"Коммуникативная компетентность школьников как фактор успешной социализации"
"Коммуникативная компетентность школьников как фактор успешной социализации"
Обращаясь к проблеме коммуникативных компетенций личности (в частности школьников), необходимо учитывать, что коммуникация является основой современной социальной реальности, которая приняла форму информационного общества и общества знаний.Коммуникация - это всегда целенаправленный процесс. Коммуникация - это субъект-объектные и объект-объектные отношения. Коммуникация может быть как односторонней так и двусторонней.Известно, что коммуникация выполняет три основные функции:
коммуникативную, включающую обмен информацией;
интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа чего-либо.
Коммуникативная компетентность — это владение коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах.Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация неотрывно связанна с коммуникацией. Коммуникация выступает в качестве фактора социализации личности. Следовательно, коммуникативная компетентность – важная составляющая успешного функционирования личности в социуме.Одним из институтов социализации человека всегда выступала школа. Школьный период достаточно долог, а потому весьма важен в процессе становления личности.От современного педагога требуется не простое изложение материала, а формирование у обучающихся определенных компетенций, в том числе и коммуникативных. Сформированная коммуникативная компетентность позволит ученику ориентироваться в потоке информации, рационально её использовать как в процессе обучения, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Неподготовленность к коммуникации часто приводит к различным затруднениям в деятельности личности.Продуктивность трудовой, познавательной, мыслительной деятельности, жизнеспособность человека в значительной мере зависят от его способности к общению, от коммуникативной компетентности.Я считаю, что развитие коммуникативной компетенции школьников должны отражать следующие умения:
умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование получаемой информации;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с членами общества, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение идентифицировать себя с определенной социальной группой.
Таким образом, социализация школьника, его развитие как полноценного члена общества не возможны без коммуникативной компетентности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Коммуникативная компетентность школьников как фактор успешной социализации" »
Швабауэр Наталья Владимировна
ОМС ОП, Управление образования Прокопьевского муниципального района
Коммуникативная компетентность школьников как фактор успешной социализации.
Обращаясь к проблеме коммуникативных компетенций личности (в частности школьников), необходимо учитывать, что коммуникация является основой современной социальной реальности, которая приняла форму информационного общества и общества знаний.
Коммуникация - это всегда целенаправленный процесс. Коммуникация - это субъект-объектные и объект-объектные отношения. Коммуникация может быть как односторонней так и двусторонней.
Известно, что коммуникация выполняет три основные функции:
коммуникативную, включающую обмен информацией;
интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа чего-либо.
Коммуникативная компетентность — это владение коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах.
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация неотрывно связанна с коммуникацией. Коммуникация выступает в качестве фактора социализации личности. Следовательно, коммуникативная компетентность – важная составляющая успешного функционирования личности в социуме.
Одним из институтов социализации человека всегда выступала школа. Школьный период достаточно долог, а потому весьма важен в процессе становления личности.
От современного педагога требуется не простое изложение материала, а формирование у обучающихся определенных компетенций, в том числе и коммуникативных. Сформированная коммуникативная компетентность позволит ученику ориентироваться в потоке информации, рационально её использовать как в процессе обучения, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Неподготовленность к коммуникации часто приводит к различным затруднениям в деятельности личности.
Продуктивность трудовой, познавательной, мыслительной деятельности, жизнеспособность человека в значительной мере зависят от его способности к общению, от коммуникативной компетентности.
Мы считаем, что развитие коммуникативной компетенции школьников должны отражать следующие умения:
умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование получаемой информации;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с членами общества, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение идентифицировать себя с определенной социальной группой.
Таким образом, социализация школьника, его развитие как полноценного члена общества не возможны без коммуникативной компетентности.
Литература
Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.
Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 - 304 C.