Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения английскому языку студентов СПО»
Особенности обучения английскому языку студентов СПО.
При изучении иностранного языка на старшей ступени, в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования, письма.
Обучение иностранному языку должно способствовать иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания - развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков.
Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом профиля учебного заведения и расширяются за счет междисциплинарного подключения иностранного языка к изучению других предметов.
Обучение иностранному языку на третьей ступени направлено на: развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности студентов, позволяющей им быть равноправными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах; обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей; развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать профессиональную и иную информацию, представляющую интерес для студентов; ознакомление с технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком; развитие умений представлять родную страну и культуру, образа жизни людей в процессе иноязычного культурного общения; использование иностранного языка в профессионально-ориентированном образовании.
Английский язык становится все более востребован в самых разнообразных направлениях человеческой деятельности. Это один из самых популярных языков мира. Во многих странах он принят в качестве второго государственного языка. Язык международной торговли, политики, Интернета, туризма. Для того, чтобы выучить этот полезный во всех отношениях язык, недостаточно одного лишь желания, а требуется определенная методика изучения английского языка, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.
Так в практике обучения на старшей ступени образования могут применяться четыре основных метода обучения:
·объяснительно-иллюстративный;
·репродуктивный;
·проблемный;
·исследовательский.
Репродуктивный метод обучения предусматривает усвоение знаний, сообщаемых студенту преподавателем, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях.
Проблемный метод предполагает максимальное содействие активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
Исследовательский метод обучения обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций:
1.Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями студента , его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.
2.Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3.Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов, (компьютер, принтер, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности студента с информацией, содержащейся в учебных предметах и профессиональных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения, учитывая психологические и возрастные особенности обучаемых.
Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности.
При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и психологическое обоснование.
Стараться отказываться от таких не компетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др. на старшей ступени обучения это вряд ли применимо и монотонно для обучаемых.
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:
1-й этап - целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.
2-й этап - проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит:
1.Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
- теория - понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
- практика - умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
- воспитание - нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями;
2.Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
3.Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.
3-й этап - выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока - организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:
- Исследовательский метод и вид деятельности;
- Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
- Многообразие подходов и точек зрения;
- Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
- Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.
4-й этап - подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
Так что же даёт компетентностный подход?
- Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями студентов, т.к. самостоятельность студентов с каждым годом возрастает,
- Подготовку к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,
- Подготовку учащихся к успеху в жизни,
- Повышает степень мотивации учения,
- Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда студенты понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни и профессиональной деятельности.
Преподаватель должен уметь:
- Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.
- Понимать, какие умения потребуются его студентам в жизни.
- Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, выбранной профессией и с интересами студентов, характерными для их возраста.
- Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.
- Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.
- В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».
- Оценивать продвижение класса в целом и отдельных студентов не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно и профессионально важных качеств.
- Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
- Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Преподаватель должен понимать:
- Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно,
- Главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих студентов.
Специфика старшей ступени заключается в том, что у студентов уже имеется значительный опыт в осуществлении речевой деятельности как на родном, так и на иностранном языках, – опыт, состоящий из сформированных в различной степени навыков и умений, знаний правил и социокультурных знаний о странах изучаемого языка, учебных умений.
Дальнейшее развитие личности студентов предполагает не просто количественное расширение и не столько линейное прибавление элементов к их личному опыту, а целенаправленное формирование целостной, гибкой системы, синтезирование всех её элементов путём их разнообразного комбинирования, обобщения, раскрытия закономерностей и взаимосвязей между ними. В результате достигается гармония между смысловыми, целевыми и исполнительскими компонентами действия, что обеспечивает определённую свободу обучаемого в выполнении деятельности.
Усвоение иностранного языка – это сложный процесс, заключающийся как в совершенствовании лингвистических способностей, усложнении речевых действий, так и в обогащении многих сторон личности.
В настоящее время в сфере преподавания иностранных языков происходят значительные изменения. Сейчас преподавание строится с учетом личных особенностей обучающихся: целей, мотивации, веры в себя и собственные силы, наличия сопротивления к обучению, развития способов мышления, имеющихся стратегий познания, познавательных предпочтений и накопленного опыта.
Актуальность социально-психологических факторов в процессе обучения иностранным языкам в группах студентов отмечается многими специалистами по современным методам преподавания. Коллективные виды учебной деятельности в обучении иностранным языкам занимают значительно большее место, чем в процессе преподавания других дисциплин.
Основной формой совместной деятельности студентов является учение.
На те, или иные изменения в личности студентов влияют обстоятельства, ситуации, возникающие в превалирующих видах совместной деятельности.
К одной из важных особенностей обучения иностранным языкам относится то обстоятельство, что овладение навыками устной речи требует наличие тех, кому адресовано сообщение. Это относится как к диалогической, так и к монологической речи, поскольку успешная реализация монологического сообщения требует обратной связи – реакции аудитории.
Таким образом, появление чувства уверенности в себе, умение адекватно реагировать на реакцию аудитории, уверенно корректировать свое высказывание происходит благодаря коллективу учебной группы и его влиянию на модель поведения студентов в процессе иноязычного общения. Это тесно связано с проблемой влияния коллектива на личность и личности на коллектив.
Важным фактором каждого коллектива является его состав. Однородность учебной группы, лидерство, наличие или отсутствие «иерархий» является значительным в определении основных тенденций развития данной группы. Особенно важно значение влияния группы на личность студента на начальных этапах обучения. Как воспринимает группа высказывание студента, как реагирует на его успехи и промахи, какой «ярлык» присвоит студенту – все это и многое другое формирует определенное мнение группы о студенте и влияет на самооценку студента. Успех в учебе выше у студентов тех групп, где состав неоднороден по школьной подготовке, особенно, где преобладают студенты с хорошей успеваемостью и активной внеучебной деятельностью.
К факторам, обусловливающим успех реализации иноязычного высказывания, применительно к процессу обучения иностранным языкам, следует отнести:
1. целевую направленность сообщения;
2. деловую направленность сообщения;
3. межличностную направленность сообщения;
4. элемент самоорганизации.
Огромную ценность в студенческих группах имеют взаимоотношения с товарищами, поэтому разумно это использовать в речевых учебных ситуациях.
Важным фактором влияния коллектива на личность является наличие лидерства и «иерархии» студентов. Нельзя забывать, что и сам лидер влияет на группу в целом. Во взаимодействии эти факторы определяют в целом готовность группы к восприятию поставленной учебной задачи и предопределяют успешность ее выполнения.
Не следует недооценивать и роль внеаудиторных мероприятий на иностранном языке – тематических конференций, олимпиад, творческих вечеров, конкурсов презентаций, которые позволяют студентам развивать умение коллективного общения в сочетании с совершенствованием навыков речевого этикета.
Следует помнить, что в обучении иностранному языку в условиях группового контакта возможно возникновение конфликтных ситуаций, вызванных столкновением интересов претендентов на учебное речевое лидерство, эмоциональной напряженностью в процессе обучения, неудовлетворительностью собственными результатами. В процессе общения преподаватель может оценить характер взаимоотношений в группе и использовать положительные тенденции, избегая нежелательных сложностей в работе.
Следует также остановиться на мотивации, как наиболее неоспоримом факторе успешности обучения в целом и изучения иностранных языков, в частности. Помимо известной внешней и внутренней мотивации, в психологии различают глобальную, ситуационную и инструментальную. Все они необходимы при изучении иностранного языка. В процессе обучения иностранному языку возникает ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успех, наличие повышенной тревоги, напряженности перед выполнением непосильных задач, низкая самооценка способностей, неясность целей использования иностранного языка в будущей жизни.
Следовательно, первоочередной задачей преподавателя является повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка.
Не менее важное место в процессе обучения играет самооценка студента. Формирование высокого уровня коммуникативной компетенции будет положительно влиять на самооценку. Люди с высокой самооценкой и верой в свои силы быстрее и успешнее овладевают языком.
Итак, рассмотрев психологические аспекты реализации коммуникативной деятельности на иностранном языке, можно сделать вывод, что в распоряжении преподавателя имеются большие резервы для стимулирования интереса студентов к овладению иностранным языком и повышения качества обучения данному предмету с учетом психологических особенностей.
Следует отметить, что формирование учебной мотивации (например, к овладению английским языком) в настоящее время является одной из центральных проблем, почему вопросам стимулирования у студентов интереса к иностранным языкам и уделяется большое внимание. И все они, так или иначе, связаны с повышением мотивации к изучению иностранного языка, в основании чего лежат такие, например, группы факторов, как: организация учебного процесса, наличие у преподавателя педагогических и соответствующих языковых компетенций, требования и влияние социума и т.д.
Однако для поддержания мотивации как психологического компонента обучения иностранному языку крайне важен и такой фактор, как желание и возможность молодых людей добиться успеха, поскольку он в своей основе имеет очень сильный эмоциональный заряд, который часто закладывает прочную базу к положительному отношению к иностранному языку как учебной дисциплине.
А так как сам процесс овладения иностранным языком требует регулярных занятий этим предметом, то здесь и возникает проблема психологической активности, которую обычно рассматривают в следующих основных аспектах: личностный контекст изучения иностранного языка (наличие мотивации) и грамотная организация самого учебного процесса (актуализация умственной деятельности студентов).
