Методическая разработка по теме: "Методы мотивации и стимулирования в обучении".
Методическая разработка по теме: "Методы мотивации и стимулирования в обучении".
Методы мотивации и стимулирования в обучении
Синева Елена Валерьевна, учитель английского языка МБОУ СОШ №1 г.Петушки
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Мотивы – это те побуждения, из-за которых человек ставит перед собой определенную цель. Мотивация – это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становится то или иное поведение.
С потребностью в эмоциональном общении человек рождается, поэтому большую роль в обучении школьников играют эмоциональные методы мотивации и стимулирования.
На начальном этапе обучения мотиваторами служат:
- чувство долга
- желание получить высокую отметку;
- мотив избегания санкций.
На этом этапе мотивация отличается неустойчивостью, что означает отсутствие интереса к определенным предметам, способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.
Средняя звено:
-мотивом может служить интерес к определенному предмету.
-избегания неудачи, желание иметь высокую отметку, даже если она не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
- познавательный интерес побуждает учиться высокомотивированных.
- выбор будущей профессии с позиции любимого предмета.
Старшая звено:
- продолжения образования.
- выбор приоритетов при изучении предметов с позиции будущего, достижения высоких результатов по значимым предметам. Значимость отметки как мотиватора снижается, она выступает как критерий качества знаний. Начинает преобладать внутренняя, собственная мотивация.
Методы поощрения и порицания давно используют в учебно-воспитательной практике. К ним прибегают в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.
Круг поощрений в школе весьма разнообразен.
Виды поощрений:
– одобрение;
– похвала;
– подбадривание;
– доверие;
– доброжелательно-требовательная манера;
– выставление повышенной оценки;
– награждение.
Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях.
Виды порицаний:
– замечание (указание на недостатки);
– осуждение;
– ограничение в правах (лишение удовольствия);
– лишение доверия;
– выговор (строгое замечание).
Надо помнить, что эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях. Учитель должен быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить действовать.
Включение школьника в процесс обучения поможет создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.
Наглядно-образные представления:
– коллекции, наглядные пособия;
– опыты;
– таблицы, схемы;
– репродукции картин;
– учебные фильмы;
– ИКТ.
Это наглядный показ коллекций различных предметов, материалов, наглядных пособий и опытов, демонстрация предметов, схем и таблиц, картин, специальных учебных фильмов, использование информационных компьютерных технологий. Каждая демонстрация сочетается с методом наблюдения. А приёмы сравнения, сопоставления при наблюдении облегчают осмысление, повышают прочность запоминания материала.
При создании ситуации успеха необходимо вспомнить ряд заповедей, которые сформулировал В. А. Сухомлинский
Заповеди ситуации успеха.
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
Помните: в работе, ориентированной на детей, есть только один ключ к успеху – ДОВЕРИЕ.
При проверке знаний учащихся большое значение имеет стимулирующее оценивание. Выявление знаний – это начальный этап проверки при условии, если будет охвачен каждый ученик и оценен по результатам его личной учебной деятельности. При оценке обязательным является анализ ответа и указание, на что надо обратить внимание при повторении материала. Необходимо поощрение школьников при оценке. Например, значки отличия(грамоты, карточки). Не следует поощрять одних и тех же. Главное – это справедливость, объективность оценивания, чтобы сделать оценку мощным средством мотивации и стимулирования учебной деятельности.
Школьники на уроке часто лишены свободы выбора, их действия строго регламентированы. Между тем ещё Ш.А. Амонашвили отмечал, что проблема заключается в том, чтобы школьник предложенную педагогически необходимую учебную задачу принимал как свободно выбранную. Одним из важнейших компонентов свободного выбора является самостоятельная постановка цели деятельности. Создание ситуации свободного выбора может служить одним из средств развития у школьников способности к свободной постановке учебных целей. В результате переход от одной темы к другой приобретает статус значимого действия. Такая работа приносит учащимся большое удовлетворение, т.к. постановка учебной задачи ими осознана, а это служит необходимой предпосылкой возникновения потребности в свободной, без принуждения учебной деятельности.
И наконец, основная задача учителя создать такие условия, чтобы труд ученика стал источником умственного удовлетворения и душевной радости. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна, надо искать мотив радости в самом процессе обучения, т. е. в учебной деятельности. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их, однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы собственного роста, собственного совершенствования направленные на удовлетворение желания быть значимой личностью.
Но мы должны помнить, что работа с детьми не возможна без тандема с родителями, а они зачастую ориентированы на усредненные социальные стандарты и нормы. Неудачи ребенка объясняют отсутствием способностей, зачастую игнорируют желания ребенка и, даже, его успехи, а за неудачи порицают и наказывают.
И в заключении, могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. Хвалите своих учеников за малейшие успехи. Давайте понять, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: "Методы мотивации и стимулирования в обучении". »
Методы мотивации и стимулирования в обучении
Синева Елена Валерьевна, учитель английского языка МБОУ СОШ №1 г.Петушки
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Мотивы – это те побуждения, из-за которых человек ставит перед собой определенную цель. Мотивация – это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становится то или иное поведение.
С потребностью в эмоциональном общении человек рождается, поэтому большую роль в обучении школьников играют эмоциональные методы мотивации и стимулирования.
На начальном этапе обучения мотиваторами служат:
- чувство долга
- желание получить высокую отметку;
- мотив избегания санкций.
На этом этапе мотивация отличается неустойчивостью, что означает отсутствие интереса к определенным предметам, способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.
Средняя звено:
-мотивом может служить интерес к определенному предмету.
-избегания неудачи, желание иметь высокую отметку, даже если она не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
- познавательный интерес побуждает учиться высокомотивированных.
- выбор будущей профессии с позиции любимого предмета.
Старшая звено:
- продолжения образования.
- выбор приоритетов при изучении предметов с позиции будущего, достижения высоких результатов по значимым предметам. Значимость отметки как мотиватора снижается, она выступает как критерий качества знаний. Начинает преобладать внутренняя, собственная мотивация.
Методы поощрения и порицания давно используют в учебно-воспитательной практике. К ним прибегают в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.
Круг поощрений в школе весьма разнообразен.
Виды поощрений:
– одобрение;
– похвала;
– подбадривание;
– доверие;
– доброжелательно-требовательная манера;
– выставление повышенной оценки;
– награждение.
Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях.
Виды порицаний:
– замечание (указание на недостатки);
– осуждение;
– ограничение в правах (лишение удовольствия);
– лишение доверия;
– выговор (строгое замечание).
Надо помнить, что эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях. Учитель должен быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить действовать.
Включение школьника в процесс обучения поможет создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.
Наглядно-образные представления:
– коллекции, наглядные пособия;
– опыты;
– таблицы, схемы;
– репродукции картин;
– учебные фильмы;
– ИКТ.
Это наглядный показ коллекций различных предметов, материалов, наглядных пособий и опытов, демонстрация предметов, схем и таблиц, картин, специальных учебных фильмов, использование информационных компьютерных технологий. Каждая демонстрация сочетается с методом наблюдения. А приёмы сравнения, сопоставления при наблюдении облегчают осмысление, повышают прочность запоминания материала.
При создании ситуации успеха необходимо вспомнить ряд заповедей, которые сформулировал В. А. Сухомлинский
Заповеди ситуации успеха.
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
Помните: в работе, ориентированной на детей, есть только один ключ к успеху – ДОВЕРИЕ.
При проверке знаний учащихся большое значение имеет стимулирующее оценивание. Выявление знаний – это начальный этап проверки при условии, если будет охвачен каждый ученик и оценен по результатам его личной учебной деятельности. При оценке обязательным является анализ ответа и указание, на что надо обратить внимание при повторении материала. Необходимо поощрение школьников при оценке. Например, значки отличия(грамоты, карточки). Не следует поощрять одних и тех же. Главное – это справедливость, объективность оценивания, чтобы сделать оценку мощным средством мотивации и стимулирования учебной деятельности.
Школьники на уроке часто лишены свободы выбора, их действия строго регламентированы. Между тем ещё Ш.А. Амонашвили отмечал, что проблема заключается в том, чтобы школьник предложенную педагогически необходимую учебную задачу принимал как свободно выбранную. Одним из важнейших компонентов свободного выбора является самостоятельная постановка цели деятельности. Создание ситуации свободного выбора может служить одним из средств развития у школьников способности к свободной постановке учебных целей. В результате переход от одной темы к другой приобретает статус значимого действия. Такая работа приносит учащимся большое удовлетворение, т.к. постановка учебной задачи ими осознана, а это служит необходимой предпосылкой возникновения потребности в свободной, без принуждения учебной деятельности.
И наконец, основная задача учителя создать такие условия, чтобы труд ученика стал источником умственного удовлетворения и душевной радости. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна, надо искать мотив радости в самом процессе обучения, т. е. в учебной деятельности. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их, однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы собственного роста, собственного совершенствования направленные на удовлетворение желания быть значимой личностью.
Но мы должны помнить, что работа с детьми не возможна без тандема с родителями, а они зачастую ориентированы на усредненные социальные стандарты и нормы. Неудачи ребенка объясняют отсутствием способностей, зачастую игнорируют желания ребенка и, даже, его успехи, а за неудачи порицают и наказывают.
И в заключении, могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. Хвалите своих учеников за малейшие успехи. Давайте понять, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием.