Наглядная траектория урока - план урока, представленный на школьной или интерактивной доске. Каждый вид деятельности обозначен сигнальной картой, под каждой из которых размещается конкретный адрес (номер страницы, упражнения, картинки, карточки с заданиями и т.д.). План урока составляется учениками, исходя из определенной ими цели урока. Сигнальные карты размещаются последовательно, одна за другой и являются этапами урока. Выполнив и проанализировав итоги первого этапа, ученики переходят к выполнению второго и т.д.. Финиш - это реальный учебный продукт урока, полученный в результате осознанной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«наглядная траектория урока »
Из личного опыта организации урока: «Наглядная траектория урока»
Зачем это надо?
Когда дети определились, какими знаниями они хотят обладать к концу урока, наступает момент планирования пути достижения цели. Например (при изучении иностранного языка): повторить лексику, познакомиться с новым грамматическим явлением , провести лексико-грамматический тренинг и т. д.. И если совместно запланированные этапы урока фиксируются, то наполнение каждого из этапов (упражнения, работа с учебником, письменные задания, работа в группах и т.д.) - в голове у учителя. И ученики снова становятся ведомыми.
Как это делается?
Чтобы этого не произошло, я использую прием, который назвала «наглядная траектория урока». После определения конкретной цели урока и видов деятельности, направленных на достижение цели, запланированные виды деятельности фиксируются на школьной доске (можно на интерактивной доске) с помощью сигнальных карт. Например:
R - повторение
N - новый материал
T - работа с текстом
G - грамматика
M - монолог
D - диалог
K - контроль, самоконтроль и т.д.
Таким образом, весь ход урока предъявляется наглядно и находится в поле зрения учеников. Под каждой из карт пишется или номер страницы и упражнения, или прикрепляются карточки, т.е. конкретный учебный материал. Как в игре, используя яркий магнит, мы «проходим» пункт за пунктом. Магнитом обозначаем место нахождения и переставляем его на следующий пункт только после рефлексии (что удалось, а над чем надо поработать). Это концентрирует внимание учеников, не тратится лишнее время на поиски нужной страницы или переспросы о том, что надо делать. Таким образом, к концу урока, осознанно, ученик записывает в лист целеполагания и рефлексии (из языкового портфолио) что нужно доработать.
По окончании урока, ученики убирают с доски те сигнальные карты, которые олицетворяют успешно пройденные пункты и оставляют те, которые нуждаются в доработке.
Следующий урок планируется с учетом результатов данного урока. Дети делают это сами, учитель только помогает, советует, предлагает.
Результат
Все дети (в большинстве это визуалы и кинестетики), имея перед собой наглядный план урока, четко осознают, что делают, зачем, каков должен быть результат и реальные достижения.
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, побуди меня к действию – я усвою!» - это один из путей актуального развития ребенка, способного преобразовать, найти, осмыслить, сформулировать.