Сегодня происходят значительные изменения в общественных отношениях, средствах и способах общения, которые требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их языковой подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка, как средства общения и единения духовного наследия нашей страны и англоговорящих стран.Обучение иностранному языку в школе должно быть построено таким образом, чтобы выпускники могли самостоятельно общаться на иностранном языке, умело использовать его в различных жизненных ситуациях. В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение коммуникативной компетенции школьников»
Сегодня происходят значительные изменения в общественных отношениях, средствах и способах общения, которые требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их языковой подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка, как средства общения и единения духовного наследия нашей страны и англоговорящих стран.
Обучение иностранному языку в школе должно быть построено таким образом, чтобы выпускники могли самостоятельно общаться на иностранном языке, умело использовать его в различных жизненных ситуациях. В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
В условиях введения ФГОС ООО в профессиональной деятельности учителя иначе расставлены акценты. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний», для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.
Учителю необходимо развивать в школьниках инициативную речь, способность мыслить и порождать интересные идеи путем общения, развивать самостоятельность школьников, стимулировать их интеллектуальную активность и продуктивную деятельность.
Традиционная модель обучения, когда учитель преподносит учебную информацию учащимся в обобщенном и проанализированном виде, а учащиеся лишь запоминают и воспроизводят ее, не может развивать коммуникативные навыки школьников. В процессе такого обучения учащиеся не могут реализовывать свои потребности в общении, как правило, у них отсутствует мотив к общению, наблюдается определенная замкнутость в способности выражать свои эмоции, проявлять свою самостоятельность. Для того, чтобы преодолеть подобные проблемы, необходимо проводить отбор и организацию материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста, ведь для того, чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. Для достижения поставленной цели, учителю необходимо создать «соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки» (концепция Роджерса К.)
Какие же методы работы можно применять на уроках, чтобы в конечном результате сформировать навыки коммуникации обучающегося, обладающего навыками речевой культуры, способного не только выражать свои мысли и отношение к культуре англоговорящих стран, но и оценивать чужую мысль, обогащая свой социокультурный уровень?
1) Коллективное взаимодействие, в ходе которого учащиеся общаются друг с другом на заданную тему, но с интересующей их точки зрения по предложенному им вопросу, при этом ситуация успеха каждого учащегося зависит от коллективного достижения поставленной коммуникативной цели. Данная форма учебной деятельности очень эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Какими же умениями должен владеть обучающийся, чтобы организовать полноценное общение?
1. Умение вступать в общение.Оно означает, что нужно знать, когда и как можно начать говорить со знакомым, незнакомым человеком, человеком, который занят делом или разговаривает с другим человеком, с людьми разного ранга; нужно владеть для этого специальными языковыми и неязыковыми средствами.
2. Умение поддерживать общение.Это умение можно назвать контактностью собеседника, которая проявляется в незначительных репликах, возгласах, междометиях и т.д. и т.п. Фактически умение поддерживать общение - это умение слушать и слышать, а оно, как известно, ценится иногда дороже, чем умение говорить.
3. Умение завершить общение. Оно заключается в том, чтобы найти фразы, которые с одной стороны указывали бы на вашу удовлетворенность данным актом общения, а с другой стороны не обижали бы собеседника.
4. Умение проводить свою стратегическую линию.Это одно из условий успешного воздействия на собеседника. Скажем, для того, чтобы доказать, что какой-то фильм невысокого качества, нужно изложить свои требования к фильмам данного рода, привести примеры, факты из фильма, доказывающие его несоответствие необходимому уровню, сравнить этот фильм с другим фильмом, оценить игру актеров и т.д. Но, несмотря на все эти промежуточные задачи, говорящий все время должен иметь в виду свою стратегическую задачу — доказать. Только в этом случае его высказывание будет целенаправленным и окажет воздействие на собеседника. Умение говорить целенаправленно вырабатывается в упражнениях.
