Организация работы с одарёнными учащимися на уроках иностранного языка
Организация работы с одарёнными учащимися на уроках иностранного языка
В данной разработке представлена статья, в которой раскрыто понятие "одарённость", можно познакомиться с основными признаками одарённости и по ним научиться распознавать одарённого учащегося, определить основные направления работы с одарёнными детьми в школе на уроках иностранного языка. В приложении предлагается разработка урока для учащихся 3 класса по английскому языку, который был проведён в рамках Недели иностранных языков с высоко мотивированными и лингвистически одарёнными учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одарёнными учащимися на уроках иностранного языка»
Организация работы с одарёнными учащимися
на уроках иностранного языка
В современном обществе возрастает потребность в людях нешаблонно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования.
Проблема изучения особенностей развития детей с высокими интеллектуальными возможностями и задатками креативного мышления является одной из самых актуальных для современной системы образования. Одним из требований, предъявляемых к общеобразовательным учреждениям и учителям, является поиск, выявление, обучение и развитие одарённых детей.
В настоящее время всё большее внимание уделяется проблемам воспитания и образования, пробуждается интерес к одарённым и талантливым детям, методам их обучения, основным направлениям работы с ними.
Теории и методике развития разных видов одарённости у детей посвящены труды многих педагогов и психологов: Н. Д. Алексеева, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, А. К. Дусавицкого, Н. С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, А. И. Савенкова, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова и др. Детскую одарённость в педагогической и психологической литературе принято рассматривать как динамическое, трудно прогнозируемое явление, обусловленное взаимодействием генетических и средовых факторов.
Целью данной статьи является обоснование проблемы одарённости в современной белорусской школе. Перед собой автор ставила следующие задачи – дать понятие одарённости, научиться распознавать в ребёнке проявления одарённости, определить основные направления работы с одарёнными детьми в школе на уроках иностранного языка, проанализировать свой опыт работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися.
В настоящее время не существует четкого определения понятия «одарённость». Толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова определяет данное понятие как талантливость, даровитость, та или иная степень ее, умственная одаренность. Одарённый – человек, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями». В словаре С.И.Ожегова данное слово объясняется как «одарённость – то же, что и талантливость» [3, с.99].
В 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующее определение одарённости: одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, художественной, спортивной. И так, в основе определения одарённости можно выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству.
Таким образом, можно сделать вывод, что одарённость представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера. Современная наука определяет понятие «одарённости» как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [6, с.60].
Так кто же они - одарённые дети?
Одарённый ребёнок - нестандартный ребёнок, обгоняющий время, способный раньше других достичь высоких результатов без особых усилий, выделяющийся, прежде всего, повышенным уровнем умственного развития на фоне сверстников.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах. Непременная отличительная черта одарённого ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Одарённые дети обладают обостренной наблюдательностью, как правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство – это громадное упорство в области их интересов.
Одарённым присуще следующие особенности:
Во-первых, одарённых отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций.
Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одарённых детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одарённых свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
С основными признаками ранней одарённости ребёнка можно ознакомиться в следующей таблице:
Сфера психической деятельности
Признаки раннего проявления одарённости
1
2
Познавательная активность
Ненасытное любопытство, любознательность, интерес ко всему новому, интересному. Нестандартное видение и понимание функций знакомых объектов. Никогда не испытывает скуки, умеет найти интересное занятие. Задаёт много вопросов. Вдумчиво относится к ответам, уточняет, размышляет, активно экспериментирует.
Внимание
Способен к длительному и глубокому сосредоточению, наблюдателен, собран. Обращает внимание на такие объекты, которые не привлекают внимание других в силу отсутствия броских внешних свойств. Переключение внимания при переходе от одного вида деятельности к другому осуществляется легко, быстро. Устойчивое внимание обеспечивает высокую работоспособность.
Сенсорика
Повышенная чувствительность. Развито чувство гармонии в природе, музыке, поэзии...
Память
Отличная память. Быстро запоминают любой материал любого объёма и практически ничего не забывают. Легко запоминают детали, отдельные признаки, объёмный словесный, наглядный, символический материал, различные требования и правила. Легко применяют усвоенную информацию в новых условиях. Характерны признаки эйдетической памяти (способность к фотографическому запечатлению).
Мышление
Высокая интуиция, сообразительность, ранняя способность к классификации и прослеживанию причинно-следственных связей. Рано развивается понятийное, рассуждающее мышление, способность доказывать и делать выводы. Не терпят готовых ответов на вопросы. Предпочитают вопросы-гипотезы. Отличаются пытливостью, изобретательностью, находчивостью, высокой гибкостью в использовании знаний, лёгкой вариативностью приёмов решения интеллектуальных задач. Высоко развито чувство юмора, чувство нового.
Речь
Свободно и правильно начинают говорить, как правило, на втором году жизни. Быстро накапливают активный словарь. Рано начинают чувствовать языковую форму и занимаются словотворчеством, что говорит о раннем формировании чувства языка. Легко продуцируют словесные ассоциации, дают смелое и меткое толкование слов. Любят словесные игры. Свободно овладевают выразительными средствами речи, охотно участвуют в драматизации.
Воображение
Образы воображения отличаются яркостью, динамичностью, эмоциональной окрашенностью. Постоянно придумывают что-то новое, ведут активный поиск новых, оригинальных способов любых задач.
Проявления творческой одарённости
Высокая продуктивность во многих сферах деятельности. Способность продуцировать оригинальные идеи. Развитое чувство гармонии во всём. Легко выходят за рамки обыденного, не ограничиваются одним вариантом.
Особенности личности
Сильно развито чувство справедливости, талант доброты. Характерна повышенная чувствительность в сфере отношений, лёгкая уязвимость. Одарённые дети часто эмоционально зависимы, нетерпеливы, ранимы. Для них характерны преувеличенные страхи. Могут наблюдаться экстрасенсорные способности.
Эгоцентричны в оценке событий. Склонны к самостоятельности, отличаются высокими социальными идеями, независимы. Нередко страдают от социального непринятия со стороны сверстников. Сопротивляются конформизму, дисциплине, не терпят ограничений.
Выявление одарённых детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности способствует использование технологий личностно ориентированного обучения: внутри классной и уровневой дифференциации, проектного обучения, игровых, проблемных, интерактивных и других технологий. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одарённости каждого ребенка.
Следующие три типа одарённости имеют прямое отношение к общеобразовательной школе.
Академическая одарённость представляет собой ярко выраженную способность учиться. Это помогает стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но чтобы получить что-то большее, одной этой одарённости недостаточно.
Интеллектуальная одарённость - это умение думать, анализировать, сопоставлять факты. Обладатели такой одарённости учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим - всё зависит от их отношения к предмету и к преподавателю...
Творческая одарённость - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего. Но вот до конечного итога надо дорасти, иногда даже дотянуть. А вот уж кто редко бывает «удачником» - так это именно творческие дети. Их проблемы начинаются ещё в школе, где они всегда всех раздражают, несмотря на непрерывные заклинания о «творческой личности».
Систему работы с одарёнными детьми по иностранным языкам можно разделить на следующие виды:
урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями), проекты, экскурсия, ролевая игра, интегрированные уроки;
система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся [1, с.97].
Методы и формы работы с одарёнными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Следовательно, для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный.
Исходя из методов работы с одарёнными детьми, нельзя не затронуть и основные формы работы с ними на уроках иностранного языка:
работа в парах, в малых группах;
разноуровневые задания;
творческие задания;
консультирование по возникшей проблеме;
дискуссия;
игры.
Наиболее важным является раскрытие данной способности в следующих видах деятельности:
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные игры и забавы;
проекты по различной тематике;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания.
Следует отметить, что при обучении одарённых детей очень важно выделять сферу исследовательского и научно-познавательного общения. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия. Это помогает вырабатывать умения ориентироваться в ситуации общения, вступать в контакт и поддерживать его, уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения, принять точку зрения собеседника, аргументировано пояснить свою точку зрения, не допустить и решать конфликтные ситуации в общении, критично относиться к своим действиям и высказываниям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бодрых, О.Р. Работа с одарёнными детьми / О.Р. Бодрых, О.Ф. Москаленко // Завуч начальной школы. – 2009. – №8. – С.91-114.
2. Клименко, В. Как воспитать вундеркинда. – Харьков: Фолио; СПб.: Кристалл, 1996. – 463с.
3. Панфилов, А. Подготовка учителя в работе с одарёнными детьми / А.Панфилов // Педагогика. – 2004. – №2. – С.99-101.
4. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса, Т.М. Марюгина /Под ред. Лейтеса Н.С. учебное пособие для студентов высших и среднеспециальных учебных заведений. Изд. 2-е, пераб., доп., – М; АСАДЕМА. – 2000.
5. Семенов, И.Н. Возрастные особенности одарённых детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. – №1. – С. 56-64.
6. Фахретдинова, Ф. Формы и методы диагностики видов одарённости детей в щколе / Ф.Фахретдинова // Педагогическая диагностика. – 2008. – №3. – С.57-68.
7. Чурова, Г.Б. Методы и формы работы с одарёнными детьми / Г.Б.Чурова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodi-i-formi-raboti-s-odaryonnimi-detmi-na-urokah-angliyskogo-yazika-iz-opita-raboti-421222.html–Дата доступа: 22.02.2020.
Приложение 1
Урок английского языка в 3 классе по теме:“EasterBunny”
Урок разработан для учащихся с высоким уровнем мотивации и обученности и проведён в рамках Недели иностранных языков – 2019.
Цель: знакомство учащихся с обычаями и традициями празднования Пасхи в англоязычных странах, то есть формирование социокультурной компетенции учащихся через использование материала страноведческой направленности
Задачи урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с новым страноведческим материалом, ознакомить с новой лексикой по теме Пасха и тренировать ее употребление в различных ситуациях общения;
cформировать знания о традициях празднования Пасхи в Великобритании;
научить читать текст, построенный на знакомом языковом материале
Развивающие:
создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
стимулировать познавательную активность учащихся;
развивать творческое мышление и инициативу
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к английскому языку;
воспитывать уважение к культуре и традициям стран изучаемого языка;
Продолжительность мероприятия: 45 минут
Форма проведения: предметная гостиная
Технологии: технология проблемного диалога, информационно-коммуникационные технологии.
Планируемые результаты:
Личностные:
1) формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре и традициям;
2) формирование мотивации к изучению иностранного языка.
Метапредметные:
1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
2) обобщение полученной информации и работа с ней.
Предметные:
1) развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарных коммуникативных задач;
2) расширение лингвистического кругозора;
3) умение догадываться о значении некоторых слов по контексту.
4) умение слушать и понимать речь носителей языка по видеофрагментам;
Просмотр видеофрагмента “Easter song for children”. https://www.youtube.com/watch?v=qvd78BKFOf0
Teacher: Hello, boys and girls! Welcome, our dear guests. I am glad to see you all here. Today we have an unusual lesson. Today we are going to speak about Easter, its symbols and traditions of this day.
Every country has its traditions. They are very important in the peoples’ life. One of such traditions is Easter. Easter is a very popular holiday all over the world. But what do you know about this holiday?
Teacher: Look at the blackboard, we have some new words. Repeat after me, please:
Teacher: Now I want to tell you about traditions of British Easter. Presentation! Look at the screen, listen to me and be attentive!
Slide 1. Presentation “Easter Bunny”
Slide 2. British Easter is the celebration of the death and coming to life again of Jesus Christ. On Easter holiday people decorate churches with white lilies and all families go there.
Slide 3. After church people walk down the streets in their new Easter hats. This procession of people is called Easter Parade.
Slide 4. There are many Easter symbols in Great Britain: Easter Eggs, Easter Bunnies, Chicks.
Slide 5. Easter egg is a symbol of a new life.
British Easter is the time for giving each other painted eggs and chocolate Easter eggs. There are many of different souvenirs in the form of Easter eggs.
Slide 6. One of the Easter traditions is eating hot cross buns, small round sweet cakes with a cross on top in memory of Christ's death.
Slide 7. Children like Easter very much because it is a tasty holiday.
At Easter children eat chocolate Easter eggs, chocolate bunnies and a lot of sweets.
Slide 8. Parents hide Easter eggs in the house or in the garden.
Little children think that Easter Bunny brings and hides eggs for them.
Slide 9. In the morning little children are busy with hunting eggs.
Slide 10. Children like to play Easter egg-rolling. Easter egg, Easter egg, roll forward not back!
Teacher: Now is the time to do some exercises.
Slide 11. The first exercise is Unscramble the words.
Slide 12. The second exercise is Match the words and their meanings.
1. Rabbit is … c)
2. Egg Roll is … d)
3. The cross is … f)
4. Egg is … e)
5. Buns are … a)
6. Easter is … b)
a) … small cakes.
b) … a religious holiday.
c) … an Easter animal.
d) … an Easter game.
e) … a symbol of new life.
f) … an Easter symbol.
Slide 13. Happy Easter!
Teacher: So,well done. Are you tired? Let’s have a rest! We’ll listen to the song about Easter Bunny.
Facultative Task
Teacher: Now we will watch a video about traditions of British Easter. Видео “This is Britain - Easter”. http://www.youtube.com/watch?v=CwLekGsMJiI
Teacher: One of the Easter traditions is to send Easter cards. Look at the screen, please. “Hand made. Открытка «Пасхальный кролик на лужайке»”
https://www.youtube.com/watch?v=9QDy75RhGf4
Hometask:
Teacher: Well, children. Now open your record-books and put down your home task, please: to make an Easter card.
The End. Reflection.
Teacher: Well, children. We have done a lot today! (Мы сегодня хорошо поработали). Have you liked our lesson? Name, please, as many Easter symbols as you can. Did you like the presentation about Easter in Britain? What Easter traditions in Britain do you know?
The lesson is over. Thank you for your work.
Использованная литература и ресурсы сети Интернет
1. Видеофрагмент “Easter song for children” https://www.youtube.com/watch?v=qvd78BKFOf0
2. Видеофрагмент “This is Britain - Easter”
http://www.youtube.com/watch?v=CwLekGsMJiI
3. Видеофрагмент “Bunny song – Easter Bunny” https://www.youtube.com/watch?v=nZLIiq7B85g
4. “Hand made. Открытка «Пасхальный кролик на лужайке»”