хочется подробней остановиться на обучении аудированию.
Обучение аудированию в условиях коммуникативного взаимодействия
включает два процесса – восприятие и понимание звучащей речи. С одной стороны, аудирование представляет собой анализ и синтез материальных средств языка, с другой – результат анализа и синтеза смысловых значений этих средств. [ 3]
Обучение аудированию в идеальном случае предполагает обучение восприятию и пониманию естественной иноязычной речи, однако, в условиях неязыкового факультета это вызывает определенные трудности. Отсюда возникает проблема, каким образом необходимо готовить студентов к восприятию иноязычной речи в устном общении. Обучение пониманию аудио-текстов на иностранном языке, по мнению Н.В. Елухиной проходит три взаимосвязанных этапа, при этом каждый последующий этап предполагает качественно пройденный предыдущий. Первый этап – элементарный – предполагает формирование рецептивной базы, развитие механизмов восприятия иноязычной звучащей речи. Он предваряет собственно аудирование .
Второй этап – продвинутый – предполагает формирование способности воспринимать и понимать устные иноязычные тексты определенной длины и сложности, то есть развитие более сложных умений восприятия на слух. Третий этап – завершающий – предполагает овладение аудированием, как составляющей устного речевого общения, то есть приобретения способности осмысленно участвовать (в рецептивном плане) в устном иноязычном общении. Выбор аудиоматериалов и способов работы с ними должен соответствовать уровню подготовленности студентов.
Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей.
Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. К примеру, Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD - открытый форум, представляющий собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий.
Метод проектов и познавательной деятельности
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. [ Брейгина М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку / М.Е. Брейгина // Иностр. яз. в шк. – 2000. – № 2. – С. 10-15.] [ 4]
Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику.
Метод проектов формирует у учащихся
коммуникативные навыки,
культуру общения,
умения кратко и доступно формулировать мысли,
терпимо относиться к мнению партнёров по общению,
развивать умение добывать информацию из разных источников,
обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий,
создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.[5]
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, он-лайн словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.[6]
К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им не понятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании.
Согласно психологической теории деятельности, обучение любому виду деятельности происходит в процессе выполнения этой деятельности, действий и операций, с ней связанных. Поэтому для обучения студентов различным видам речевой деятельности необходимо предоставить каждому обучающемуся возможность практического овладения тем или иным видом речевой деятельности. В целях улучшения усвояемости материала, при изучении иностранного языка студентами необходимо постоянно Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации.[]7
Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой.
Таким образом, использование новых технологий в обучении иностранным языкам, несомненно, несет в себе огромный педагогический потенциал, являясь одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс
Дубова М.В. Компетентность и компетенция как педагогические категории: определение, структура, классификация // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2 (6). - с. 17
Методика обучения иностранным языкам в новых условиях: монография / М.З. Биболетова, И.Л. Бим, М.Е. Брейгина и др.; под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.
Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики // Иностранные языки в школе. – 1989. – №2. - с. 108
Брейгина М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку / М.Е. Брейгина // Иностр. яз. в шк. – 2000. – № 2.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. яз. в шк. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
7. Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3: Сиразеева А.Ф, Валеева Л.А
Касымова Ольга Александровна,
преподаватель ГБПОУ ВО «Воронежский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности»
2Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3: Сиразеева А.Ф, Валеева Л.А
Дубова М.В. Компетентность и компетенция как педагогические категории: определение, структура, классификация // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2 (6). - с. 17
3 Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики // Иностранные языки в школе. – 1989. – №2. - с. 108 [Текст]
4 Брейгина М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку / М.Е. Брейгина // Иностр. яз. в шк. – 2000. – № 2. – С. 10-15
55 Методика обучения иностранным языкам в новых условиях: монография / М.З. Биболетова, И.Л. Бим,
6
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. яз. в шк. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
7 Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3: Сиразеева А.Ф, Валеева Л.А