Практика показывает, что удачная организация занятий по иностранному языку, использование ИКТ всегда способствуют формированию положительной мотивации к изучению языка. И в этом контексте эффективность занятий по иностранному языку во многом и определяется психологическим компонентом занятия, когда преподаватель умело организует продуктивное занятие со студентами, в ходе которого реализуется задача присвоения им иноязычного речевого опыта, иначе говоря, осуществляется цель «обучения профессионально ориентированной лексике». И для того, чтобы психологический компонент обучения иностранному языку в СПО был эффективно реализован на занятиях, преподавателю для формирования у студентов искреннего познавательного интереса следует использовать определенные приемы повышения мотивации к изучению языка. К ним, в частности, можно отнести приемы, предложенные исследователем О.С. Гребенюком, который классифицирует их по следующим блокам (сюда мы вносим, прежде всего, то, что связано с языком):
- приемы, связанные с применением наглядных, технических и дидактических средств обучения (нахождение ключевых слов текста по лексико-семантической карте; прослушивание ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста; составление кроссворда по изучаемой лексике; составление рассказа по ключевым словам с опорой на иллюстративный материал; составление анкеты, резюме, заявления о приеме на работу по образцу и т.д.);
- приемы, основанные на педагогическом общении преподавателя и студентов, общения студентов между собой (создание ситуации успеха, оказание своевременной помощи, поддержка начинаний в следующих формах работы: определение оптимального варианта перевода предложения; составление плана по тексту; составление монолога или диалога из разрозненных частей; трансформация диалога в монолог и монолога в диалог и т.д.);
- приемы побуждения к познавательной деятельности, учитывающие внутри коллективные отношения в группе (планирование и обсуждение совместной деятельности; обсуждение аннотаций, рецензий к тексту; обоснование своего мнения относительно главной идеи текста; устное сообщение, доклад по теме и т.д.).
При этом с учетом психологического компонента обучения иностранному языку важно помнить о психологической природе самой речевой деятельности, которую можно стимулировать различной мотивацией студента, например, его любознательностью, желанием выразить свое мнение, дать лингвистическую оценку той или иной языковой реалии и т.д.
В течение данного этапа обучения студенты совершенствуют знания, навыки и умения, приобретенные ими за предыдущий период. Иноязычная устная речь как форма непосредственного общения закономерно синтезирует в себе черты диалогической и монологической речи, поэтому в программе выдвигаются требования к процессу говорения в целом, а не к его формам в отдельности. Получают дальнейшее развитие все виды чтения. Письмо продолжает использоваться как средство подготовки устных высказываний и информационной обработки текста.
Для данного этапа обучения характерны совершенствование умений студентов пользоваться различными приемами обогащения их словарного запаса, расширение их потенциального словаря и лингвистических знаний. На первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения студентами новой информации, которая бы по-иному представляла известные им факты, расширяла их информированность в различных областях знания, вводила в новые сферы их применения. В этой связи ведущим видом речевой деятельности становится чтение, а ведущим видом работы — извлечение информации из текста и ее обработки.
В целом иностранный язык на данном этапе должен выступать как эффективное средство, способствующее удовлетворению, развитию и углублению интересов студентов в выбранной ими области знания, в частности как средство получения профессионально значимой информации. Этой цели в наибольшей степени отвечают различные варианты профессионально ориентированного обучения иностранному языку со своими особыми программами.
Студенты 1, 2 курсов СПО в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики.
Мыслительная деятельность старшеклассников более активна и самостоятельна. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. У юношей наблюдается значительное развитие теоретической мысли. Перед студентами этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. С этим связаны дифференциация умственных способностей, интересов, без которой затруднительно освоение профессии, развитие самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.
Интересы студентов становятся еще более избирательными и устойчивыми. Студенты пытаются с философских позиций осмыслить окружающую действительность, испытывают серьезный интерес к мировоззренческим вопросам.
У студентов может наблюдаться излишний рационализм; при этом они считают нужным добросовестно изучать лишь то, что пригодится, по их мнению, в жизни для будущей профессии, и не всегда осознают роль гуманитарных предметов в развитии духовного мира человека.
Поддержанию должного уровня познавательного интереса к предмету на данном этапе языкового образования способствуют дифференциация обучения, его профильная направленность, личностный подход и компетентносный к студентам, требующий прежде всего отношения к студенту как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.
На завершающем этапе совершенствуются все полученные знания, навыки и умения, язык используется как действенное средство углубления знаний в разных областях науки, техники и культуры.
Учет психологического компонента обучения иностранному языку студентов СПО способствует установлению благоприятной психологической атмосферы на занятии; развитию дальнейшей коммуникации в рамках позитивного эмоционального и творческого состояния, а также повышению мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка в сфере профессиональной деятельности, что особенно важно в современных условиях.