kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение монологической речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы обучения монологической речи. В помощь учителю при подготовке уроков и внеклассных мероприятий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение монологической речи»

Обучение монологу, его разновидности и характеристики. Пути обучения


Прежде всего определяю те разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К таковым можно отнести:

- приветственную речь;

- похвалу;

- порицание;

- лекцию;

- рассказ;

- характеристику;

- описание;

- обвинительную/ оправдательную речь и др.

Как же знание существующих разновидностей монолога способствует улучшению процесса обучения данному виду рече­вой деятельности?

Характеристики монолога

- целенаправленность (соответствие речевой задаче);

- непрерывный характер;

- логичность;

- смысловая законченность;

- самостоятельность;

- выразительность.

Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, време­нем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога -целенаправленность, которая в значительной степени определяет и всё остальное.

Пути обучения монологу:

1. «сверху вниз»

2. «снизу вверх»

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих на­выков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и пробле­матики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур. Рассмотрим каждый их них более подробно.


Путь «сверху вниз»

Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ.

Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-моноло­ги, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д. Задания после прочтения текста предполагают более про­должительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей, анализ использованных средств выра­зительности, речевых приемов, способов аргументации. Вспомним лишь некоторые из заданий:

- Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла про­читанного текста.

- Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.

- Выбрать глаголы/ прилагательные/ идиоматические выраже­ния, другие тропы с помощью которых автор описывает/ выража­ет свое отношение к людям, событиям, природе.

- Доказать, что...

- Выбрать основную идею текста.

- Охарактеризовать её.

- Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.

- Рассказать текст от лица главного героя, злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и др.

- Придумать другой финал.


Путь «снизу вверх»

В данном случае, монолог строится без опоры на конкретный текст. В каких случаях данный путь может быть выбран учителем?

1. На начальном этапе обучения, когда ученики ещё не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут пред­ложить серьёзную содержательную основу для развития навыков говорения.

2. На среднем и старшем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или про­блеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые моно­логи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или про­слушанных на родном и иностранном языках. Как правило, в дан­ном случае предполагается использовать межпредметные связи, общее понимание вопроса, его индивидуальную трактовку.

Исходя из принципа интеграции и дифференциации, обучение практически всем аспектам языка и видам речевой деятельности полагается тесно взаимосвязано. Если при обучении монологу пу­тём «сверху вниз» устанавливается тесная связь с работой над тек­стами, то в данном случае можно проследить аналогичные парал­лели с формированием лексических навыков речи. Особенно на этапе работы на уровне предложения и сверхфразового единства.


Опоры в развитии навыков монологической речи

Опоры бывают языковые, речевые и содержательные. Последние подразделяются на вербальные и невербальные. Их количество и вы­бор определяются в зависимости от конкретных условий обуче­ния. Что же лежит в основе выбора опор?

1. Возраст и уровень общей образованности обучаемых.

2. Уровень владения языком всего класса и отдельных учеников.

3. Особенности речевой ситуации.

4. Характер речевого задания, степень понимания речевой за­дачи всеми участниками общения.

5. Индивидуальные особенности личности обучаемых.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обучение монологической речи

Автор: Клименко Ольга Анатольевна

Дата: 06.10.2016

Номер свидетельства: 347619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Обучение монологической речи посредством учебных опор (на материале английского языка в 7 классах средней общеобразовательной школы)"
    ["seo_title"] => string(80) "obuchieniie_monologhichieskoi_riechi_posriedstvom_uchiebnykh_opor_na_matierialie"
    ["file_id"] => string(6) "408732"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491998224"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Сборник опор «Your Own Speech» для обучения монологической речи учащихся 4 класса на базе текста. (к учебнику “Enjoy English 4”)"
    ["seo_title"] => string(80) "sbornik_opor_your_own_speech_dlia_obucheniia_monologicheskoi_rechi_uchashchikhsi"
    ["file_id"] => string(6) "567676"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608359788"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Обучение монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(87) "obuchieniie-monologhichieskoi-i-dialoghichieskoi-riechi-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "231413"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442495469"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Развитие монологической речи на уроках русского языка с целью повышения качества знаний"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_monologicheskoi_rechi_na_urokakh_russkogo_iazyka_s_tseliu_povysheniia_k"
    ["file_id"] => string(6) "632175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684808601"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Выступление «Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplenie_razvitie_monologicheskoi_rechi_uchashchikhsia_na_urokakh_s_tseliu_po"
    ["file_id"] => string(6) "600859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645447050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства