Просмотр содержимого документа
«Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся »
Выступление на педсовете по теме "Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся" Лауреат
Афанасьева Таисия Юрьевна
Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.
Традиционная система образования была направлена на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном сообществе в качестве нормативных.
Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую загруженность образовательного процесса.
Вот, как раз с загруженностью, в широком смысле этого слова, направлены бороться современные образовательные технологии.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.
Педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, целей развития здорового учащегося, и через это - направленных на формирование его интеллектуального, поведенческого статуса.
Итак, в начальной школе широкое распространение получили следующие образовательные методы и средства сохранения здоровья учащихся - так называемые, здоровьесберегающие технологии.
Работая в школе 23 года, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости порешать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании провела и ещё спланировала провести курс бесед "Здоровьесберегающие технологии в школе и семье".
Описание системы методов работы.
Изучив эти серьезные проблемы на родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней:
недостаточная освещенность класса;
плохой воздух школьных помещений;
неправильная форма и величина школьных столов, а сюда я бы отнесла и неправильную освещённость и форму рекреации (нашей) в частности;
а так же поставила цели и задачи для их преодоления.
Прежде всего, я рассматривала концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:
цель - принципы и задачи - средства - условия - результаты.
В связи с этим за очень короткий срок родители срочно сделали ремонт в классной комнате. Побеспокоились и об освещённости, поставив и заменив неработающие лампы, отремонтировали окно, которое при открывании просто вываливалось на улицу, купили мультимедийный проектор, с его использованием, мы идём в ногу со временем. Которое нам диктует модернизацию обучения, во-вторых, важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих порой рассеянное внимание детей, для лучшего усвоения материала и организации физминуток, праздников, видео-уроков и т.д.
Для релаксации и проведения физминуток обеспечила школа ковром. В классную комнату поставлен диван, первоклассникам очень нравиться полежать на нём и поиграть. Так же для релаксации в классе есть настольные и напольные игры; для удобства и эстетичности в кабинете теперь есть шкафы.
Принимали родители активное участие в экспресс анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам:
"В хорошей ли вы форме?"
"Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?"
"Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?"
"Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?"
Исходя из этого, я предприняла меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Так же каждое утро после первого звонка на 3 минуты мы делаем утреннюю зарядку.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.
Таким образом, я только на пути к формированию глубокого и сложного осознания и выбора методов и форм сохранения здоровья у учащихся в образовательном процессе.
На своём сайте я разместила разработанный и широко применяемый мной комплекс упражнений под условными названиями "ОЖИВЛЯЛКИ" И "ЧИНИЛКИ" (правда названия я взяла у моей коллеги).
Раздел "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ" - Как снять усталость. Так же очень люблю делать с детьми проектно-исследовательские работы.