kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение метода проектов на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции школьников в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди современных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию, все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов, который позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и применять их для решения познавательных и практических задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение метода проектов на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции школьников в условиях реализации ФГОС»

Применение метода проектов на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции школьников в условиях реализации ФГОС


Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современном мире недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни.

Одной из задач образования является формирование коммуникативной компетенцией у учащихся. Коммуникативная компетенция - это одна из основных целей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня.

Среди современных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию, все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов, который позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и применять их для решения познавательных и практических задач.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

В редакции «Закона об образовании» предусматриваются следующие требования: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, естественно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Положительным моментом является тот факт, что ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, современным интернет-источникам), анализируют, сравнивают, отбирая самое важное и занимательное. В основе проекта лежит конкретная проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. Учитель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.

Метод проектов является интегрирующим, включающим в себя мультимедийные технологии, ролевые игры, обучение в сотрудничестве.

Следовательно, учебный проект с точки зрения учителя

- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию деятельности;

- самоанализу и рефлексии;

- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

- практическому применению знаний, умений, навыков в различных, в том числе нетиповых, ситуациях;

- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению ).

Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему».

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа.

Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В понятие иноязычной коммуникативной компетенции входят:

  • речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;

  • социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфики стран изучаемого языка;

  • языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;

  • учебно– познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ;

  • компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств. А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Кроме того, проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности учащихся;

  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

  • развивает у учащихся исследовательские умения.

В наше время метод проектов широко стал внедряться в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Евгении Семеновны Полат .

Полат Е.С. обращается к методу проектов на уроках иностранного языка.

  • «Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы».

  • «Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющие решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания чтобы к центре внимания была мысль., а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей».

  • «Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала».

Исследованиям по проектной методике также посвятили свои труды М.Ю.Бухаркина, Н. Д. Гальскова, И А Зимняя, Татарченкова С. С. . Все они отмечали высокую роль метода проектов в формировании коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка.

В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

Н. Кочетурова выделяет следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку:

· использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

· акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

· выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

· отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

· наглядное представление результата.

К этому списку в соответствии со спецификой предмета можно добавить такие характеристики как:

· коммуникативная направленность проектов;

· приоритет групповой работы в проектной деятельности;

· повышение роли презентационно-оценочного этапа, на котором происходит защита проекта и рефлексия.

Рассмотрим основные требования к использованию метода проектов:

     1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов ;

     3. Самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

     4. Структурирование содержательной части проекта (с  указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

     5. Использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ  полученных  данных,  подведение итогов, корректировка,  выводы (использование в ходе совместного исследования  метода "мозговой атаки",  "круглого стола",творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признаками:

1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированная, и т. п..

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.

5.Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6. Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
Существуют основные принципы проектной технологии:

  • Вариативность деятельности– конечный продукт представляется в виде диалога, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, реферата, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).

  • Когнитивный принцип, который предполагает решение проблем, в том числе и проблем в употреблении грамматических и лексических структур.

  • Удовольствие от учения или учение с увлечением – одно из главных условий эффективности обучения, учащиеся способны усваивать только в том случае, если им нравится процесс обучения, если он отвечает их потребностям.

  • Личностный фактор, учащиеся говорят о себе, своей жизни, интересах, проблемах.

  • Адаптация заданий, предусматривает разработку заданий, соответствующих уровню владения материалом учащихся.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей

Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка - ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо - до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой материал.

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

  • Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

  • Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

  • В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. 4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

4. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

-Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

-Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

-Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка», « Родной город», « Екатеринбург промышленный».

-Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса

-Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.

-Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать. Или выполнить проект на русском языке, но по какому-либо аспекту сравнительного языкознания, сопоставив русский и английский язык (проект «Сопоставительный анализ русских и английских фразеологизмов», « Сопоставительный анализ русских и английских пословиц».

В проектной методике учителю отводится сложная роль, т.к. во главе всего учебно-воспитательного процесса стоит личная деятельность ученика, которую необходимо направлять и регулировать. Согласно ФГОС должна быть создана ситуация, где ученик самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого.

Проектная работа вызывает у учителя определенные проблемы и трудности:
- Организация работы. 
- Дополнительная нагрузка.
- Планирование серии уроков, на которых предполагается проведение проектной работы.
- Отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.
- Оценка работы учащихся.
- Трудности, связанные с личностью ученика, необходимо учитывать психологические особенности детей и их совместимость. 
При работе над проектами у учащихся также возникают трудности: 
- Трудности, связанные с лексическим и грамматическим материалом.
- Трудности в работе с информационным материалом (сравнить, выбрать материал по определенной теме)
- Трудности логического связного построения текста. 
- Трудности взаимодействия с другими учащимися.
- Трудности в работе со справочным материалом.
- Трудности оформления и презентации проектов.
Данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия учителя и учащихся.
На уроках английского языка я часто использую проектную методику, т.к. считаю, что именно она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Мои ученики с удовольствием выполняют проекты, это позволяем им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды проектов. Я считаю, что проектная методика – это путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.

В своей педагогической практике я включаю следующие этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап. Постановка проблемы.

  2. «Мозговой штурм». Планирование проекта.

  3. Поиск информации.

  4. Оформление проекта. Подготовка к защите.

  5. Защита проекта.

  6. Рефлексия. Оценка и обсуждение результатов.

Метод проектов на уроках английского языка я использую с первого года обучения. Первый проект «Моя семья» я провожу во втором классе.

Тип проекта – творческий, личностный, краткосрочный.

В начальной школе в основном я организую индивидуальные и краткосрочные проекты, что объясняется психологическими особенностями учащихся младших классов.

Результат проекта: второклассники представляют членов своей семьи в различных образах (делают поделку или рисунок), используют различные техники изображения своей любимой семьи, готовят краткий рассказ о семье. Защита проекта проходит на русском языке, так как учащиеся 2-х классов не обладают еще достаточным словарным запасом.

Одним из любимых проектов младших школьников является проект «Мое любимое животное».

Тип проекта – информационный, творческий, личностный, краткосрочный.

1 этап проекта – постановка проблемы: учащиеся не могут рассказать по-английски о своем любимом животном.

2 этап – планирование. Дети думают о каком животном они хотели бы рассказать, и что для этого нужно узнать.

3 этап – поиск информации. Этот этап проходит внеурочно. Учащиеся ищут информацию о своем любимом животном в книгах, энциклопедиях или на Интернет-сайтах, подбирают необходимую английскую лексику.

4 этап – оформление результатов: рисунок или поделка, небольшое сообщение.

5 этап – защита. Учащиеся показывают свой продукт, рисунок или поделку, и рассказывают о своем любимом животном. Я прошу именно рассказывать наизусть и не разрешаю читать, только в этом случае будут сформирована монологическая речь. Поэтому текст презентации проекта должен быть небольшой, 5-7 предложений.

6 этап – рефлексия. Результаты проектов обсуждаются всем классом. Ребята высказываются, что им понравилось в работах ребят, какие ошибки речи они заметили и т. д. И также вместе оцениваем проекты по критериям.

Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки. Ребята пользуются этими критериями при оценке товарищей.

Критерии оценки проекта (2 класс)

№ п\п

Критерии оценки

Баллы

1.

Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):

  • Формат А4

  • Название

  • Автор

  • Наличие картинки (рисунка)

  • Аккуратность

 

2.

Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):

  • Соответствие теме проекта

  • Наличие оригинальных находок

  • Полнота

  • Логичное изложение материала

 

3.

Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):

  • Фонетическая правильность речи

  • Грамматическая правильности речи

  • Лексическая правильность речи

  • Степень владения материалом

  • Эмоциональность в представлении

 

 

Итого:

12-14 баллов – “5”
9-11 баллов – “4”
6-8 баллов – “3”

Итоговая отметка:

 

В 3-м классе проекты усложняются по форме и по содержанию. Проект ограничивается рамками изучения одной лексической темы (4-6 уроков). Например, проект “День рождения” начинается с составления приглашений (а также ответов на подобные приглашения), выбор подарка, изготовления открытки и написания поздравления. Оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и Draw, Microsoft Excel). Ребята учатся печатать текст, используя разные шрифты, размеры, цвет. Выделяют заголовок, вставляют картинку или фотографию. Учатся составлять таблицы, например таблица семейных дней рождений. Далее ребята пишут сценарий, составляют меню. И в результате проектной деятельности по теме “День рождения” выступает урок-праздник. В 3 классе защита большинства проектов проходит в групповой форме. Это может быть проведение праздника, подготовка сценки, газеты, брошюры. Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности: Пойдем в кино; Мой дом; Мировые достопримечательности; Занятия спортом и др. Выполнение групповой проектной работы способствует созданию доброжелательной атмосферы и духа сотрудничества в коллективе участников проекта. Критерии оценки проектов в 3 классе усложняются.

