Просмотр содержимого документа
«Применение методик деятельностного подхода в обучении иностранным языкам»
Опыт применения форм и методов работы в рамках
системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам.
Сегодня изучение иностранного языка направлено на развитие личностных качеств обучающихся в процессе участия в моделируемых ситуациях общения. Участие обучающихся в подобного рода деятельности предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формируя его творческие способности и личностные качества.
Деятельностная сущность обучения английскому языку осуществляется через "деятельностные задания". Такие задания способствуют не пассивному усвоению новых знаний, а включают обучающихся в учебно-познавательную деятельность.
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу.
Для себя определила наиболее удобные методики парной работы:
1. Методика взаимопередачи тем. Данная методика предназначена для организации изучения теоретического материала. Первый участник пары повторяет одно правило, второй- другое. Далее сначала один обучающийся учит второго, проверяет его понимание. Потом обучающиеся меняются ролями.
2. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На карточках оформляются 5-6 предложений с ответами. Один обучающийся имеет при себе карточку с ответами, а другой- нет.
3. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.
С уверенностью могу сказать, что использование данных методик значительно повышает мотивацию обучающихся к изучению английского языка. Обучающие с удовольствием проверяют знания своих товарищей и дают им оценку.
В процессе своей педагогической деятельности, столкнулась с проблемой усвоения обучающимися грамматического материла. В первую очередь это связано с отсутствием в родном языке грамматических конструкций, времен, свойственных только для английского языка. Для отработки грамматического материала на уроках английского языка использую индивидуальную или парную работу обучающихся с карточками.
Алгоритм работы (индивидуальной и парной) с грамматическими правилами
• Обучащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями по определенной грамматической теме, в процессе выполнения заданий они определяют свои затруднения; • Обучащиеся получают карточку с правилом, в ходе знакомства с которым у них есть возможность исправить свои ошибки в своей карточке, происходит самопроверка; • Происходит обмен карточками в паре и раздаются карточки с ответами, происходит взаимопроверка; • Обучащиеся получают карточки с уже знакомым правилом, в котором пропущена определенная информация, задача- заполнить пропуски;
Для отработки лексического материала так же использую метод индивидуальной и парной работы:
- Каждый обучающиеся получают карточки с темой урока. Задача заполнить карточку ранее изученными словами по заданной теме. Затем обменяться карточками и сравнить результат. Обсудить получившиеся ответы.
- Задание для одного обучающегося- придумать предложение, используя изучаемую лексику и изучаемый грамматический материал, второму необходимо перевести на английский язык; Обучающиеся обмениваются своими предложениями на русском языке и также переводят их на английский язык. Участники групп проверяют друг друга на правильность перевода.
Это конечно немного из того, что можно применить на уроках английского языка для усвоения материла, но подобные задания способствуют повышению мотивации обучающихся, что отражается на успеваемости и качестве знаний.
Мониторинг качества знаний провожу по отдельно изученной теме учебника. Беру во внимание письменные работы обучающихся (диктанты, сочинения), проверочные работы по грамматике, устные ответы обучающихся (диалоги, монологи по заданной теме). Для себя определила наиболее удобный вариант записи результатов и представила его в следующей таблице:
№ п/п
ФИ ученика
Чтение
Аудирование
Говорение
Письмо, письменная речь
Грамматика
Лексика
Итоговая оценка
Устно
Письмен.
1.
2.
3.
4.
Далее провожу анализ сформированности знаний по отдельным аспектам:
Мониторинг качества знаний по аспектам чтение, аудирование, говорение, письмо, грамматика, лексика по теме "Lifestyles" в 7 классе.
Из данных диаграммы видно, что обучающиеся АИ, МУ и ЖВ испытывают трудности при овладении навыками говорения, аудирования, грамматики. Обучающийся ЖВ не владеет лексикой по заданной теме. В подобных случаях, я составляю для обучающихся дополнительные индивидуальные задания, которые нацелены помочь обучающимся ликвидировать пробелы в знаниях.