Технология нейролингвистического программирования в воспитании
Обучение или воспитание? Обучение и воспитание? За что ответственна школа? Невозможно учить, не воспитывая.
Воспитание – весьма сложный процесс, который мы, педагоги, рассматриваемый как специально организованную совместную деятельность нас и наших воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Не секрет, что успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют и отношения между воспитанником и педагогом, и индивидуальные особенности самого педагога. Это - эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения... Большое значение имеет и отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме. Не менее значим в этом вопросе и профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса, детской психологии, а также владении методами диагностики и воспитательными технологиями.
Технология - продуманная во всех деталях модель совместной деятельности, содержащая систему научно-обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.
Одной из таких новейших технологий является - нейролингвистическое программирование.
Каковы источники этого сложного названия?
Часть “нейро” относится к нейрональным процессам зрения, слуха, осязания и т. д., то есть к органам чувств, которыми мы пользуемся в процессе восприятия внешних раздражителей.
Часть “лингвистическое” свидетельствует о значении языковых элементов как отражении собственных мыслей.
Слово “программирование” означает метод, благодаря которому мы можем управлять собственными мыслями и поведением, подобно тому, как управляют компьютером.
Данная образовательная технологии, в сущности, призвана воплотить извечное желание педагогов найти «ключ» к каждому ученику, открыть «каналы» передачи ему знаний.
Сущность технологии нейролингвистического программирования
Теория нейролингвистического программирования (НЛП) представляет процесс воспитания в виде движения информации сквозь нервную систему человека.
В модели НЛП выделяются:
Система передачи информации: вход информации, ее хранение, переработка и выход – воспроизведение в той или иной форме;
Два вида информации: сенсорная (нейро) и вербальная (лингво), откуда и произошло название «нейролингвистическое»;
Три типа детей, отличающихся развитием визуальных (видение), аудиальных (слышание) или кинестетических (прикосновение) каналов прохождения информации;
Два типа детей, отличающихся развитием различных полушарий мозга: левополушарные (где локализованы процессы логического, вербального мышления) и правополушарные (где в основном сосредоточены эмоциональные процессы).
Всем нам известно, что каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешность применяемой технологии. Технология нейролингвистического программирования относится к числу технологий индивидуального воспитания, ориентированного на учет и использование психологической типизации детей и, по существу, является психотерапевтической (Дж. Гриндер, Р. Бендлер). Эта технология использует большие возможности обучения и воспитания (перевоспитания) личности на том положительном, что содержится в ее подсознании.
В отечественной педагогике это всегда называли педагогическим оптимизмом, верой в ребенка и успешно реализовывали на практике, начиная с С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и кончая сегодняшними вариациями этой идеи в опыте В.А. Караковского, Ш.А. Амонашвили и др.
Особенности содержания
В основу технологии нейролингвистического программирования положена концепция образования сенсорного опыта.
Цель этого опыта: формирование реакции эмоциональных заслонов от возможных негативных внешних воздействий.
Следует помнить, что технология нейролингвистического программирования предполагает точное знание господствующего вида восприимчивости данного ребенка: зрительной, слуховой, моторной. Соответственно введение информации в сознание и опорных слов-символов в подсознание должно осуществляться у визуалов через наглядность, у аудилов – через слушание и словарное общение; у кинестетиков – через практическую деятельность и самореализацию.
Слайд:
Визуалы организованы, опрятны, спокойны, наблюдательны, осмотрительны, не отвлекаются на шум, ориентируются на внешний вид, предпочитают сочетание зрительных композиций.
Аудилы обучаются слушая, выражают себя в словах, легко повторяют услышанное, любят стихи, музыку, различают тон и звуки голосов.
Кинестетики бесконечно подвижны, неуемны в энергии, у них богатые физические реакции, при мышлении жестикулируют, лаконичны, тактичны; обучаются, соединяя слово и дело, теорию и практику.
Представители одного господствующего индикатора в чистом виде встречаются крайне редко; в этом случае мы используем сочетание визуального и кинестетического, аудиального и кинестетического, визуального и аудиального воздействий.
Основные нейропсихологические, психологические и психофизиологические типы человека
Характер сочетания индикаторов восприимчивости к мифу и информации зависит от левополушарности или правополушарности. НЛП (нейролингвистическое программирование) – это сочетание опыта и мышления.
Левополушарный тип характеризуется логичностью, системностью, символичностью, вербальностью, чуткими границами времени, четкой формулировкой идей и выводов, связью с практикой.
Правополушарный тип характеризуется интуицией, абстрактностью, фантазией, невербальным восприятием мира, аналоговым подходом в восприятии и оценке событий. В нем господствуют чувства и эмоции, проявляется артистичность, эстетичность.
Слайд:
Левополушарные | Правополушарные |
Аналитики | Синтетики |
Индуктивный тип мышления | Дедуктивный тип мышления |
Абстрактный тип мышления | Конкретный тип мышления |
Линейный тип мышления | Нелинейный тип мышления |
Независимые | Зависимые |
Усилители | Усреднители |
Достоинства |
Легко воспринимают чисто вербальный материал (лекция или учебник). Четкая, правильно оформленная речь. Ориентируются в правилах, умеют их использовать. Хорошая способность к произвольному запоминанию. Способны произвольно контролировать свои эмоции. Четко планируют свою деятельность. Последовательны в действиях и поступках. | Главное для них – смысл. Легко улавливают основную мысль, принцип. Могут свободно включаться в дискуссию, подвести итог, догадаться из контекста. Обладают пространственным воображением. Хорошо работают методом «мозгового штурма». Сочинения могут быть очень творческими. Тонко чувствуют нюансы. Прекрасная смысловая память. При запоминании и воспроизведении по памяти ориентируются на смысловые метки. Часто очень душевные люди. |
Недостатки |
Опираются на память, знания, а если надо подвести итоги, оценить в сравнении, догадаться из контекста, испытывают затруднения. Невысокая беглость речи. За деревьями могут не видеть леса, т.е., сконцентрировавшись на деталях, могут не понять главного, принципа, смысла, если им не объяснить. Несколько прямолинейны. Не очень эмоционально отзывчивы. | Несколько сумбурны. Не очень контролируют речь, она часто не точна. С трудом воспринимают новую информацию посредством дидактических объяснений. Выучив правила, с трудом могут ими пользоваться. Бывают излишне эмоциональны. |
Концепция образования сенсорного опыта
На первом этапе проводится диагностика типа личности ребенка, определяются причины аномального поведения. Диагностика Я-концепции. С помощью педагога-психолога изучаются причины поведения ребёнка, выявляются устойчивые проблемы, с которыми он сталкивается, болевые и опасные точки в мышлении, миропонимании, жизненной позиции как слова-символы.
К негативному поведению побуждают:
- завышенные притязания;
- провокация других людей;
- условия жизни;
- предшествующее воспитание;
- болезненная агрессивность и др.
2 . Второй этап работы – это моделирование. Создается программа общения и деятельности, где эти слова сочетаются с теми, которые помогут конкретному ребенку решить его проблему. Через новые слова и вводится новый опыт (по методикам, сходным с суггестопедическими – Г.К. Лозанов, Е.Н. Шварц).
. На третьем этапе находят в «якорях» детства причины, которые способствовали созданию данного опыта, и подбирают слова-символы, слова-образы, избранные и дополненные самими учащимися.
. Этап тренинга: самовнушение или творческая работа.
В процессе общения с воспитанниками педагог, действуя на весь мир сознательно-бессознательного, на всю гамму чувств и переживаний, выступает и как воспитатель, и как психотерапевт, и как гипнотизер.
При этом могут быть использованы такие методы и приемы, которыми пользуется, наверное, каждый из нас: внушение, сопереживание, возможна замена картины окружающего мира, программы поведения, которая сложилась у ребенка ранее.
Как изменить программу поведения?
В сознании (мозге) человека заложена и закладывается определенная программа жизни, деятельности и поведения. Чтобы воспитанник изменился, надо изменить программу.
В игровой ситуации ученику предлагается проиграть, как на экране, некоторое событие в его жизни, но в ускоренном темпе, как это делается при просмотре видеокассеты. Затем это же событие крутить в обратном порядке от конца к началу. Далее звучит мелодия, не соответствующая эмоциональному состоянию ученика. Такое несовпадение переживаемых ранее чувств и музыкального настроения вызывают диссонанс эмоций и человек начинает «смеяться» над тем, над чем недавно «плакал». Сталкиваются несовместимые эмоции (трагическая, драматическая и комическая ситуация), разрушая сложившуюся картину мира. Самоирония, смех над собой и есть главное лекарство в коррекции отклоняющегося поведения в нейролингвистическом программировании. Это способ расширить горизонты и границы человеческой жизни.
Часто человек сам является создателем собственных границ и их пограничником. Он устанавливает границы своей жизни, исходя из своих представлений, убеждений, опасений. Одного человека они устраивают, а другой начинает в них задыхаться…
Слайд:
Выводы:
- данная технология является своеобразным методом выявления и создания стратегии успеха, умением изменить поведение и личность человека так, чтобы тот стал успешным и адекватным в собственной жизни;
- в основе нейролингвистического программирования лежит извечная идея психотерапии о том, что изменения собственного состояния возможны.