О практическом применении метода проектов и компьютерных технологий на уроках английского языка
О практическом применении метода проектов и компьютерных технологий на уроках английского языка
Аннотация
В данной статье учитель делится опытом применения компьютера с целью подготовки и проведения уроков английского языка, приводит примеры эффективных приёмов использования ПК. Более подробно Герасименко В.Ю. останавливается на практике создания учащимися ИКТ-проектов, анализирует «плюсы» и «минусы» данной педтехнологии, с которыми учителя иностранного языка и других предметов могут столкнуться сегодня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О практическом применении метода проектов и компьютерных технологий на уроках английского языка »
Аннотация
В данной статье учитель делится опытом применения компьютера с целью подготовки и проведения уроков английского языка, приводит примеры эффективных приёмов использования ПК. Более подробно Герасименко В.Ю. останавливается на практике создания учащимися ИКТ-проектов, анализирует «плюсы» и «минусы» данной педтехнологии, с которыми учителя иностранного языка и других предметов могут столкнуться сегодня.
Литература
1. Английский язык. 9 класс. Проектная деятельность./Сост. Бусова С.Ю.. –Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
2. Брыксина И.А. Использование проектной методики при обучении английскому языку. – Тамбов, ИПК РО, 2007 г.
О практическом применении метода проектов и компьютерных технологий
на уроках английского языка
(из опыта работы учителя Каменской школы-интерната
Герасименко Виктории Юрьевны)
Одной из наиболее интересных и творческих педтехнологий, соответствующих принципу коммуникативного подхода в обучении школьников иностранному языку, на мой взгляд, является метод проектов, поскольку с его помощью новые умения, приобретённые учащимися во всех четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) интегрируются и усваиваются более осознанно и прочно. Чтобы увидеть продукт своего труда в готовом виде, часто бывает нужен сравнительно небольшой отрезок времени. – И вот автор проекта уже выступает, представляя и защищая этот продукт перед аудиторией! При этом и процесс, и результат обучения приобретают как положительную эмоциональную окраску, так и ярко выраженную практическую направленность, что особенно ценно в современных условиях.
Методом работы над проектами я заинтересовалась практически с первых лет работы в школе в качестве учителя английского языка. Вместе с ребятами мы «выпускали» книгу кулинарных рецептов и были дизайнерами новой школьной формы, «открывали» свои магазины и создавали рекламу собственного туристического центра, путешествовали по Великобритании и «помогали Интерполу раскрыть преступление», проводили интервью и выпускали репортажи о каникулах, составляли диаграммы вредных привычек, описывали «Лучший уголок на Земле» (место, где хотели бы жить) и т. д.
А когда в нашей школе появилось новое оборудование и новые возможности, очень захотелось вовлечь своих учащихся в создание ИКТ-проектов. Начало этой работе было положено в 2004-05 учебном году, когда я предложила 11 классу попробовать свои силы в создании компьютерных проектных работ на тему «Изобретение, которое потрясёт мир!».
Не всё и не сразу получалось гладко. Поначалу набивали и шишки. Для того чтобы руководить этим новым видом учебной работы, мне и самой приходилось много времени тратить на изучение ПК. Однако творчество и энтузиазм моих учеников действительно заслуживали внимания. Так, Колесников Александр подготовил собственный компьютерный проект под названием «Дискотека будущего». В нём он, в шутку и всерьёз, обосновал идею о том, что в будущем посетители дискотек будут носить специальные электронные браслеты, которые позволят чутко улавливать пульс и настроение каждого, интегрировать эти сведения с помощью «электронного ди-джея» и, исходя из полученных данных, более эффективно подбирать танцевальные ритмы и мелодии. Проект получился забавным и по содержанию, и по форме.
Впоследствии его автор работал лаборантом в компьютерном классе нашей школы. А сейчас он работает программистом в одном из престижных центров реализации компьютерной техники нашего города. Поэтому для воплощения школьной мечты в реальность шансы есть!
Работая в нашей школе, Александр помогал мне и учащимся 5-А класса подготовить и провести «космическое путешествие», в ходе которого мы пытались «установить контакт» с внеземными цивилизациями и рассказать им о себе. Представляя свои компьютерные проекты на тему «Это то, что мы любим», пятиклассники говорили о том, что им нравится и что дорого, а что нет.
Кто-то из ребят иллюстрировал свою работу рисунками и фотографиями из журналов и книг, кто-то рисовал сам, некоторые применяли забавные электронные анимации, в том числе и из Интернета. Проекты сопровождались спецэффектами, внесёнными в них самими учащимися. Для создания таких работ мною и учителем информатики Орловой Ольгой Сергеевной были подготовлены и проведены интегрированные уроки английского языка и информатики. Потребовалась также и кропотливая индивидуальная работа с отдельными учащимися, но результат стоил потраченного времени и сил. Для презентации проектов, проводившейся в нетрадиционной форме урока-путешествия в космос, мною использовалось современное компьютерное оборудование нашей школы. В процессе проведения открытого урока ребята продемонстрировали умения и навыки, сформированные во всех видах РД (говорении, чтении, аудировании и письме), а также получили мощный заряд положительных эмоций, явившийся стимулом к дальнейшему изучению предмета.
В последнее время я всё чаще нацеливаю своих учеников, особенно учащихся старшего школьного звена, на то чтобы в их проектах не только содержалась какая-то информация, но и прослеживалось сопоставление культурных явлений нашей страны и страны/стран изучаемого языка. Учащимся выпускного класса я предлагаю самостоятельно выбрать тему работы по направлению «Мой проект – диалог российской и британской (американской/ австралийской/…) культур». Одни сравнивают и анализируют систему образования в нашей стране и в одном из англоязычных государств, другие – традиционную кухню своего народа и народа страны изучаемого языка, третьи рассуждают о достоинствах и недостатках архитектуры столиц, четвёртые – об истории и перспективах российского и британского футбола и т. д.
Защиту проектов чаще проводим в форме коммуникативо-игрового диалога или полилога. Ведь давно не секрет, что человеческое мышление по своей природе диалогично. Знания, умения и навыки, полученные через диалог, усваиваются наиболее глубоко и прочно. Главное, чтобы тема была интересна самим учащимся. Только в этом случае становится возможным как осуществление личностного подхода к каждому из ребят, так и продвижение по пути решения одной из важнейшихзадач современного образования – коммуникативной направленности обучения.
На саммите глав государств и правительств стран ЕС в Лиссабоне (март 2000 г.) было провозглашено, что Европа вступает в новую эпоху, которая получила название «Век знаний». Принятый на этом саммите Меморандум непрерывного образования ЕС именует новый век не иначе как ‘LifelongLearning’ («Обучение в течение всей жизни»). И проектная деятельность с применением компьютерных технологий, грамотно организованная в системе занятий по английскому языку, как нельзя лучше вписывается в эту стратегию, поскольку позволяет связать теорию с практикой и во главе угла поставить развитие широкого спектра индивидуальных способностей учащихся, в том числе и способности к самообразованию. Помимо выработки навыков и умений в области изучения иностранного языка и информатики, учащиеся расширяют свой кругозор, овладевают личностно значимыми и социально полезными приёмами, которые помогают им более осознанно ставить перед собой индивидуальные образовательные цели, разрабатывать стратегии их достижения, производить коррекцию, само- и взаимооценку продуктивности своей работы.
Одной из задач, существенных для совершенствования современного образовательного процесса, является обучение учащихсяпользованию всеми источниками информации. Работа над компьютерными проектами на уроках английского языка ненавязчиво способствует тому, что ребята всё чаще с интересом обращаются к справочной и художественной литературе, журнальным и газетным статьям, обучающим и развивающим CD и DVD-дискам, Интернету. При этом задействуются практически все виды чтения (просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее). Извлекая важную информацию из различных источников, ребята учатся оценивать её: отличать факт от мнения, истину ото лжи и т.д. В процессе работы в паре или группе у них формируются навыки партнёрского взаимодействия, критическое мышление, коммуникабельность. К тому же, эффект новизны играет не последнюю роль в стимулировании интереса к изучению иностранного языка.
Однако, я считаю, что при всех очевидных «плюсах», проектная методика имеет и определённые «минусы». Если ещё вчера далеко не каждая школа могла предоставить учителям и учащимся возможность свободного доступа к компьютерному оборудованию на нескольких уроках, как это бывает нужно для эффективной работы над проектами, то на сегодняшний день эта проблема как раз таки в большинстве случаев успешно решается. Однако не секрет, что современные учителя настолько загружены различными видами бумажной работы, что у них напрочь отсутствует возможность заниматься проектной деятельностью, которая, кроме всего прочего, предполагает и немалую долю помощи учащимся во внеурочное время. Ведь создать проект на иностранном языке для учащихся далеко не так просто, как на родном. Не могу также не отметить, что при организации работы над проектами на уроках иностранного языка трудно экономно расходовать время, поскольку оно частично тратится на оформительские и чисто технические цели. Конечно, мне могут возразить, что развитие ребёнка при работе над проектом протекает комплексно, сразу в нескольких направлениях. И это, действительно, является одним из главных и неоспоримых преимуществ проектной методики. Но сколько времени из этого комплекса ученик потратит непосредственно на изучение иностранного языка, сколько знаний и навыков по ЭТОМУ предмету в итоге получит? – Правдивый ответ на этот вопрос приводит нас, учителей-практиков, к неутешительным выводам. Поэтому я считаю, что при всех явных преимуществах данной методики в целях оптимизации обучения иностранному языку важно также иметь чувство меры! И, я бы добавила, хронометр внутри.
И всё же я бы посоветовала своим коллегам, не смотря на всю нашу занятость, изыскивать время для совершенствования навыков работы с компьютерным оборудованием, поскольку хорошее владение пользовательскими навыками облегчает создание и/или применение обучающих презентаций, изготовление наглядности и индивидуального раздаточного материала, ускоряет составление и корректировку календарно-тематических планов, рабочих программ, текстов контрольных работ, расширяет возможности самообразования за счёт посещения электронных библиотек, интересующих сайтов Интернета, использования электронных средств перевода, обмена опытом с коллегами и т.д.
Владея необходимыми навыками работы с ПК, можно в классе, помимо работы с проектами, применять его для непосредственного посещения нужных Интернет-сайтов прямо на уроке, для демонстрации наглядного изображения через проектор, для создания интерактивных игровых ситуаций (помогают обучающие диски и программы в Интернете). У вас также несомненно появится опыт применения компьютерного оборудования как средства просмотра кинофильмов, мультфильмов, видеоклипов на английском языке, что лично мне помогает разнообразить уроки, делать их более яркими и эмоционально привлекательными для ребят.
В заключение хочется отметить, что вышеупомянутые технологии и приёмы работы с ПК опробованы мною на практике и позволяют делать учебный процесс не только увлекательным, но также более продуктивным. Я думаю, это происходит ещё и потому, что в таких случаях во время восприятия материала, как правило, задействуется не один, а несколько органов чувств. Как отмечал Л.С. Выготский, при этом происходит «комплексное восприятие всех раздражителей в едином акте мысли».