В 4 классе проект “ Все обо мне” долгосрочный. Проект длится весь учебный год и объединяет все рассказы, диалоги, стихи, письма, презентации, выступления, составленные ребенком в течение года. Темы проектов: Мои каникулы, Успехи в школе (письмо другу по переписке), Моё имя, Мой день рождения, Город моей мечты, Мой любимый фильм, Семейные рекорды, Любимые животные, Мое будущее, Когда мне было шесть, Моя страна, Воображаемое путешествие, Мои приключения. В качестве представления результатов проектной деятельности учащиеся 4-х классов чаще всего используют мультимедийные презентации. Поэтому были разработаны специальные критерии оценивания мультимедийных проектов.

Критерии оценки мультимедийных проектов (4 класс)

п\п

Критерии оценки

Баллы

1.

Критерии оценки презентации (5 баллов):

  • Объем презентации (5 слайдов)

  • Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)

  • Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)

  • Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)

  • Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)

 

2.

Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):

  • Соответствие между темой и содержанием

  • Актуальность, новизна

  • Информативная насыщенность проекта

  • Наличие оригинальных находок, собственных суждений

  • Логичное изложение материала

 

3.

Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):

  • Точное следование регламенту (2-3 мин.)

  • Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)

  • Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)

  • Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)

  • Самостоятельное управление слайдами презентации

 

 

Итого:

13-15 баллов – “5”

10-12 баллов – “4”

7-9 баллов – “3”

Итоговая отметка:

 

Кроме отметок и оценки товарищей, мы обычно вводим специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Групповые проекты на уроках английского языка я начинаю внедрять в 4-х классах. Например, изучив лексику по теме «погода», ребята поработали над мини-проектом «Прогноз погоды на выходные». Провести такой проект нам хватило времени на одном уроке.

Тип проекта – информационный, групповой, краткосрочный.

1.Проблема: герой урока собирается пойти на пикник в выходные, но не знает, какая будет погода.

2.Планирование проекта: учащиеся обсуждают, как они могут узнать, какой будет погода в выходные.

3. Поиск информации. Учитель предлагает разным группам различные источники прогноза погоды: выписка из газеты, Интернет, радио-запись.

4. Оформление результатов в виде рисунка или таблицы, составление прогноза погоды на английском языке.

5. Защита проекта.

6. Рефлексия. Учащиеся сравнивают результаты, делают выводы. Проводят взаимную оценку работ.

В среднем звене учащиеся становятся более самостоятельными, компетентными в области ИКТ, умеют работать в сотрудничестве, и поэтому перед педагогами открывается широкий выбор тем и типов проектной деятельности. Учащиеся 5-7 классов любят мечтать и фантазировать. Так в 5-м классе ребята создали проекты «Город будущего». Целью проекта являлось создание плана или рисунка города своей мечты. Проект по типу творческий и краткосрочный. Работа проводилась с целью систематизации лексики по теме «Город», закрепления грамматических конструкций “there is\are”. Так же семиклассники воплощали свои идеи и фантазии, создавая групповой проект «Школа моей мечты». Главной задачей учащихся было создать макет школы будущего и представить его одноклассникам. На презентации своего проекта учащиеся рассказывали о системе образования своей школы, оборудовании классных кабинетов, расписании занятий и о многом другом. Таким образом систематизировался и закреплялся учебный материал по теме «школа».

Ребята работали увлеченно и с удовольствием, потому что, то о чем нужно было рассказать, было для них интересно. Им не терпелось поделиться своими фантазиями с одноклассниками.

Одной из составляющей современной системы образования является патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма – это одна из задач в том числе и урока иностранного языка. Пятиклассниками был создан проект «Мой родной город».

Цель проекта: представить свой родной город иностранным туристам на английском языке.

Тип проекта: информационный, межпредметный, групповой, средней продолжительности (один месяц).

Класс разрабатывал один проект, разделившись на группы, которые выполняли определенную роль. Одна группа искала информацию о географическом положении своего городка, другая об истории, третья о достопримечательностях, четвертая оформляла плакат и презентацию. Защита проводилась полностью на английском языке.

