kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая методика преподавания: оптимальные условия обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как бы не назывались новые техники – сугестопедия, нейролингвистическое программирование, ускоренное интегрированное обучение, однако они оптимально сочетают в себе три вещи: обучение должно быть увлекательным, быстрым и наполненным. А еще оно должно охватывать релаксацию, действенность, стимулы, эмоции и удовольствие.

Тони Стоквэлл, образовательный психолог из Великобритании, убежден: «Сегодня мы знаем: чтобы выучить что-то быстро и надолго, надо увидеть, услышать и почувствовать это».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая методика преподавания: оптимальные условия обучения»

ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ:

ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

Дубовая А.В.,

учитель высшей категории

Донецкой ОШ І-ІІІ ступеней № 88


Как бы не назывались новые техники – сугестопедия, нейролингвистическое программирование, ускоренное интегрированное обучение, однако они оптимально сочетают в себе три вещи: обучение должно быть увлекательным, быстрым и наполненным. А еще оно должно охватывать релаксацию, действенность, стимулы, эмоции и удовольствие.

Тони Стоквэлл, образовательный психолог из Великобритании, убежден: «Сегодня мы знаем: чтобы выучить что-то быстро и надолго, надо увидеть, услышать и почувствовать это».


ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ

НАСТОЯЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Исследование, практическая работа в школах, колледжах и на бизнес-семинарах, свидетельствуют о том, что эффективные тренировочные занятия и учебные программы должны основываться на шести основных принципах. Независимо от своего возраста, мы - ученики, учимся на протяжении всей жизни, а потому, чтобы учиться было легче, надо опираться на эти шесть элементов. Важно, чтобы учитель был не просто лектором, но и активным участником процесса, наставником, который реализует такие принципы:

1. Оптимальные условия обучения.

2. Такой способ презентации темы, который бы привлекал к работе наши ощущения, а одновременно мотивировал бы к деятельности, был бы необременительным, увлекательным, разнообразным и энергичным.

3. Творческое и критическое мышление, которое стимулирует внутреннее усвоение информации.

4. Активизация доступа к усвоенному материалу через игру, шутку и широкие возможности практики.

5. Реальное применение знаний, умение связывать их с жизнью.

6. Регулярное повторение и оценивание, а при этом празднование учебных достижений.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Трудно представить себе двухлетнего ребенка, который учится целый день, сидя за партой. Он учится в действии: трогает, пробует, нюхает, разговаривает, спрашивает и экспериментирует. И это все в феноменально быстром темпе. Он очень быстро воспринимает мир и усваивает информацию со всего, что творится вокруг, - с его общей окружающей среды.

Однако часто, как только ребенок переходит из детского сада в школу, у него пропадает восхищение и радость от обучения. Во многих школах по всему миру детям говорят сидеть тихо за партами, стоящими ровными рядами, и слушать учителя. Нельзя исследовать, спорить, спрашивать, а, следовательно, принимать участие в обучении.

Настоящий учитель понимает, что это не метод. А потому он пытается организовать классную комнату так, чтобы облегчить детям обучение – поставить свежие цветы, чтобы приятно пахли и добавляли красок, прицепить на стенах цветные плакаты и таблицы, подчеркивая основные тезисы курса словесно или с помощью рисунков, - ведь очень правдоподобно, что большая часть учебного материала усваивается благодаря подсознанию.

Ученики запоминают содержание урока, часто сознательно не задумываясь над этим.

И это срабатывает везде: от детского сада до бизнес-семинаров по изучению компьютерных технологий.

«Значение правильно скомпонованных цветных таблиц и плакатов также невозможно переоценить», - утверждает один из известных инструкторов по новейшим методикам школьного и делового преподавания Тони Стоквэлл. Он считает, что плакаты и таблицы значительно эффективнее диапроектора и доски для писания маркером.

Плакаты должны висеть на стенах в классе еще до начала занятия, составляя так называемые периферийные стимулы. Благодаря постоянному присутствию этих таблиц память усваивает их содержание, даже если об этом не думать.

