Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках английского языка»
Содержание
Использование игр – один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка…………………………………………………………3
Виды игр.
1) подвижные игры…………………………………………………………………...5
2) обучающие игры…………………………………………………………………...5
а) ролевые……………………………………………………………………….......5
б) фонетические…………………………………………………………………….7
в) лексические………………………………………………………………………7
г) грамматические…………………………………………………………………..8
3) творческие игры……………………………………………………………………9
4) настольные игры………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………………...11
Использование игр – один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета.
Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и средство взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Зажечь искорку интереса в глазах ребенка, сделать учение посильным и радостным – непростая задача каждого учителя.
Я, как учитель английского языка, стараюсь объяснить детям всю значимость данного предмета. Успех в обучении иностранному языку может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес учащихся к предмету. Необходимо использовать в обучении современные методы и технологии.
Игровые технологии обладают, на мой взгляд, чрезвычайно широкими образовательными, развивающими и воспитательными возможностями. Они тесно взаимосвязаны со здоровье - сберегающими и информационно-коммуникативными технологиями. Так, например, проведение физминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровье сберегающие технологии, а чтение сказки о волшебном острове и выполнение заданий по ней с использованием презентации – игровые и информационно-коммуникативные технологии.
Хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:
1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению; 2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; 3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
1) Дидактическая цель ставится перед учащимся вформе игровой задачи; 2) Учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3) Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; 4) Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Существуют различные формы игр:
1) положительно - эмоциональной насыщенности;
2) реализации личности в коллективе;
3) максимальной мотивированности учебных ситуаций;
4) рационального сочетания коммуникативного и системного подходов.
Практика показывает положительное влияние на воспитательно - образовательный процесс всех видов игр: дидактических, творческих, подвижных и т.д. Игровые приемы бесконечно разнообразны. Следует упомянуть некоторые из них.
Виды игр.
Подвижные игры.
Жизнь ребенка немыслима без движений. Поэтому подвижная игра создает благоприятную почву для развития двигательной активности детей, укрепления их здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач.
Среди подвижных игр можно отметить такие игры, как зарядка, игра в животных, игры на внимание, стихи и песни, сопровождаемые движениями, игра-соревнование, игры с мячом (игра «Угадай, ты кто?», игра «Повторяй за мной» на глаголы движения, «Цепочка»). По мере усвоения учащимися новой лексики игры усложняются и видоизменяются. Сначала ведущим может учитель, затем ученик и наконец, групповые соревнования. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики.
Обучающие игры.
Они помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. Специфика обучающих игр заключается в том, что:
- учащиеся играют свои собственные роли (в отличие от ролевых игр);
- учебные задания выполняются на уроке, но это групповая деятельность, т.е. от результатов работы одного зависит результат деятельности других.
Игровой компонент моделей заключается в принятии ими решений о содержании и смысле текста в условиях неопределенности, так как они располагают неполной информацией. Следует дешифровать текст. Игровой компонент состоит в расшифровке сжатого текста. Такие игры актуальны при изучении грамматических явлений (игры «Забавное дерево», где необходимо собрать листву, чтобы восстановить слова, для среднего звена - игра «Алиби», где необходимо спасти себя, поставив правильную форму глагола в протокол допроса и т.п.).
Обучающие игры в начальной школе позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению, способствуют реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как соперничество и стремление к победе заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать все новое. Игры помогают развивать память, внимание, логическое мышление.
Особенно большой интерес игровые моменты на уроках вызывают у младших школьников. Остановимся на некоторых играх, которые можно использовать при работе с различными учебными ситуациями в начальной школе.
К обучающим играм можно отнести: ролевые, фонетические, лексические и грамматические.
а) Ролевые игры.
Этот вид игр имеет большое значение для развития навыков общения. Ролевая игра – это спонтанное поведение учащегося, его реакция на поведение других людей, участвующих в ситуации.
Ролевая игра обычно основывается на решении проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности обучающегося на занятии. Необходимость найти решение поставленной проблемы обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И наконец, потребность тщательного продумывания ситуации, поиска единственно правильного с точки зрения участника игры выхода развивает логическое мышление, умение аргументировано высказываться. Основными правилами ролевой игры являются: ученику предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни. Это может быть все, что угодно: от встречи знакомого на улице до гораздо более сложной ситуации (деловых переговоров, конференций);
ученику необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других ему придется взять на себя воображаемую роль;
ролевые игры наиболее привлекательны для детей, так как, играя, они могут полностью проявить свою фантазию. Принимая на себя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявляют заложенные в нем творческие возможности.
Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активны, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее.
Основные требования к ролевой игре
1. Игра должна вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее стоит проводить на основе ситуации адекватной реальной ситуации общения 2. Ролевая игра должна быть хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована 3. Она должна быть принята всей группой 4. Игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может использовать разные роли 5. Ролевая игра организуется так, чтобы учащиеся могли в активном ролевом общении максимально использовать отрабатываемый речевой материал.
Ролевая игра хороша и тем, что в ее процессе школьники не только произносят слова -роли, но и выполняют соответствующее действие, которое своей естественностью помогает снять напряжение, которое обычно наступает в момент речи. Ролевая игра построена на диалогической речи учащихся. Овладение диалогической речью осуществляется в три этапа:
1. Овладение диалогическими единицами 2. Овладение микродиалогами 3. Создание собственных диалогов различных функциональных типов. В каждой группе используется ролевая игра.
Среди популярных обучающихся ролевых игр следует назвать такие игры, как: «В магазине», «На улицах города», «Скоро лето», «В аэропорту», «В кафе», тематические дебаты, экологическая конференция и т.д. Отдельно хочется сказать про игровой момент «Интервью». Целью данной работы является опрос всех присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого ученики, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке, выбирают другого ученика и т.д. затем учащийся подводит количественные итоги своего опроса. Темы могут быть самые разнообразные: хобби, спорт, музыка, книги, путешествие и т.д. Этот процесс является средством интенсивной речевой тренировки, т.к. каждый учащийся 13-15 раз формулирует свой вопрос и дает столько же ответов.
б) Фонетические игры.
Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
Teacher: Сейчас потренируем наши язычки. Mr.Tongue работал и устал [u-u-u-gud], отдохнул и обрадовался [m –m –m- mæn]. Mr.Tongue решил пригласить гостей. Надо убрать в комнате.Mr.Tongue решил выбить пыль из дивана [d – d –d - daun]. А теперь пыль из ковра [t – t – t –sit]. Пришли гости [ס - ס- ס - n סt]. Мr.Tongue обрадовался гостям [r – r – r – red]. Когда гости ушли, Mr.Tongue погасил свечку и лег спать [w - w – w – swim].
2.«Слышу – не слышу». Цель: формирование навыков фонетического слуха.
Ход игры: обучаемые делятся на две команды. Учитель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный … или …, обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки… или…, все поднимают обе руки. Учитель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
3.«Правильно - неправильно». Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонетического слуха.
Ход игры: учитель называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Обучаемые поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определённые звукосочетания, слова, фразы и предложения. При правильном чтении звука обучаемые поднимают руку с зелёной карточкой (флажком), при неправильном – руку с красной карточкой (флажком). Выигрывает команда, которая после подсчёта очков наиболее правильно оценит наличие или отсутствие ошибок.
в) Лексические игры
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
1.«Кто больше». Цель данной игры назвать как можно больше слов по теме. Задания могут варьироваться. Например, назвать слова, начинающиеся с определенной буквы или содержащие определенный звук.
2. «Пожалуйста». Учащиеся показывают картинки, которые называет им учитель, только в том случае, если они услышат слово “Please”. Эту игру можно проводить как соревнование двух команд.