5. Умение учитывать компоненты ситуации общения.Ситуации общения никогда не бывают стандартными: появился новый собеседник, у собеседника изменилось настроение, что-то относящееся к делу, вспомнил собеседник т.д. Не учитывать этого - значит не достичь цели общения.
8.Умение переспрашивать собеседника.
9. Умение выражать основные речевые функции: подтвердить что-то, возразить, усомниться, одобрить, отрицать, обещать, согласиться, предложить, узнать и т.д.
10. Умение говорить выразительно, целостно, логично, связно, продуктивно, самостоятельно, в нормальном темпе и т. д.
2) Общение в парах, взаимодействие при котором, более сильный с точки зрения способности обучающийся, ведет диалог, помогает сформулировать мысли более слабому учащемуся, при этом не возникает психологического барьера к использованию языковых конструкций учащихся.
3) Применение на уроках английского языка культуроведческого подхода, основной формой которого является духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поступки и поведение обучающихся. Данный подход реализуется с помощью использования видеоклипов, краткометражных фильмов и мультфильмов.
4) Использование информационных технологий, которые реализуются учителем с использованием компьютера. Учащиеся создают мультимедийные презентации, в ходе защиты которых, они преподносят языковой материал в удобной и приемлемой для них форме, самостоятельно подбирая необходимые им языковые конструкции и клише. Также возможно озвучивание отрывков мультфильмов и фильмов, при этом учащиеся стараются проявить не только свои коммуникативные способности, но и творческий подход в представлении материала своим одноклассникам.
5) Инсценирование может иметь характер ролевой игры, т.е. учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. Необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника. Ролевая игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться, а в ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
Сначала учителю необходимо провести вступительную беседу, которая знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Затем, подготовка дома, которая включает в себя чтение текстов по поставленной проблеме. После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий (например, написать статью в газету по проблеме, письмо другу и т.д.)
При проведении ролевых игр, учитель не должен прерывать участников, исправляя ошибки, а должен выписывать ошибки, чтобы по окончанию игры разобрать их с учащимися, это очень важно, так как боязнь сделать ошибку сковывает учащихся и противоречит естественной коммуникации.
6) «Работа с песней»-это материал, с которым с удовольствием работают школьники средней и старшей ступени обучения. Благодаря песням создается благоприятная психо-эмоциональная обстановка на уроке, песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации, структуры предложения, многократное повторение лексики и высказываний по одной модели помогает запомнить ее на подсознательном уровне и использовать в устной речи, заменив лишь некоторые лексические единицы. При правильном подборе песенного материала, возможно также ведение дискуссии по услышанному связанному тексту, как правило, учащиеся с удовольствием работают по принципу»ответь на вопрос, используя цитату из песни. С помощью песен учащимися также легко усваивается и грамматический материал (временные конструкции, артикли, притяжательный падеж и так далее).
Библиографический список:
Газета «Первое сентября. Английский язык» № 1-2007г.,
Газета «Первое сентября. Английский язык» №4-2007г.;
Газета «Первое сентября. Английский язык» №2-2008г.,
Газета «Первое сентября. Английский язык» №3-2010г.;
Газета «Первое сентября. Английский язык»№10-2008г.;
Газета «Первое сентября. Английский язык» №22-2008г.;
«Обучение речевому общению на уроках английского языка» А.А.Горбачева, Л.Е. Егорова; Москва 2009г.
«Музыкальная грамматика» С. Майборода, Москва, 2010г.
«Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого», Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Москва 2000г.
10. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
11. Савинов С.Н. Обучение иностранному языку во внеклассной работе.: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. 1991.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(276) "Применение метода проектов на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции школьников в условиях реализации ФГОС"
["seo_title"] => string(80) "primenenie_metoda_proektov_na_urokakh_angliiskogo_iazyka_kak_sredstvo_formirovan"
["file_id"] => string(6) "634986"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1689750501"
}
}