Просмотр содержимого документа
«Модернизация процесса обучения английскому языку в начальной школе »
Модернизация процесса обучения английскому языку в начальной школе
Обеспечение стабильного функционирования и развития системы образования
во многих странах уже давно рассматривается как приоритетный вопрос государственной политики.
Общепризнанно, что в XXI веке определяющим в конкуренции государств будут
уровень образования нации в целом, ее способность реализовать и развивать
прогрессивные технологии.
В январе 2000 г. в России была принята Концепция новой структуры и содержания
общего среднего образования, предполагающая, что основным результатом
деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний,
умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в
интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и
прочих сферах, которыми владеет ученик. При этом в содержании образования
должны быть обязательно иностранные языки.
Поэтому, согласно Концепции новой структуры и содержания общего среднего
образования, начиная со II класса начальной школы, вводится изучение
английского языка.
Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение
иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в
неделю с его обязательным изучением на основной и старшей ступени обучения.
Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного
образования в области изучения иностранных языков, что соответствует
современным потребностям личности и общества.
Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в
младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в
данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей,
поскольку оно оказывает:
· Бесспорное положительное влияние на развитие психических функций
ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;
· Стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка.
Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что
отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные
интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных
групп, на усиление детального характера обучения в целом.
Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется
социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся адекватно
представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.
На первой ступени (в II – IV классах) предполагается реализация следующих целей:
· Способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому
для них языковому пространству в том возрасте, когда дети еще не испытывают
психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства
общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и
положительный настрой к дальнейшему его изучению;
· Сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом
речевых возможностей и потребностей младших школьников;
· Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с
зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступным детям
образцами детской художественной литературы на изучаемом языке.
Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать
методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения
иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся
младшего школьного возраста. Начиная обучение со II класса, очень важно,
чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных подходов и технологий к обучению иностранному языку.
Системно-деятельностный подход.
Принятый за методологическую основу ФГОС, системно-деятельностный подход, направлен на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.
Актуальной остается старинная мудрость «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
На современном уроке иностранного языка знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать, а в создании ситуации, которая мотивирует ученика к исследованию, поиску решений творческих вопросов, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Коммуникативный подход к обучению и изучению языка, основная функция которого состоит в создании условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения; условий для речемыслительной активности, автономности, учащихся в каждый момент изучения/обучения языку; условий для коммуникативного развития личности детей, их речевой способности в целом; подлинно коммуникативной обстановки на уроке и благоприятного психологического климата.
Личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение. Эта технология создает условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только больше времени, но и дополнительные разъяснения. В таких случаях объединяю ребят в небольшие группы и даю им одно общее задание, в результате возникает ситуация в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных учащихся все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрался в материале. В итоге совместными усилиями ликвидируются проблемы.
Игровые технологи.
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольшей интерес у младших школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материал, обеспечивают практическую направленность обучения.
Проектная методика.
Одной из перспективных форм обучения иностранному языку является проектная методика. Применение этого метода в учебной ситуации позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи как системно-деятельностного, так и личностно-ориентированного подхода в обучении.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Таким образом, успех практической реализации инновационных обучающих
стратегий в начальной школе в большей степени зависит от уровня готовности
учителя иностранного языка к новым условиям социально-культурной среды,
формируемой в школе, и от способностей преподавать язык функционально, с