ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
«Педагогические умения — это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях». Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику педагога
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
«Педагогические умения — это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях». Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику педагога. Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности педагога, а также единство теоретической и практической подготовки . Во-вторых, нацеливает на формирование в единстве умении педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действии. В третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.
Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия. Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется образ человеческий. С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения. Новый, демократический стиль в построении образовательного процесса характеризуется следующими особенностями: формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик; сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию, а заключается в овладении разнообразной информацией; формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный обмен информацией, что, естественно предполагает большую самостоятельную работу ученика; инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся; характер отношении между участниками - попеременное доминирование или равенство учителя и ученика; в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал, а любой носитель ценной информации. Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая модель образовательного процесса может успешно применяться в процессе обучения взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию, желающих творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесены старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе повышения квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в их деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного стилей управления учебным процессом. Без демократического стиля, предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества. Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.
Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя. Прежде всего, необходимо определить критерии педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в высоком качестве успеваемости школьников, в их интересе к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Понятие «профессиональная компетентность» - синоним понятий «профессионализм», «квалификация» и рассматривается как сплав общих и профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность педагога. Профессиональная компетентность – область профессиональной деятельности педагога по обучению, воспитанию и развитию обучающихся.
Компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально – педагогических компетенций:
• Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;
• Профессионально-коммуникативная;
• Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);
• Предметная компетенция;
• Профессиональная самореализация.
Профессиональные качества педагога предусматривают:
Организаторские способности:
• Способствует высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных мероприятий;
• Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;
• Качественная организация совместной деятельности класса;
• Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.
Использование авторских методик:
• В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;
• Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;
• Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно-измерительных материалов.
• Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;
• Формирование ответственного отношения к учёбе среди учащихся;
• Желание сохранить контингент учащихся;
• Способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося.
Взаимодействие с учащимися:
• Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;
• Коррекционная работа с учащимися.
Коммуникативные личностные качества педагога:
• Владение эмоциональной образной речью;
• Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;
• Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;
• Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;
• Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;
• Требовательность.
Учебно-методические навыки:
• Умение доступно объяснять учебный материал;
• Создание ситуации успеха для обучаемого;
• Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.
Обобщив всё сказанное, можно представить модель современного учителя.
Исследователь - Учитель -- Творец – Гуманист
Соответствует требованиям квалификационной категории
Пропагандирует общечеловеческие ценности
Осознаёт нравственный долг перед каждым учеником
Обладает высоким уровнем общекультурной компетентности и эрудиции
Вступает в естественный партнёрский диалог с учащимися
Обладает гибким педагогическим мышлением, имеет высокий уровень профессионализма владеет профессиональными педагогическими умениями, имеет высокую степень педагогической изобретательности
Создаёт и организует творческую развивающую среду, владеет педагогикой сотрудничества и сотворчества
Руководит учебно – исследовательской деятельностью в школе, создаёт собственные исследовательские проекты
Активно участвует в обновлении содержания образования, обладает высоким уровнем методологической компетентности.
Сегодня нужен не учитель - «адаптант», умеющий приспосабливаться к требованиям общества, а учитель – «творец», проектировщик собственной профессиональной деятельности.
Что является критериями педагогического мастерства?
Прежде всего, личность учителя, способная к педагогическому творчеству и обладающая педагогическим мастерством. С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты», следовательно, чтобы разработать модель личности педагога в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты.
С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности.
В нашей теоретической схеме особое внимание обращено на представление инновационной культуры как высшего проявления общекультурных, профессиональных и личностных качеств. Это связано с тем, что культура, специфика профессии и личность - три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимость изобретать, экспериментировать, применять новое, полезное, эффективное.
Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни - сферы труда, быта, отдыха, познания и общения. Однако мы начинаем с того, что исходной базой инновационной культуры педагога (может быть, и представителей многих других профессий) являются общекультурные (социокультурные) качества личности:
1) духовность, 2) гражданственность и 3) эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу и должны постепенно становится свойствами учащихся.
Профессиональными качествами, которые способствуют внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, несомненно, являются: 1) знание предмета, 2) технологическая культура и 3) психологическая культура. О психологической культуре надо сказать особо. Педагог находится в непосредственном контакте с людьми, более того, - с детьми. Стоит ли доказывать, сколь необходимо обладать психологической компетентностью тому, кто с глазу на глаз, ежедневно, в непростой подчас обстановке должен создавать человечески приемлемую, комфортную среду, предотвращать конфликты, вызывать искренний интерес к происходящему, налаживать сотрудничество и содружество в коллективе. Ясно, что психологическая культура нужна не только педагогам, она объективно необходима представителям многих профессий. Без нее никакие инновации возникать не могут, хотя бы потому, что самому новатору труднее всех. Уметь психологически грамотно поддерживать не только тонус окружающих, но и регулировать собственное самочувствие очень важно.
Однако чаще всего исследователи подчеркивают, что в тех сферах общественно значимой деятельности, где непременным условием является проявление личностных качеств - в искусстве, науке, и, конечно, в сфере образования, важнейшим фактором инновационного развития сферы являются определенные качества личности. С этим очевидным обстоятельством нельзя не согласиться. Но при этом следует выделить, какие именно качества прежде всего необходимы для формирования инновационной культуры педагога. Надо отметить такие свойств личности педагога: 1) отношение к детям как развивающимся субъектам; 2) культура человеческого взаимодействия; 3) отношение к себе как развивающемуся субъекту. Если о первых двух свойствах часто говорят и пишут, то о понимании педагогом себя как личности, способной к развитию, говорят только в профессиональном плане. Однако, рассмотрение себя как человека развивающегося к лучшему, осмысленно и целенаправленно обретающего позитивные изменения, новые способности и черты характера, очень важно. Обновление окружающей жизни без обновления себя, по-видимому, невозможно. Это взаимосвязанные процессы.
Подводя итоги всему сказанному, хочется сказать, что труд педагога не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В. Луначарского, - учитель- человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.