Стоквэлл также акцентирует внимание на роли цветов в психологии обучения. «Красный – это предупреждающий цвет, голубой – холодный, желтый считают цветом интеллекта, зеленый и коричневый – успокаивающие, они теплые и дружелюбные. Не забывайте, что эффективные таблицы и плакаты имеют сильное влияние на долговременную память, создавая в ней образы, которые всегда можно воспроизвести при необходимости, хотя мы этого и не осознаем».


НАСТРОЙКА УЧАЩИХСЯ НА СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ

И ЗАОСТРЕНИЕ ИХ ВНИМАНИЯ

Канадские учителя Анна Форестер и Маргарет Рейнхард в книге «The Learners’ Day” отмечают важность приятной атмосферы в классе. Немалую роль в этом отводят разнообразию, неожиданности, фантазии и задаче, которая будет побуждать к действию. «Неожиданные гости, таинственные путешествия, полевые исследования, спонтанные проекты (дни в древнем стиле, выставка домашних животных, исследования, которые инициируют дети) обогащают чтение, письмо, способствуют дискуссии. На основании прочитанного дети ставят сценки или кукольные спектакли и сами все больше втягиваются в организацию этого процесса».

В вашем классе редко будет тихо. Взаимодействие и желание поделиться познанным – это жизненно важные компоненты приятной атмосферы. А открытия, новая информация, радость от постижения требуют своего выражения.

Когда после того, как вы зашли в класс хорошо запроектированного семинарского кабинета, всех окутала приятная атмосфера – значит первый шаг сделан: у учеников создано настроение, которое будет способствовать эффективному обучению.


РОЛЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Еще один шаг – это деятельность, которая предшествовала бы дальнейшему обучению и стимулировала бы к нему. Красочная обстановка, цветные плакаты, наглядность будут побуждать к работе тех, кто имеет визуальный стиль обучения. Музыка стимулирует учеников, которые лучше воспринимают на слух. А вот физическая активность настроит на обучение тех, кто имеет кинестетический стиль. Сочетание этих средств придаст уверенности: активизировано три уровня мозга, которые отвечают за мышление, чувства и деятельность.

Есть и другие упражнения, которые помогают учащимся расслабиться – интеллектуально и физически.

Существуют упражнения, которые помогают разбить лед в межчеловеческих отношениях и лучше узнать друг друга, очертив таланты каждого участника, которые могут понадобиться в группе и вне ее.

Есть упражнения, которые настраивают на позитивное настроение. Сесть за стол с тем, кого вы раньше никогда не знали, - и за 45 секунд попытаться перечислить наиболее интересные аспекты своей профессиональной деятельности. Благодаря этому каждый человек начнет семинар, сосредотачивая свое внимание на собственном успехе (повышение собственной самооценки). Спеть песню для поднятия настроения, например, специально скомпонованную и тому подобное. Очевидно, выбранный метод будет зависеть от того, ведете ли вы регулярные уроки в классе, проводите специальный семинар или вступительные занятия на международном симпозиуме.

На обучение влияют два основных фактора: состояние и стратегия. Третьим, конечно же, является само содержание обучения. Состояние – это правильное настроение, которое настраивает на учебу. Стратегия обозначает стиль или метод подачи материала. Содержание обучения – предмет. Любой эффективный урок должен охватывать эти три элемента. Традиционные школьные системы часто игнорируют роль состояния. А зря, ведь он самый весомый среди других. Ученик должен «раскрыться» еще до того, как приступит к обучению. И только «раскрывшись» эмоционально, можно достичь состояния максимальной сообразительности.


ИСПОЛЬЗУЙТЕ МУЗЫКУ

Много десятков исследований написано об эффективности музыки для улучшения обучения. Обнаружено, что музыка вводит в специальное состояние релаксации, когда мозг самый открытый для восприятия информации.

Большая часть современных знаний в этой сфере основывается на новаторских исследованиях с 1950-х гг., которые проводил болгарский психиатр и педагог Георгий Лозанов, и который достиг удивительных результатов, особенно в обучении иностранным языкам.

Лозанов обнаружил, что барочная музыка гармонично настраивает мозг и тело. В частности она открывает «эмоциональные двери» к суперпамяти лимбической системы мозга. Эта система не только обрабатывает эмоции, но и служит мостиком между сознанием и подсознанием.

Для примера скажем, что «Четыре времени года» Вивальди – это один из лучших образцов барочной музыки, слушая которую можно легко избавиться от посторонних мыслей и представлять себе времена года. «Музыка на воде» Генделя также очень успокаивающая. Она выполняет основную задачу – ввести учеников в состояние релаксации, которая бы настроила на восприятие и обучение.


ПРЕОДОЛЕВАЙ БАРЬЕРЫ В ОБУЧЕНИИ

Георгий Лозанов утверждает, что в обучении есть три основных барьера:

• критически-логический (школа – это нелегкое дело, так как можно учиться весело и легко?);

• интуитивно-эмоциональный (я глуп и никогда с этим не справлюсь);

• критически-моральный (учеба – тяжелый труд, так, может, лучше и не тратить сил?).

Для лучшего взаимопонимания важно узнать, с какими предубеждениями приходит ученик. И когда это сделано, можно легко войти в его мир, быстро преодолевая сопротивление.


ПОБУЖДАЙТЕ УЧАЩИХСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ ОНИ САМИ ОПРЕДЕЛЯЛИ ЦЕЛИ И ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Следует побуждать учащихся к тому, чтобы они сами обрисовывали собственные цели и планировали свое будущее. Когда они будут знать, куда направляются, им будет легче сосредоточиться на своем пути. Опыт показывает, что люди достигают большего, чем запланировали, при условии, если они сами смогут устанавливать себе цели (это самый главный принцип менеджмента).

Чрезвычайно важно, особенно в школе, - как начать урок. Многих учеников, которые не успевают в учебе, раздражает традиционное вступление к уроку: «А сегодня мы изучим то и это...». Зато хороший учитель с самого начала должен был бы предложить учащимся определить собственные цели и наметить ожидаемые результаты от этого урока.

Часто ученики приходят с собственной «скрытой программой», не всегда «покупаясь» на то, что предлагает учитель. А поэтому важно сделать так, чтобы обучение происходило на партнерских началах, где бы учитель готовил набор возможных программных задач, а решающее слово в том, что выбрать, принадлежало бы ученику.


ПОПРОБУЙТЕ ПРЕДСТАВИТЬ СОБСТВЕННУЮ ЦЕЛЬ

Воображение – это мощное учебное средство. Только плохой учитель обращается к ученикам со словами: «Не забудьте это изучить, иначе плохо напишете тесты» (это негативный усилитель).

Советуем учителям действовать двумя путями: либо поощрять учеников точно представлять себе, как можно использовать только что полученные знания в будущем, или же подкидывать ученикам положительное мнение, что бы побудило их полистать учебники в поисках ответа, который бы мог пригодиться в будущем.

Важно подчеркнуть: многие учителя до конца еще не осознают, какую разрушительную силу может иметь негативное утверждение.


ОСВОБОДИТЕ СВОИ ЭМОЦИИ

Стоит подчеркнуть, что эмоциональная лимбическая часть мозга – это путь к долговременной памяти, а потому истинный учитель поощряет высвобождение бурных эмоций. Благодаря этому то, чему мы научились, проникает глубоко в память.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общая методика преподавания: оптимальные условия обучения

Автор: Дубовая Алла Витальевна

Дата: 18.03.2016

Номер свидетельства: 307388

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-как основная форма организации обучения "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-kak-osnovnaia-forma-orghanizatsii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "243286"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445687954"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Внедрение  инклюзивного обучения в школах"
    ["seo_title"] => string(50) "vniedrieniie-inkliuzivnogho-obuchieniia-v-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "306401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458124312"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Гендерное обучение – один из наиболее эффективных и значимых аспектов в реализации компетентного подхода в образовании. "
    ["seo_title"] => string(135) "giendiernoie-obuchieniie-odin-iz-naibolieie-effiektivnykh-i-znachimykh-aspiektov-v-riealizatsii-kompietientnogho-podkhoda-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "118381"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413126453"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Эффективный урок как основное условие качества знаний "
    ["seo_title"] => string(58) "effiektivnyi-urok-kak-osnovnoie-usloviie-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "155046"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421236747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства