Лингафонный кабинет, как шаг к улучшению качества преподавания английского языка в системе СПО
ЛейсанИльхамовнаЛутфуллина-преподаватель английского языка ГАПОУ СПО «Профессиональный колледж №41» г.Казани
Изучение иностранного языка открывает перед человеком огромные возможности во всех сферах деятельности. Хорошо владея иностранным языком, можно читать специальную литературу на этом языке, а значит, совершенствоваться в своей профессии. Можно общаться с людьми других национальностей на их языке, а это всегда не только интересно, но и, как правило, познавательно.
Из года в год изучение английского языка во всех сферах образования становится общепринятой нормой.
В последнее время в учебных заведениях страны стали появляться высоко оснащенные лингафонные классы, и в нашем учебном заведении – «Профессиональном колледже № 41» - в 2011году состоялось открытие современного лингафонного кабинета. Несмотря на то что колледж у нас не языковой, огромный интерес к данной технике возник как у преподавателей, так и студентов, которым хотелось слушать иноязычную речь и попробовать повторить определённые фразы за диктором.
Обучая студентов, все преподаватели замечают, что порой, пересказывая или читая тексты, некоторые студенты испытывают трудности как артикуляционного, так и психологического характера. Есть студенты с дефектами речи, которые, несмотря на их желание изучать иностранный язык, со временем теряют мотивацию, так как смущаются перед коллективом, либо предпочитают письменные упражнения устным, тем самым обучение иностранному языку становится для таких студентов неполным. Наличие лингафонного класса помогло студентам нашего колледжа раскрыть их истинный потенциал в изучении иностранного языка, тренировать произношение без опасений быть услышанным другими. Таким образом, на уроках английского языка происходит постепенное “погружение в предмет”.
В данной статье хотелось бы раскрыть все плюсы лингафонного кабинета как для студентов, так и для преподавателей, определить важную роль лингафонного кабинета в улучшении качества преподавания английского языка в системе профессионального образования и определить виды работ в данном кабинете.
Совершенствование и оптимизация учебного процесса невозможны без выбора наиболее целесообразных методов и форм обучения. Новое содержание образования ускорило внедрение в учебный процесс активных методов, технических средств обучения, которые способствуют более совершенной передаче знаний, ускоряют процесс обучения и повышают его эффективность, позволяют активнее использовать образовательный потенциал.
Лингафонный кабинет как техническое средство обучения занимает особое место в изучении иностранного языка и его преимуществами по сравнению с другими средствами обучения являются:
- многообразие режимов работы (парный, групповой, общий);
-применение на разных этапах познавательной деятельности;
-повышение эффективности учебного процесса при значительной экономии времени;
-характер взаимодействия преподавателя и студентов;
-увеличение темпа работы;
-возможность комплексного использования (подключение CD – плеера, телевизора).
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам — один из важных проблемных вопросов современной методики преподавания языков. Применение лингафонного кабинета при изучении иностранного языка дает преподавателю возможность разнообразить методы, формы, приёмы обучения, делает структуру занятия более насыщенной и глубокой. Это также создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала, что способствует активизации познавательной деятельности студентов[1].
При этом можно выделить следующие функции лингафонного кабинета:
-информативная;
-тренировочно– обучающая;
-коммуникативная;
-контролирующее – корректирующая;
-управление учебной деятельностью.
Целесообразность использования лингафонного кабинета определяется содержанием учебного материала. Целенаправленное включение лингафонного кабинета на паре приводит к тому, что изучение темы приобретает новые качественные особенности.
На парах с применением лингафона эффективно решаются следующие задачи:
-формирование артикуляции и ритмико – интонационных навыков;
-формирование и совершенствование навыков чтения и аудирования;
-формирование и совершенствование навыка говорения (лексического, грамматического);
-развитие и контроль устной речи (монологической, диалогической);
-контроль понимания прослушанного, усвоения лексически[2].
Использование лингафонного кабинета увеличивает не только темп на паре, но и нагрузку на слуховой и речевой каналы учащихся. Это требует такой организации занятия, которая позволила бы сохранить устойчивую работоспособность и оптимальный уровень функционального состояния организма. Поэтому данное техническое средство желательно применять через 5-10 минут после начала занятия[3].
Студенты получают удовлетворение от занятий в лингафонном кабинете, что очень важно для поддержания интереса к предмету; с нетерпением ожидают нового урока на рабочих местах с головными микрофонами, так как эта форма усвоения знаний отлична от традиционной, вносит разнообразие в череду классических учебных занятий и способствует формированию ответственного отношения в подготовке домашних заданий, и как следствие, реализации своего потенциала. Заинтересованность в подобных уроках несет практическую пользу в изучении иностранного языка: усвоение материала проходит более быстрыми темпами, не требуется многократного повторения, количество ошибок сведено на нет. Как известно, у всего есть и отрицательные моменты, это можно понять, узнав историю возникновения и развития лингафонных кабинетов.
Лингафонный кабинет должен стать частью кабинета иностранного языка и сочетаться с другими средствами обучения. Как и всякое другое оборудование, лингафон следует использовать лишь тогда, когда это необходимо.
В набор оборудования для лингафонного кабинета в нашем колледже входят:
-рабочее место преподавателя (учительская консоль);
-рабочее место студента;
-сетевое оборудование, система управления;
-мобильные телефоны AppleIРhoneсо специальным программным обеспечением для изучения английского языка;
-программное обеспечение, реализующее цели и задачи лингафонаNetopSchool.
Кроме того, в оборудование могут входить и дополнительные компоненты, например: интерактивная доска, видеокамеры.
Оборудование лингафонных кабинетов позволяет преподавателю создавать дополнительные обучающие программы по собственным авторским методикам, что способствует повышению качества обучения в лингафонных кабинетах.
Таким образом, рациональное применение лингафонов позволяет:
1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;
2) полнее реализовать дидактический принцип наглядности;
3) осуществлять обучение с учетом индивидуальных особенностей каждого студента;
4) создавать лучшие условия для программирования и контроля;
5) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;
6) максимально использовать аналитические и имитационные способности студентов, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;
7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи обучающихся в магнитной записи;
8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми одновременно, включая говорение.
Так как наш колледж готовит специалистов сферы услуг, мы уделяем огромное внимание обучению английскому языку, который понадобится студентам в процессе их дальнейшей работы. Использование лингафонного кабинета в нашем колледже помогает студентам в изучении английского языка по своей специальности, вместе с тем мотивируя их к более глубокому изучению языка.
Список использованной литературы:
1.Воробьева, И.Н. Лингафонный кабинет как средство повышения познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка [Электронный ресурс] /И. Н. Воробьёва. – Электрон.текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2013. – Режим доступа: http:// festival.1 september.ru/articles/ 514680, свободный.
2. Ушаков, А.А. Использование лингафонного кабинета на уроках английского языка в МБОУ «СОШ № 126» [Текст] / А.А. Ушаков// Первое сентября. –2014. – 4 марта. – С. 3-4.
3. Азимов, Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009.
[1] Ушаков, А.А. Использование лингафонного кабинета на уроках английского языка в МБОУ «СОШ № 126» [Текст] / А.А. Ушаков// Первое сентября. –2014. – 4 марта. – С. 3-4.
[2] Азимов, Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009., с.12
[3] Воробьева, И.Н. Лингафонный кабинет как средство повышения познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка [Электронный ресурс] /И. Н. Воробьёва. – Электрон.текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2013. – Режим доступа: http:// festival.1 september.ru/articles/ 514680, свободный., с.1-2