Система числительных – неотъемлемая часть любого языка. Статья рассказывает о том, как происходит обучение английскому счету на начальном этапе обучения. Под начальным этапом подразумеваются дети, которые только приступают к изучению английского языка. Это могут быть обучающиеся 2х классов, а также первоклассники и дошкольники, в зависимости от того, когда они впервые сталкиваются с английским языком. В данной статье я поделюсь своими методами и приемами, которые позволяют сделать обучение счету посильным, доступным и увлекательным для ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение счету на английском языке»
ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Именем числительным называется часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов. Имена числительные делятся на количественные (Cardinal Numerals) и порядковые (Ordinal Numerals).
Количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на вопрос how many? сколько? Например: oneодин,twoдва,threeтри и т. д.
Порядковые числительные обозначают порядок предметов и отвечают на вопрос which?который? Например: firstпервый,secondвторой,thirdтретий и т. д.
В основе моего подхода обучения счету на английском языке лежит принцип наглядности и устного опережения. Главный инструмент – карточки с цифрами от 0 до 10 с изображением на одной стороне и словом на другой и плакат размера покрупнее, где собраны все цифры вместе:
Обычно для начинающих обучение счету ограничивается 10 или 12, я же обучаю детей сразу оперировать числами от 1 до 1000. При этом уместным будет задать вопрос: «Дети, до скольки вы умеете считать по-английски?» Как правило, хотя бы несколько человек из группы уже знают счет до 10. Тогда я задаю следующий вопрос: «А что вы скажете, если мы научимся считать до тысячи?» Обычно после этого вопроса дети приходят в восторг и воодушевляются.
Весь процесс обучения счету можно условно поделить на 4 этапа:
обучение счету от 0 до 10
обучение счету от 20 до 100
обучение счету от 100 до 999
обучение счету от 11 до 20.
Почему порядок именно такой? Моя практика и личный опыт преподавания показывают, что дети лучше понимают принцип образования двузначных и трехзначных чисел от 20 до 999, чем от 11 до 20 и их я всегда оставляю напоследок.
Первый этап. На самых первых уроках использую карточки, показывая и проговаривая вместе с детьми: zero, one, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten. Очень часто бывает так, что дети заучивают счет от 1 до 10 как стихотворение и потом просто не могут назвать цифры, не проговорив все от начала до конца. Например, чтобы сказать шесть – six, ребенок начинает отсчитывать с самого начала – one, two, three, four, five, six. Чтобы этого не происходило и ребенок мог сразу сказать любую из цифр, они обязательно проговариваются в обратном порядке, от 10 до 0. Кроме того, счет всегда подразумевает связь с практикой и базируется на ранее изученном языковом материале. Мы считаем окружающие предметы – one pen, two balls, three stars, four dogs. Для большей наглядности я использую флеш-карты со словами.
Когда счет до 10 освоен, перехожу к следующему этапу, числам до 100. Для этого использую доску. На доске маркером записываю следующее: _____ty______. Затем беру карточки с двумя любыми цифрами, например, 6 и 2, проговариваю и прошу детей проговорить вместе со мной: six, two. Далее прикладываю карточки к доске на места пропусков и зачитываю снова: six-ty-two. Затем беру две любые другие цифры, например, 8 и 3 и проделываю то же самое. Дети моментально понимают принцип образования составных числительных. За этим следует тренировка: к доске по очереди прикладываются разные цифры, дети называют число полностью. Если группа слабая, можно прикладывать цифры к доске в стандартном порядке, например: 1,2,3,4,5,6 и т.д. На всех этапах важно убедиться, что дети понимают то, что происходит. Впоследствии карточки необязательно прикладывать к доске, достаточно просто держать их перед собой – дети уже запомнили, что при образовании составных числительных цифры соединяются между собой с помощью суффикса –ty.
