Нейро-лингвистическое программирование как средство в повышении качества вомприятия и познания при изучении иностранного ( английского) языка.Это новая модель человеческой коммуникации и поведения, получившая своё развитие в США благодаря работам Ричарда Бендлера, Джона Гриндера, Лесли Кемерон - Бендлер и Джудит Делозье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нейро-лингвистическое программирование »
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - это новая модель человеческой коммуникации и поведения, получившая своё развитие в США благодаря работам Ричарда Бендлера, Джона Гриндера, Лесли Кемерон - Бендлер и Джудит Делозье.
В своих истоках НЛП развивалось на базе изучения деятельности Вирджини Сатир, Милтона Эриксона, Фрица Перея и других психотерапевтических «корифеев».
Известные книги: 1) Джон Гриндер - Ричард. «Из лягушек в принцы», Воронеж, 1993;
2) Лесли Камерон - Бэндлер «С тех пор они жили счастливо», в 1993.
Используя принципы НЛП, можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности.
Можно научиться: излечивать фобии и другие неприятные ощущения; помочь «низкообучаемым» детям и взрослым преодолеть соответствующие ограничения; устранять нежелательные привычки - пьянство, курение, переедание, бессонницу, производить изменения во взаимоотношениях, имеющих место в супружеских парах, семьях и организациях и многих других, излечивать соматические заболевания.
В настоящее время возможности НЛП гораздо шире: принципы НЛП могут быть использованы для изучения людей, одарённых какими либо способностями с целью определения этих способностей. Зная эту структуру можно действовать столько же эффективно, так же как эти люди с выдающимися способностями. Благодаря этому люди научатся создавать новые таланты и новое поведение. Побочным эффектом таких генеративных изменений является исчезновение отклоняющегося поведения, которое в ином случае могло стать предметом специально психотерапевтического вмешательства.
Существует 5 сенсорных систем:
видение,
слышание,
кинестетика,
запах,
вкус.
Человек постигает мир в той репрезентативной системе, которая у него более всего развита. Если первичная репрезентативная система визуальная, мир постигается в картинках; если кинетическая - в ощущениях; если аудиальная - в звуках; и не редко люди представляют мир в запахах и вкусах.
Исходя из интенсивности запоминания, можно прийти к выводу, что лучший результат - это наложение систем!
Человек запоминает:
55% с внешнего вида;
35% с движения тела;
7% со слов.
10% слышим;
50% видим;
90% слышим ,видим , делаем при эмоциональной задаче.
Через 36 часов должен быть повтор для основательного запоминая.
За последнее время многие видные учёные (связанные с изучением космоса и другие) приходят к заключениям, что наиболее видные открытия люди делают не с преобладанием технического образования, а способным к гуманитарным наукам так же, у которых чувственное восприятие высоко развито.
Т.е. запоминание на чувствительном этапе, развитие интеллекта во всём своеобразии и широте кругозора, влияние образности, художественности, даёт пищу мышлению и толкает мозг на великие открытия и достижения во всех областях науки.
Поэтому западные учёные подошли в плотную к изучению кинестетической системы человека, увеличивая часы преподавания литературы, языка, эстетических дисциплин, пересматривая даже методику преподавания физики, математики, технических предметов.
Типы человека:
1) смешанный;
2) преобладание к. - л. системы ведёт к наглядно - действенному мышлению «практике»;
До 5 лет превалирует образно - чувствительное мышление, а потом логическое. Правое полушарие отвечает за образно чувствительное мышление, а левое за логическое. Так развивая мышление, рассудок ребёнка, тренируя логику, не надо забывать о развитии и образно - чувственного мышления, т.е. кинестетике, которая тесно связана с аудиальной и визуальной системой.
Например, полиглоты чувствуют слово, видят его цвет, воспринимают музыку; как музыканты чувствуют, видят и воспринимают музыку в цвете.
Образец (как учить?):
Т.е., как вы понимаете слово «кот»?
Например, ребёнок кинестетичен, у него глаза (влево вниз), а мы произносим про себя, но так нельзя учить писать, надо учить по:
Визуальному принципу!
Надо увидеть слово и написать (например, замените букву «о» на букву «у» -слово перестанет быть словом, т.е. включается чувство).
По кинестетическому примеру, т.е. наложением структур!
Примечание: создавая эстетический образ слова нельзя его проверять аудиально, а только кинетически!
На кинетическом ключе познания остановиться особо.
Исследования в лаборатории высшей нервной деятельности института физиологии детей и подростков показали, что сочетание обучения детей с движениями кисти и пальцев резко ускоряет развитие речи, так как у человека на поверхностях ладоней и кончиков пальцев сосредоточены чувствительные нервные окончания, которые связаны с головным мозгом.
Развивая пальцы, мы развиваем мозг, ориентируем определённые мозговые центры. Поэтому сильным и важным компонентом преподавания является письмо. Для развития образно - чувственного мышления я использую изложение, сочинения. Начальный этап - диктант. Работают разные виды памяти. Дети видят, пишут, проговаривают, т.е. двигают рукой и пишут. Письмо не только запись, но и письменное изложение мысли. Письмо лежит в основе развития речи. Именно письменное высказывание способствует формированию механизма нефразового управления. Это такой механизм, который обеспечивает готовность следующей фразы во время произнесения окончания предыдущей. Ученик должен думать, не как сказать, а что сказать. Т.е., запись Инны Исаенко (поэтессы, переводчика), когда выступал Джон Хайт - Амер поэт, то при определении слова «тид», чтобы объяснить звучание, перевод, письмо (рука непроизвольно дёрнулась, и он попытался написать слово на маленьком столике).
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского и взгляду П.Я. Гальперина, о поэтапном формировании действий на основе ориентировочной деятельности -социализация и развитие ребёнка в онтогенезе, т.е. от момента рождения до смерти, постепенно от усвоения структур внешней социальной деятельности к формированию внутренних структур человеческой психики, я стараюсь в такой последовательности, которая задействовала все 4 важнейших компонента обучения: