Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.
На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога -целенаправленность, которая в значительной степени определяет и всё остальное.
Пути обучения монологу:
1. «сверху вниз»
2. «снизу вверх»
Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур. Рассмотрим каждый их них более подробно.
Путь «сверху вниз»
Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ.
Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д. Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации. Вспомним лишь некоторые из заданий:
- Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.
- Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.
- Выбрать глаголы/ прилагательные/ идиоматические выражения, другие тропы с помощью которых автор описывает/ выражает свое отношение к людям, событиям, природе.
- Доказать, что...
- Выбрать основную идею текста.
- Охарактеризовать её.
- Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.
- Рассказать текст от лица главного героя, злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и др.
- Придумать другой финал.
Путь «снизу вверх»
В данном случае, монолог строится без опоры на конкретный текст. В каких случаях данный путь может быть выбран учителем?
1. На начальном этапе обучения, когда ученики ещё не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут предложить серьёзную содержательную основу для развития навыков говорения.
2. На среднем и старшем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. Как правило, в данном случае предполагается использовать межпредметные связи, общее понимание вопроса, его индивидуальную трактовку.
Исходя из принципа интеграции и дифференциации, обучение практически всем аспектам языка и видам речевой деятельности полагается тесно взаимосвязано. Если при обучении монологу путём «сверху вниз» устанавливается тесная связь с работой над текстами, то в данном случае можно проследить аналогичные параллели с формированием лексических навыков речи. Особенно на этапе работы на уровне предложения и сверхфразового единства.
Опоры в развитии навыков монологической речи
Опоры бывают языковые, речевые и содержательные. Последние подразделяются на вербальные и невербальные. Их количество и выбор определяются в зависимости от конкретных условий обучения. Что же лежит в основе выбора опор?
1. Возраст и уровень общей образованности обучаемых.
2. Уровень владения языком всего класса и отдельных учеников.
3. Особенности речевой ситуации.
4. Характер речевого задания, степень понимания речевой задачи всеми участниками общения.