На следующем этапе детям нужно выучить всего одно слово: hundred. Достаточно несколько раз повторить one hundred и дети его запомнят. Записываю его на доске и проговариваю: one hundred. Затем стираю цифру 1 и вместо нее пишу 2, проговариваю: two hundred. Затем стираю 2 и пишу 3, попутно прошу детей назвать получившееся число. Им не составляет труда назвать 3 вместо 2, затем 4, 5, 6, и т.д. Таким образом, очень легко и просто дети понимают, как говорить сотни. После этого достаточно приложить к доске любое двузначное число, закрыв ноли, получится трехзначное число, которое дети назовут без труда.
При тренировке трехзначных чисел я держу в руках одновременно три карточки с цифрами и в произвольном порядке меняю любую цифру в сотнях, десятках, единицах. В случае если детям сложно справиться с большим числом, я начинаю со 100. Потом прикладываю к 100 карточку 1, здесь проблем не возникает, дети называют one hundred and one. Затем вместо 1 прикладываю 10, затем вместо 10, например, 7 (на место десятков), дети называют one hundred and seventy. Или действую следующим образом: уделяю несколько минут тренировке произношения двузначных чисел. Держу в руках произвольное число, например, 74. Затем перед ним ставлю 1 и помогаю: one hundred and seventy four. Прошу повторить. Затем убираю 1 и подставляю 2, говорю детям: было 1 hundred, стало 2 hundred. Дальше можно прикладывать любую цифру на место сотен, а уж после этого менять цифры в десятках, поставив, например, 75, 76, 77 вместо 74. Затем сменить среднюю цифру, 7 – на 5,6,4,3 и т.д.
Следует поподробнее остановиться на числительных 20, 30 и 50, так как их произношение отличается от других и дети, следуя алгоритму, говорят twoty, threety, fivety вместо twenty, thirty, fifty. В этом случае я сразу проговариваю, что 2, 3 и 5 отличаются от остальных и произносятся по-другому. Уделяю им больше внимания, чаще возвращаюсь к ним во время повторения.
Числа от 11 до 20 являются самыми сложными для запоминания, поскольку здесь есть eleven, twelve и twenty, которые не похожи на остальных. Тогда я создаю для детей маленькую легенду: беру карточки с числом 10 и цифрой 4 и говорю: «Посмотрите, встретились однажды 10 и 4 и пошли гулять. Четверка встала рядышком с десяткой и закрыла ее нолик! Был TEN (грубым голосом), а остался от него только TEEN (тонким и высоким голосом). Посмотрите на единичку, какая она стала худенькая без нолика. Но на его место встала четверка и получилось у нас FOUR-TEEN». Эта легенда очень нравится детям и работает для цифр 4,6,7,8,9. 13 и 15 произносятся по-другому, но этот принцип применим и для них.
Для закрепления результата я использую веселую математику, прошу детей решать простые примеры: «What is two plus two?» (В это время прописываю на доске 2 + 2). Дети отвечают, что это four. И тогда мы проговариваем весь пример вслух: «Two plus two is four», при этом я дописываю к примеру знак = и 4. Таким образом, кроме самих цифр, дети учатся производить простые действия с ними – складывать и вычитать, а еще их словарный запас пополняется словами «plus» и «minus».
После того как построена прочная база и дети научились хорошо ориентироваться в количественных числительных, можно перейти к изучению порядковых числительных. Как правило, с этим не возникает проблем, детям не составляет труда прибавлять к числам словообразовательные суффиксы числительных. Нужно запомнить всего 3 исключения – the first, the second, the third, а все остальные порядковые числительные образуются по общему принципу – путем прибавления суффикса –th.
Разумеется, числительные не изучаются сами по себе, на уроках я внедряю их в контекст в рамках изучаемых тем. Считаем простые предметы вокруг себя, буквы в алфавите, карандаши в пенале, учеников в классе.
Хотя обучение счету начинается на начальной ступени, практика показывает, что дети не умеют считать и в более позднем возрасте. Предложенный способ обучения счету одинаково хорошо работает с детьми среднего и старшего звена, а также со взрослыми.