Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся
Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся
В данной статье представлен опыт работы по теме повышения мотивации у учащихся, изучающих английский язык в школе. Рассмотрены основные способы и приёмы, позволяющие сделать обучение эффективным и интересным для обучающихся. Представленные способы, методы и приёмы повышения мотивации являются подходящими для изучения иностранного языка на разных ступенях обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся »
Фарафонова Ирина Леонидовна
Учитель английского языка
МАОУ СОШ №11 г. Усть-Илимск
Тема:
Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся.
Предмет: английский язык 2-11 классы
Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся.
В настоящее время запросы и потребности современное общества требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, применить на практике в реальной жизни, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия, уменьшение тревожности и страха перед ошибкой и неудачей. Поэтому использование на уроке только знаниевого подхода теряет свою актуальность. Общество меняется, поколение детей тоже, и обучение английскому языку требует новых технологий и методов его изучения.
В чём же состоит секрет успешного обучения английскому языку? Одним из главных факторов успешного обучения является мотивация. Не секрет, что мотивация к изучению английского языка учащимися всегда являлась проблемой для педагогов, особенно она снижается при переходе от начальной ступени обучения к средней. Каждый учитель сталкивается с проблемой того, что для некоторых учеников процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка, для других учащихся – это непосильная ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждёт окончания урока. Поэтому изучение способов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка на разных ступенях обучения в общеобразовательной школе является достаточно актуальным и представляет научный и практический интерес, ведь успешно выучить иностранный язык можно, если только сам почувствуешь необходимость в этом, то есть будешь замотивирован.
Учителю важно создание условий по формированию внутренней мотивации у учащихся, формирование личной заинтересованности и потребности в изучении языка. С этой целью необходимо разрабатывать дополнительные ситуации и материалы, способствующие повышению мотивации к изучению английского языка, формированию метапредметных компетенций.
Работая в школе, я также столкнулась с данной проблемой. Для её решения в своей работе я использую различные методы и приёмы. Для начала, задаю детям главный вопрос – «а зачем нужно изучать английский язык?». Ученики средней ступени обучения могут порассуждать на русском языке, выдвинуть свои аргументы, представления, а учащиеся старшей ступени написать мини эссе о значимости английского языка в современном мире. Данная тема, пропущенная через себя, даёт дополнительные возможности для осознания важности изучения языка.
Для формирования и повышения мотивации необходимо наличие яркой эмоциональной составляющей, которая бы пробуждала интерес к обучению и способствовала формированию метапредметных умений.
Игровая технология хорошо подходит для данного случая. Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку. На старшем этапе обучения иностранному языку организация общения с использованием ролевых и деловых игр способствует повышению эффективности учебного процесса.
Детям очень нравится разыгрывать различные, тематически заданные ситуации, причём способ и форму реализации они выбирают сами, это - интервью, ток-шоу, а что если…? и др.
В своей работе я также активно использую музыкальный и литературный приёмы. Детям предлагаю выбрать любимую песню на английском языке и перевести её на русский язык так, чтобы сохранялся основной смысл и присутствовала рифма. Ученикам, имеющий высокий уровень по английскому языку, предлагается перевести русскую песню на английский язык, сохраняя рифму. Наряду с этим, ученики составляют мини рассказ о любимом исполнителе, его творчестве. Также, использую тексты иностранных песен на необходимую тему, в которых пропущены слова. Ученики, прослушивая песню, заполняют пропуски, вписывают необходимое.
Использование информационных технологий также является неотъемлемой частью успешного изучения английского языка. Материал, представляемый наглядно с помощью презентаций, видео роликов, способствует более быстрому, лучшему усвоению и запоминанию изучаемых тем.
Например, видео ролики и презентации на необходимые темы я постоянно использую на внеурочных занятиях. Также, такие ролики хорошо подходят для физминутки на уроках. Поиск необходимой информации в сети интернет для выполнения того или иного задания ученики выполняют самостоятельно или по предложенным ссылкам, особенно актуально это в процессе внеурочной деятельности.
Приём коллажирования является одним из эффективных способов повышения мотивации учеников в изучении английского языка, так как позволяет раскрыть творческие возможности обучающихся, формировать у обучающихся ключевые компетентности: коммуникативные компетенции, учебно-познавательные, личностные, социально-трудовые. В проектной деятельности данный приём я использую очень часто, так как он позволяет каждому ученику получить успешный результат и способствует формированию положительных эмоциональных переживаний, связанных с процессом подготовки и выполнения задания. Всем детям интересно поучаствовать в общем деле, приклеить свою работу в общий коллаж, получить положительную оценку, чувствуя себя частью целого.
Участие детей в различных конкурсах и олимпиадах также повышает уровень мотивации учащихся к познавательной деятельности и изучению английского языка, развивает творческий интерес школьников в области лингвистики.
В данной статье я привела только несколько примеров использования различных способов и приёмов, повышающих и закрепляющих мотивацию учащихся на уроках английского языка на разных ступенях обучения. Применение их целесообразно в педагогической деятельности учителя, так как они действительно работают, делают процесс обучения более интересным и приносят необходимый результат.
Таким образом, можно считать, что развитие интереса к изучению английского языка будет более успешным при наличии у школьников мотивации, формируемой за счет привлечения дополнительных инструментов обучения, учебных материалов. Использование элементов различных технологий на уроках и внеурочная деятельность могут помочь повысить интерес и совершенствовать различные компетенции учащихся по английскому языку.
Литература:
Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.