Просмотр содержимого документа
«Новые подходы в преподавании урока английского языка»
Новые подходы в преподавании урока английского языка
в средней школе
Жумагулова М.К.
КГУ «ОСШ №20»
«Учитель открывает дверь,
но войти в неё ты должен сам»
Китайская пословица.
Мы живем в эпоху глобальных изменений во всех сферах жизнедеятельности человека. Изменилась и система образования. Современный процесс преподавания и обучения имеет свою отличительную черту, где ученик, на личности которого сосредоточено внимание учителя, должен быть готов к практическому применению полученных знаний. Поэтому учителю нужно знать различные методы, формы и педагогические подходы обучения. И тут возникает вопрос: как и при каких обстоятельствах можно добиться достижения результативности использования каждого отдельно взятого метода и стратегии? На этот вопрос можно ответить тем, что учитель должен использовать в своей практике работу не только с классом, но и в группах, организовывать самостоятельную и индивидуальную работу учащихся.
Само собой, данный процесс обеспечивает обратную связь с учениками. Поэтому нужно всегда рефлексировать, чтобы учиться на своем опыте, активно участвовать в различных коучингах и менторингах и иметь прочные навыки владения цифровыми ресурсами и информационно - коммуникативными технологиями [2].
Современный учитель, обучающий детей по обновленному содержанию образования, в своем арсенале имеет различные типы и виды уроков, на которых использует разнообразные методы обучения:
- лекции,
- практикумы,
- зачеты,
- семинары и т.д.
Предпочтение отдается диалогическим формам и нестандартным урокам:
- урок-конференция,
- урок-диспут,
- урок-дискуссия,
- урок-устный журнал,
- урок-суд,
- урок-путешествие,
- урок-игра,
- урок-викторина
- урок-соревнование и многим другим [4].
Нетрадиционные уроки позволяют поставить учащихся в активную коммуникативную позицию, проявить деятельностный подход к усвоению новых знаний, умений и навыков. Болевая точка любого урока – поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, не только на них отвечать, то есть им хочется занимать активную коммуникативную позицию на уроке. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль в уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость [5].
Основные принципы обновленного урока:
Востребованность темы учениками, интерес к уроку, понимание, зачем, где, когда она ему пригодится. Реализовать данный принцип помогает необычное название уроков. Например, «Фонетическая сказка о языке», «Города - великаны», «Карликовые страны» и т.п.
Урок должен учитывать возрастные и психологические особенности ребенка, стать уроком сотрудничества.
Современный урок – это сочетание четырех факторов: обучения, развития, воспитания, творчества – с приоритетом развивающих фор обучения.
Разнообразие типов урока: «Урок новой темы», «Урок решения грамматических задач», «Урок-игра».
Обязательно разнообразие форм опроса школьников: фронтальный, индивидуальный, выборочный, углубленный – словарный диктант, карточки-картинки, умение поставить задачу, определить проблему, заполнить таблицу, нарисовать схему и т.д.
Ни для кого не секрет, что главное условие для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников – это возможность применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Такую возможность дают непривычные формулировки заданий, применение нового языкового материала, необходимость сделать самостоятельный вывод или обобщение.
Зная, что дети могут выполнять задания повышенной сложности, целесообразно вводить более трудные вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не все задания могут служить для развития мышления. Многие задания по английскому языку, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу. Это хотя и является важным компонентом мышления, но на последующих этапах обучения оказывается недостаточным.
Поэтому в задания на каждом уроке нужно вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении [1].
Рассмотрим некоторые виды таких заданий.
Задание на размышление и расстановку приоритетов.
Что для вас важно при устройстве на работу. Расставьте критерии в порядке убывания. (Учащимся раздаются карточки с критериями будущей предполагаемой профессии на английском языке. Их задача: расставить все пункты в порядке убывания.)
Gettinggoodpay
Having interesting work
Being responsible
Contacting people
Working with nice people
Having good health
Being hardworking
Getting job satisfaction
Having good holydays
Travelling
Short working hours
Задания на исключение лишнего.
Методика проведения такого вида задания отличается от традиционной методики тем, что в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из 4-х предложенных. При изучении темы «Исчисляемые и неисчисляемые существительные» на этапе закрепления уместным будет задание: найдите четвертое лишнее из данного перечня слов:
Milk, fish, egg, meat
Варианты ответов учащихся:
Milk – напиток, остальные – еда;
Egg – состоит из трех букв, остальные – из четырех; исчисляемое существительное, остальные – неисчисляемые; открытый слог, остальные – закрытые слоги.
Решение учебных творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Использование заданий, не имеющих однозначного решения, способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления, то есть развитию творческих способностей детей. Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Привлечение информационных технологий к обучению – это не новшество, а стремление к созданию всех возможных, в точности и нестандартных, условий для более успешного освоения учениками программного материала в рамках современного образования [3]. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, а учить учиться.
Список литературы
Белякова А.Г., Фролова М.Е. Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка, http://www.scienceforum.ru/2013/82/6279.
«Білім – жаңа бағдар», Республикалық ғылыми-әдістемелік журнал// «Үш қиян» баспаханасы, № 1(7), 2016 ж.
Журавлева Н.В. Использование ИКТ на уроках английского языка, http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-ikt-na-urokah-angliyskogo-yazyka-6.
Могилев А.В. Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2015.-№5.-С.32-39.
«Педагог», республиканский научно-методический журнал// изд. «Print House GERONA», № 1(31), 2016 г.