Методика интенсивного обучения как средство мотивации и оптимизации учебного процесса
Методика интенсивного обучения как средство мотивации и оптимизации учебного процесса
Наиболее жизнеспособным в период перехода от старой методики к новой оказался интенсивный метод. Отличительной чертой его является преимущественная установка на непроизвольное запоминание (которое обеспечивается созданием на занятиях атмосферы эмоционального подъема), сопровождение речевой коммуникации паралингвистическими средствами, максимальным использованием особенностей реплик и высказываний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика интенсивного обучения как средство мотивации и оптимизации учебного процесса»
МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ
И ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В настоящее время знание иностранных языков – это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах производства.
В обучении иностранным языкам сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию. Еще не осмыслены цели и задачи преподавания иностранных языков, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который настоятельно требует научного обобщения и осмысления.
Наиболее жизнеспособным в период перехода от старой методики к новой оказался интенсивный метод. Отличительной чертой его является преимущественная установка на непроизвольное запоминание (которое обеспечивается созданием на занятиях атмосферы эмоционального подъема), сопровождение речевой коммуникации паралингвистическими средствами, максимальным использованием особенностей реплик и высказываний. Интенсивное обучение иностранным языкам рассматривается как направление, реализующееся в различных методических системах (Л.Ш. Гегечкори, И. Ю. Шехтер, В. В. Петрусинский, Г. А. Китайгородская и другие). В рамках интенсивного направления развиваются действующие и создаются новые методические системы. Это обусловлено многообразием конкретных целей обучения иностранному языку различного контингента обучаемых.
Интенсивный метод, объединяющий, с одной стороны, учебную ситуацию, а с другой – реальную коммуникацию, базируется на высокой мотивации общения. Мотивация достигается, в частности, использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов. Отличительная черта интенсивного обучения - преимущественная установка на непроизвольное запоминание, которое обеспечивается созданием на занятиях атмосферы эмоционального подъема, сопровождение речевой коммуникации паралингвистическими средствами, максимальным использованием ритмических и музыкальных особенностей реплик и высказываний. Учащиеся не осознают, что они учатся, т.к. создается сильная иллюзия реальной коммуникации.
Присвоение каждому учащемуся престижной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры общения, что является необходимым условием успешного обучения. Роль-маска помогает школьнику проявить те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру в беседе способствует снятию чувства неуверенности при говорении .
Принцип коммуникативной обстановки на занятиях подразумевает создание установки на общение с самого начала урока, включение всех учащихся в общение, психологический комфорт, доступность предмета речи и интерес к нему. Для создания и поддержания коммуникативной обстановки первостепенна роль преподавателя, который своим доброжелательным отношением, заинтересованностью стимулирует активность учащихся. Он же является творцом общения, предлагая интересные и привлекательные виды работ, высказывая глубокие мысли и побуждая к размышлению, поддерживая разнообразными приемами внимание и активность, чутко реагируя на реакцию учащихся.
Даже иное, чем на других уроках, размещение учащихся (например, полукругом у общего стола вместе с преподавателем) снимает излишнюю официальность, создает непринужденную обстановку, способствует установлению прямого контакта, при котором партнеры сидят лицом друг к другу, чтобы видеть своего собеседника. Это создает хорошее настроение, мотивацию, стимулирует активность .
Эффективный, хорошо спланированный урок подразумевает включение ребят в атмосферу иноязычного общения; ознакомление; тренировку; применение; контроль; самоконтроль; подведение итогов деятельности в конце урока.
Действия учителя по организации включения школьников в атмосферу иноязычного общения связаны с реализацией принципа сознательности и обусловленных им методических рекомендаций. Полезным приёмом на данном этапе урока является речевая зарядка. Она поможет учащимся найти смысл в предстоящей деятельности на уроке, если учителю удастся вызвать интерес у ребят, использовав их личный опыт, увлечения, факты из окружающей действительности. В речевую зарядку включается нужный речевой материал, отрабатываются навыки и умения, необходимые для предстоящего общения.
В начальных классах это может быть сообщение учителя или беседа школьников с героями любимых сказок, мультфильмов, которые на каждом уроке сообщают им что-то новое.
В средних и старших классах в речевой зарядке учитель ставит проблемы, стимулирующие учащихся к их решению и высказыванию своего собственного мнения. Так, например, предлагается фраза-стимул: I like spring. Spring is better than summer.
Учащиеся, используя формулы согласия и возражения, высказывают свою точку зрения, обосновывая её. Например:
P1: “I do not agree with you. Summer is better than spring. The weather is usually fine. We swim in the lake, go to the forest, play different games.”
P2: “I think that autumn is the best season. We meet our friends. There is much fruit. And country-side is very beautiful.”
Действия учителя при организации ознакомления направлены на реализацию принципов сознательности и наглядности. Посредством образного показа, стимулируя учащихся к размышлению, учитель создаёт у каждого из них ориентировочную основу действий и помогает найти смысл деятельности ознакомления. Очень важно помочь учащимся осознать не только цели, но и мотивы своей деятельности на уроке иностранного языка, помочь им понять, почему для овладения языком нужно затрачивать столько усилий, и самое главное – создать положительный эмоциональный настрой к предмету. Ответы детей на вопрос “Зачем мы изучаем иностранный язык?” могут дать учителю представление о мотивах. Обычно ученики называют внешние мотивы. Задача учителя состоит в том, чтобы сформировать у школьников внутренние мотивы, связанные непосредственно с деятельностью, организуемой на уроке.
В связи с этим учитель выражает уверенность в том, что ребятам понравится учиться говорить, читать на иностранном языке и понимать иноязычную речь на слух; что они будут понимать, что говорит учитель или диктор, смогут понять содержание песни на английском языке, смогут прочитать по-английски интересную сказку, статью из газеты на английском языке на интересующую тему и т.п. Чтобы повысить мотивацию изучения иностранного языка, можно предложить учащимся тематику бесед на выбранные им темы.
Итак, главной задачей интенсивного метода обучения иностранному языку является овладеть, в условиях жесткого лимита времени, иностранным языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на иностранном языке в нормальном (естественном) или близком к нормальному темпе при практически неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной тематике.
Таким образом, используя приемы методики интенсивного обучения, преподаватель сумеет мотивировать учащихся к изучению иностранного языка и одновременно оптимизировать учебный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аблам С.Б. Интенсификация обучения иноязычной устной речи в школе (5-8 кл.). - Минск, 1974.
Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника // Русский язык.— 1977.
Буланкина Н.Е. Из опыта формирования положительного отношения старшеклассников к познавательной деятельности средствами иностранного языка. ИЯШ – 1994 № 1.