3. Игра с мячом. Учащиеся встают в круг, бросают друг другу мяч и называют слова по учебной ситуации. Ученик, не назвавший быстро слово или повторивший ранее сказанное, выбывает из игры.
4. «Запомни и назови». Учитель показывает картинки с изображением животных, затем одна или несколько картинок убираются. Учащиеся должны назвать недостающих животных. Эту игру возможно проводить по командам. Учащиеся встают по командам лицом друг к другу, держа в руках картинку с изображением животного за спиной. По сигналу учителя они одновременно показывают их другой команде. Цель - назвать животных, которые были показаны и в каком порядке.
5.«Придумай рифму». Учитель называет слова, а учащиеся находят рифмующиеся слова, например log- dog, hear– bear, pen– henи т.д.
6. «Назови цвет». Учитель называет цвет, а учащиеся называют животных этого цвета. Задания так же могут варьироваться, например учитель говорит “The frog is red”, учащиеся должны согласиться или нет. Учитель может задать вопрос “What is black?” , ответы учащихся “The dog is black.” “The cat is black.” ит.д.
7. «Снежныйком». Первый ученик“I have got a cat”, следующий ученик“I have got a cat and a tiger” и т.д.
8.«Отгадай». Один учащийся загадывает животное, другие пытаются отгадать, задавая вопросы: “Is it big?”, “Is it red?”, “Is it kind?”.
9. "Кто убежал?". Учащимся предлагается картинка, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течение 1-1,5 минут. Затем им показывают другую картинку, на которой есть некоторые животные из тех, что были на первой картинке. Ученики должны сказать, кто убежал.
10. "Много слов из одного слова".Учитель называет слово. Ученики должны назвать животных, названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове.
11. "Кто быстрее назовет животных и расскажет о них?" Учащимся представляется серия картинок с изображением различных животных. Они называют животных и рассказывают о них. Побеждает тот, кто назовет большее количество животных. Ex. This is a fox. It is not big. It is red. It is clever. It is wild. The fox eats hens and hares.
12. "Crossword" На доске написано по вертикали сложное слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали (слова по горизонтали будут относиться, например, к какой-либо теме). school room boy sport cross crossword word floor record friend
13. "Съедобное – несъедобное" – активизирует в речи лексические единицы, развивает быстроту реакции на звучащее слово. Водящий говорит слово по-английски, бросает мяч кому-либо из детей. Тот ловит мяч и говорит "yes" (если данное слово обозначает то, что едят) или "по".
14. "Любимые герои сказок". Учитель говорит, что в гости к ребятам пришли персонажи сказок. Но увидеть их можно только отгадав, кто они. Учащиеся по очереди описывают героев разных сказок. Если дети угадали, им показывают соответствующие картинки. Ex. This is a girl. She is a small girl. She has a nice dress and a red hat on. She has a grandmother. She often goes to see her.
1. "TheGate" – на повторение и закрепление всех видов вопросительных предложений. Двое сильных учеников ("привратники") становятся перед классом, соединив руки и образуя "ворота". Остальные участники игры по очереди подходят к "привратникам" и задают им вопросы на определенную структуру. В зависимости от правильности вопроса, следует ответ: "The door is open (shut)". Учащемуся, неправильно задавшему вопрос, можно сделать еще одну попытку. Ex. Are you going to ...(do smth)? What are you going to do in (on, at)?
2. "Guessit" – на закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов. E x. Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?
3. "20 Questions" – для среднего и старшего этапов обучения. Как и в предыдущей игре, специальные вопросы исключаются. Типы вопросов расширяются, но так, чтобы на них можно было ответить только "да" или "нет". Впервые приступая к игре, учитель объясняет цель, условия, ход игры. Он может предложить учащимся примерные варианты вопросов. Ex. Object number 1 is a human being. Is it a man or a woman? Is he (she) alive or dead? Is he present here? He (she) is a pupil (teacher), isn't he (she)? Do you know him (her) in person? Is he (she) your relative (friend)? Etc
4. "Кругосветное путешествие" – закрепляется конструкция There is/are и отрабатывается навык употребления артиклей. "Путешествие" может проходить по классу или по тематической картинке. Учитель начинает игру: "There is a blackboard on the wall in front of the pupils". Дальше описание продолжают ученики: "Near the blackboard there is a door..." Тот, кто ошибся, покидает корабль.