Практико-ориентированные проекты отличаются четко-обозначенной с самого начала целью деятельности, которая имеет социальную направленность. Проект подобного рода требует хорошо продуманного сценария. Поэтому чаще он является долгосрочным. Так группа учащихся 7, 8 классов реализовали проект «Английский – это весело». Участники проекта проводили различные мероприятия, направленные на формирование мотивации к изучению английского языка у учащихся 2-х классов. Для этого им пришлось изучать методическую литературу, придумывать сценарии, игры, искать необходимые ресурсы в Интернете. Была проведена викторина для маленьких лингвистов. Конечным результатом этого проекта стал сборник сценариев и игр для занятий с младшими школьниками.

Известно, что британцы чтят свою историю и традиции: проводится много праздников и фестивалей, посвященных легендарным событиям страны. Но иностранному туристу трудно понять подлинную основу того или иного праздника. Этот факт учащиеся определили актуальностью и проблемой своей исследовательской работы. Объектом исследования выбрали английские легенды, которые нашли отражение в современных праздниках и фестивалях. Школьники составили план своих действий, определили цели и задачи, искали источники нужной информации. Далее учащиеся разделились на группы, каждая из которых выбрала по одному фестивалю. После чего осуществлялось углубленное изучение легенд, выявлялись связи с современностью. На последнем этапе школьники представляли свои исследовательские проекты учащимся других классов, чем вызвали интерес аудитории к культуре и истории британского народа. Подводя итоги, участники проекта выразили свое желание продолжать изучать традиции и культуру Соединенного Королевства.

Одной из главных составляющих защиты проекта являются ответы на вопросы одноклассников по теме своей работы. Таким образом, применение метода проектов способствует развитию не только монологической речи, но и диалогической.

Применение метода проектов в моем педагогическом опыте дало следующие результаты.

  1. Работая над проектом, школьники научились самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками.

  2. Совместная работа способствовала сплочению коллектива. Учащиеся учились договариваться, уважать мнение каждого участника, ответственно относится к работе всей группы.

  3. Проектная методика дала большие возможности для активной устной и письменной практики учащихся, помогла при подготовке к предметным олимпиадам.

  4. Школьники, защищая свой проект, перестали бояться говорить перед одноклассниками на иностранном языке.

  5. Работая над проектами учащиеся расширили свой словарный запас.

  6. У учащихся появилось желание работать над новыми проектами и участвовать в творческих конкурсах по английскому языку.

Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный, практический результат, значимый для школьника. У каждого ученика есть возможность развить свои способности и таланты, проявлять и проверять себя в лидерстве. У школьников проявляется личная ответственность за свои знания, которые он включает в реальную деятельность.


Обобщая всё выше сказанное , можно сделать следующие выводы:

· Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности.

· Проектная деятельность обладает четко выраженной структурой и отличительными особенностями, среди которых можно отметить соответствие личностным потребностям учащихся, самостоятельность в работе, творческая направленность, ориентация на практический результат и т.д.

· Использование метода проектов в обучении иностранному языку в определенной степени обусловлена спецификой учебного предмета и характеризуется коммуникативной направленностью, ситуативной обусловленностью, интеграцией знаний из разных областей, необходимостью отбора языкового материала для работы и т.д.

Таким образом, мы видим, что метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Разумеется, мы не рассматриваем метод проектов как основной, определяющий стратегию обучения иностранным языкам, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов - цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты этой системы взаимосвязаны. Метод проектов - это лишь один из ее компонентов, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранному языку и позволяющий оптимизировать процесс обучения иностранным языкам.

В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.

Учитель английского языка МАОУ «СОШ №4» г. Заводоуковск Благинина Ю.Н.




Литература:

  1. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.

  2. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам.

  3. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.

  4. Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.-272с. 2009.-272с.

  5. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с

  6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 2000

  7. Полат Е. С. Метод проектов. История и теория вопроса. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: изд. центр «Академия», 2010. С. 193-200

  8. Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, СПб.:КАРО,2008.

  9. http://www.ioso.ru/distant



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Юлия Николаевна Благинина

Дата: 19.07.2023

Номер свидетельства: 634986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация.Контроль навыков устной речи по теме " My family""
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-kontrol-navykov-ustnoi-riechi-po-tiemie-my-family"
    ["file_id"] => string(6) "257246"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448294355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства