Обучение монологической речи посредством учебных опор (на материале английского языка в 7 классах средней общеобразовательной школы)
Обучение монологической речи посредством учебных опор (на материале английского языка в 7 классах средней общеобразовательной школы)
В практике обучения иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. В настоящее время в средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания.
Актуальностью и проблемой был обусловлен выбор темы данной исследовательской работы «Обучение монологической речи посредством учебных опор» (на материале английского языка в 7 классах средней общеобразовательной школы). Выбор среднего этапа, а именно 7 класса обучения, обусловлен тем, что у учащихся уже имеется достаточный запас знаний по основным языковым аспектам. В возрасте 13-14 лет у подростков продолжают совершенствоваться речевые механизмы. В этом возрасте у человека складывается умение самостоятельно творчески мыслить, делать обобщения и выводы, строить доказательства, спорить. При этом у подростков остаются трудности в овладении связным логическим высказыванием. Возникает проблема, а какие условия наиболее эффективны при обучении монологической речи учащихся на средней ступени обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение монологической речи посредством учебных опор (на материале английского языка в 7 классах средней общеобразовательной школы)»
Обучение монологической речи посредством учебных опор
(на материале английского языка в 7 классах средней общеобразовательной школы)
Основной ведущей целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию, которая реально востребована и возможна во время поездок, уникального общения и обмена информации через Internet и E-mail.
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
В настоящее время в средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывания таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.
Выбор среднего этапа, а именно 7 класса обучения, обусловлен тем, что у учащихся уже имеется достаточный запас знаний по основным языковым аспектам. В возрасте 13-14 лет у подростков продолжают совершенствоваться речевые механизмы. При этом у подростков остаются трудности в овладении связным логическим высказыванием. Возникает проблема, а какие условия наиболее эффективны при обучении монологической речи учащихся на средней ступени обучения.
Таким образом, объектом исследования является процесс обучения монологической речи у учащихся 7 классов на уроках английского языка. Предметом исследования стал процесс обучения через использование опор при обучении монологической речи у учащихся 7 класса СОШ.
В результате чтения и анализа научно-методической литературы, в данном исследовании можно выдвинуть гипотезу- учебные опоры могут являться эффективным способом обучения монологической речи у учащихся 7 классов
СОШ.
Поэтому цель моего исследования я ставлю следующую: показать эффективность учебных опор как средства обучения монологической речи и разработке этих опор на этапе развития умения монологической речи.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1) проанализировать имеющуюся методическую литературу по проблеме обучения монологической речи;
2) выяснить роль и место опор в обучении монологической речи;
3) провести анализ УМК для 7 класса средней общеобразовательной школы;
4) изучить возрастные особенности учащихся среднего этапа обучения;
Теоретической основой настоящей работы являются методологические исследования по данной проблеме Пассова Е.И., Роговой Г.В.[23], Царьковой В.Б.[26], Солововой Е.Н.[24], Бим И.Л.[5], Гальсковой Н.Д.[10], Гез Н.И.[12] в области методики преподавания английского языка; Зимней И.А.[13] в области психологии; научная литература по теории и методике обучения иностранным языкам; возрастная психология; современные периодические издания.
Ведущим видом речевой деятельности традиционно рассматривается говорение, рассмотрим особенности монолога как основной формы говорения. Понятие монологической речи (МР) исследователи-лингводидакты определяют по-разному.
По Гальсковой Н.Д. и Гез Н.И., монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе [11]. В отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью. Пассов Е.И. выдвигает на первый план термин «монологическое высказывание».
Е.И. Пассов и Е.Н. Соловова [24] выделяют следующие важнейшие характеристики монолога:
∙ целенаправленность/соответствие речевой задаче;
∙ непрерывный характер;
∙ логичность;
∙ смысловая законченность;
∙ самостоятельность;
∙ выразительность.
Как отмечает Бухбиндер В.А., в овладении МР перед учащимися возникают две трудности: осуществление языковой и смысловой программ.
В отечественной методике обучения иностранным языкам предлагаются два основных пути формирования умений говорения (Гальскова Н.Д., Рогова Н.В., Бим И.Л., Соловова Е.Н. и др.): дедуктивный – «путь сверху» и индуктивный – «путь снизу»
Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.
Как считает А.К.Артыкбаева, упражнения для развития монологической речи должны [4]:
- разрабатываться с учетом психологических и лингвистических особенностей монологической речи, а также языкового материала и тематики изучаемого материала;
Преодолению трудностей в большей степени способствует использование различных видов опор, которые служат ориентирами при порождении речи за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.
Л.И.Лазаркевич, проанализировав различные виды опор, пришла к выводу о том, что при обучении монологической речи под опорами следует понимать «особого рода стимулы». Назначение опор одно - непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.
Я выбрала классификацию опор, которую предлагает Царькова В.Б., Е.И.Пассов.
Отличной от рассмотренной является классификация В.С. Коростелева. Он выделяет два типа опор: объективные и субъективные.
Итак, я предположила, что использование различных опор при обучении МР учащихся 7 классов средней школы повысит качество обучения по данному виду речевой деятельности, т.е. высказывания будут отличаться:
- целенаправленностью;
- разнообразным с точки зрения лексическим направлением;
- логической завершенностью;
- большим количеством фраз, оформленных в соответствии с изученными моделями.
Мною были проанализированы 5 циклов УМК Кузовлева на предмет использования различных опор для обучения МР. Результаты анализа представлены в следующей таблице:
Таким образом, исходя из результатов анализа, которые представлены в таблице, авторами учебника используются различные опоры на разных этапах обучения монологической речи: зрительный и аудитивный текст, план, ЛСС, рисунок, схема, пословицы и т.д. Методически обусловлено сокращение опор к 3 этапу (этапу развития МР), но как показывает практика, многие учащиеся не могут обойтись без опоры и на 3 этапе. Поэтому я разработала опоры для тех циклов учебника, в которых на этапе развития обучения МР опоры отсутствуют вообще. Данные опоры предназначены для тех учащихся, которые к данному этапу не могут в силу психологических и физиологических особенностей не могут построить монологическое высказывание. Учитель может использовать их для отдельных учащихся в качестве элемента поддержки.
Итак, предлагаются следующие опоры:
Шестойурок «What is a progressive school like?» попроанализированномуразделу Are You Happy at School?
Ex.1.2) C, p.20-21
Содержательная вербальная опора (ЛСС)
Our boarding school is ….
We have …..
We can do …..
We get……
Pupils must follow……
Pupils should behave…...
Ex.2, p.21
Содержательная вербальная опора (ЛСС)
Our school is ……….. school. There are …… pupils, aged……..
The children have classes ………There is ……..The pupils can ……
Третийурок «What is your favourite subject?попроанализированномуразделу Are You Happy at School?
Ex.4, p.14
Содержательная вербальная опора (ЛСС)
My favourite subject is …… I think ….. is ……because…..
….. is boring ……
I hate ……. because…..
Четвертыйурок «What makes you help other people?» попроанализированномуразделу Can people Do Without You?
Ex.3,p.57
Смысловая вербальная опора (слова как смысловые вехи)
∙ volunteer work
∙ look after the elderly people
∙ make donations to charity
∙ clean the school playground
∙ help around the house
Шестойурок «What are the fundraising ideas?» попроанализированномуразделу Can people Do Without You?
Итак, дополнив речевыми опорами УМК под ред. В.П.Кузовлева для 7 класса для тех учащихся, которые к этапу развития МР не могут построить монологическое высказывание, я надеюсь, что обучение МР будет более эффективным. Небольшой опыт использования данных опор в 7 классе средней общеобразовательной школы показал, что дети стали более уверенными. Применение данных опор для развития умений МР дает положительный результат. Это подтверждает выдвинутую гипотезу - учебные опоры могут являться эффективным способом обучения монологической речи у учащихся 7 классов СОШ, а также способствуют развитию следующих умений: высказаться целостно, логично и связно, говорить самостоятельно, высказаться продуктивно.