5. "Театр мимики и жеста" Две команды строятся в шеренги лицом друг к другу. Каждая команда выбирает своего актера. Актеры поочередно выполняют какие-либо действия, а команда комментирует его действия. Выигрывает команда, которая правильно описывала действия своего "актера".
6. "Чтотырисуешь?" – Present Continuous. У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы: – Are you drawing a horse? – No, I'm not drawing a horse. – Are you drawing a pig?
7."Составь предложение" – придаточные предложения времени и условия. Класс делится на две команды. Каждой команде дается вариант главного предложения, например: read you a book if... Участники пишут свои варианты придаточных предложений: you drink milk. you give me sweets. Правильно составленное предложение приносит команде балл.
Итак, можно сказать, что обучающие игры (фонетические, лексические, грамматические, ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке
Данные игры могут применяться при прохождении практически любой темы. Выбор игры зависит от задач конкретного урока, особенностей данной группы, содержания изучаемого материала и т.д.
Успех игры зависит от того, насколько умело, заинтересованно и эмоционально ее организует учитель. Наградой за это будет быстрое и прочное усвоение учебного материала.
Творческие игры
Игра-драматизация.
Такая игра дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развивать образную, выразительную речь ребенка. Драматизируя с героями книг английских и американских авторов, ученики знакомятся с языком-оригиналом. К ним в гости приходят Вини Пух, Мэри Поппинс, Белоснежка и семь гномов, Маугли, Том Сойер.
4). Настольные игры.
Среди настольных игр большой популярностью пользуются такие игры, как лото, домино, кроссворды.
Игровые формы работы умножают возможности школьников, они подводят к успешному участию в коллективной работе, к ситуации успеха и, в конечном счете, стимулирует развитие способностей.
Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации. Например, урок-путешествие в страну английского языка. Одно из заданий «Пройди через реку» появляется фрагмент переправы с буквой, на нее можно наступить, но, только назвав 5 слов на эту букву, появится новый фрагмент. Ребята постарше сами готовят презентации и реквизит для игр.
Это, конечно же, не полный перечень игр, используемый на уроках английского языка. Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо знать какой именно навык, умение тренируется в данной игре.
Главное для учителя иностранного языка учитывать не только возрастные, но и психологические особенности своих учеников. Нужно давать возможность каждому ребенку реализовать себя без боязни быть непонятым. Нужно искать новые пути, совершенствовать методику и систему своей работы для высокого уровня владения языком: он открывает доступ для обучающихся к мировой информации по различным отраслям знаний, к различным языкам и культурам.
Заключение
Итак, игра - это творчество. Благодаря игре, возрастает потребность в творческой деятельности в поисках возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Помимо этого, игры позволяют создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету.
Результат проведенного исследования по проблеме использования игровой методики в системе занятий по иностранному языку, позволяет сформулировать важные для реализации игровой технологии положения:
1) Традиции образовательного процесса неразрывно связаны с игровой деятельностью ребенка. Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Игра способствует также непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников, она содействует синтетическому восприятию, являющемуся ведущим в детском возрасте.
2) Основным успехом достижения успеха обучения ИЯ является системность использования учебных игр в зависимости от цели урока;
3) Развитию у младших школьников восприятия, мышления, творческого воображения и памяти будет способствовать включение в традиционную методику поисково-игровых задач, что позволит создать разноплановую иноязычную деятельность школьников на уроках ИЯ с элементами проблемного обучения.