kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование трудностей овладения английским языком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Политические и социокультурные реалии начала  XXI века обусловили и открыли новые перспективы в образовании россиян, для которых стало реальностью межкультурное общение. Эффективное изучение английского языка  приобретает на сегодняшний день особую актуальность.

В школе изучение английского языка начинается со второго класса начальной школы и продолжается до девятого класса основной школы или одиннадцатого. Однако анализ многочисленных теоретических исследований и практики показывает, что не удаётся достичь той степени владения учащимися иноязычной речью, которая бы обеспечила беспрепятственное свободное общение на данном языке.

Учитывая данный факт, мы полагаем, что существуют трудности, которые мешают процессу овладения английским языком. В связи с чем, решили провести исследование, цель которого выявить трудности изучения английского языка, которые являются препятствиями в процессе овладения и общения. Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Выявить возможные трудности в процессе овладения английским языком. 3. Провести исследование типичных трудностей среди учащихся 9 классов. 4. Обобщить полученные данные и сделать выводы.

Гипотеза исследования: если учащимся не удаётся достичь свободного общения на

английском языке, то вероятно существуют трудности, которые препятствуют процессу овладения английским языком.

Объектом исследования являются учащиеся 9 классов, которые изучают английский язык углублённо со 2 класса.

Предмет исследования: трудности изучения английского языка, которые являются препятствиями в процессе овладения и общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование трудностей овладения английским языком. »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30»









Исследование трудностей овладения английским языком





Выполнена ученицей 11 класса «А»

МБОУ «СОШ № 30»

Гудковой Екатериной Сергеевной

Руководитель:

Кузнецова Ирина Геннадьевна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории












Северодвинск

2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………3-4

Основная часть………………………………………………………………………………...5-8

Глава 1. Изучение английского языка в наше время………………………………………..5

§1. Изучение английского языка в школе…………………………………………………….5

§ 2. Трудности овладения английским языком……………………………………………...5-7

Глава 2. Исследование трудностей овладения английским языком…………………………8

Заключение ………………………………………………………………………………………9

Библиографический список …………………………………………………………………...10

Приложение 1. Анкета…………………………………………………………………………11

Приложение 2. Результаты анкетирования…………………………………………………...12

Приложение 3. Опросник………………………………………………………………………13

Приложение 4. Результаты опроса…………………………………………………………….14

Приложение 5. Рекомендации для изучающих английский язык ………………………….15





















ВВЕДЕНИЕ

Язык является важным средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Расширение и качественные изменения характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребуемыми. Они становятся действенным фактором социально-экономического, научно-технического, общекультурного прогресса общества. Всё это повышает статус предмета «иностранный язык».

Вместе с тем, глобальные геополитические и экономические изменения последнего времени предъявляют новые требования к обучению иностранному языку. Основное назначение иностранных языков состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом иностранном языке. Какой бы род занятий не избрал бы ученик для себя в будущем, незнание иностранных языков может существенно обеднить его образовательные и самообразовательные возможности, перспективы в выборе профессии и карьеры, а также возможности культурного обогащения при общении с людьми из других стран и знакомстве с их культурным наследием. Речь идёт о формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное (чтение, письмо).

Однако анализ многочисленных теоретических исследований и практики(1,3,6) показывает, что не удаётся достичь той степени владения учащимися иноязычной речью, которая бы обеспечила беспрепятственное свободное общение на данном языке. Даже учащиеся, успешно завершившие курс обучения иностранному языку, испытывают серьёзные затруднения.

Именно этот фактор повлиял на наше решение заняться изучением трудностей овладения иностранным языком на примере английского. Выбор языка обусловлен тем, что основной иностранный язык, который изучается в школе – английский. Кроме того, именно он является одним из языков международного общения и активно изучается как детьми, так и взрослыми.

Цель исследования: выявить трудности изучения английского языка, которые являются препятствиями в процессе овладения и общения.

Для достижения цели нами были поставлены задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Выявить возможные трудности в процессе овладения английским языком.

  3. Провести исследование типичных трудностей среди учащихся 9 классов.

  4. Обобщить полученные данные и сделать выводы.

Гипотеза нашего исследования: если учащимся не удаётся достичь свободного

общения на английском языке, то вероятно существуют трудности, которые препятствуют процессу овладения английским языком.

Объектом исследования в нашем случае являются учащиеся 9 классов, которые изучают английский язык углублённо со 2 класса.

Предмет исследования: трудности изучения английского языка, которые являются препятствиями в процессе овладения и общения.

Для решения задач планируется использовать следующие методы исследования: изучение литературы по данной теме, анкетирование, интервьюирование, метод фиксирования результатов, анализ, синтез, сравнение и обобщение полученных результатов.

В качестве литературы планируется использовать теоретические исследования (2), издания для учителей иностранного языка (7). Общеевропейские компетенции владения иностранным языком (5) позволят нам определить уровень сформированности коммуникативной компетенции у выпускников основной школы.

Выполняя работу, мы изучим современные исследования в области методики преподавания языка, учебные пособия, литературу по данному вопросу.

Мы полагаем, что в ходе выполнения данного исследования нами будут выявлены типичные трудности овладения английским языком преодолев которые изучающие язык смогут успешно осуществлять общение. Практическая значимость заключается в том, что полученные данные можно будет использовать как преподавателям, так и изучающим английский язык.














ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАШЕ ВРЕМЯ

§1 ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ


Политические и социокультурные реалии начала XXI века обусловили и открыли новые перспективы в культурном и коммуникативном образовании россиян, для которых стало реальностью непосредственное или опосредованное межкультурное общение. Эффективное обучение иностранным языкам в школе приобретает на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессами интеграции в современном мире. Какой бы род занятий не избрал бы ученик для себя в будущем, незнание иностранных языков может существенно обеднить его образовательные и самообразовательные возможности, перспективы в выборе профессии и карьеры, а также возможности культурного обогащения при общении с людьми из других стран и знакомстве с их культурным наследием.

На сегодняшний день английский язык является одним из наиболее распространенных и часто используемых языков мира. Именно поэтому изучением английского языка интересуется почти каждый первый.

Главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность и готовность учащихся общаться на иностранном языке в пределах, определённых стандартом основного образования по иностранному языку (8, с.2).

В школе изучение английского языка начинается со второго класса начальной школы и продолжается до девятого класса основной школы или одиннадцатого. Всего 8 либо 10 лет. Однако анализ многочисленных теоретических исследований и практики показывает, что не удаётся достичь той степени владения учащимися иноязычной речью, которая бы обеспечила беспрепятственное свободное общение на данном языке. Даже учащиеся, успешно завершившие курс обучения иностранному языку, испытывают серьёзные затруднения.

А.И. Леонтьев экспериментально доказал, что в целом, нет оснований видеть в наличии или отсутствии способностей к английскому языку объяснение и тем более, оправдание успешности или неуспешности овладения английским языком. Любой ученик может овладеть английским языком и свободно пользоваться им в общении.

Учитывая данный факт, мы полагаем, что существуют трудности, которые мешают процессу овладения английским языком.

§ 2 ТРУДНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ


С целью выявления существующих трудностей овладения английским языком мы изучили литературу и выявили, что существует шесть трудностей, которые мешают свободному владению языком.

Первая трудность заключается в отсутствии у школьника действенных и актуальных мотивов овладения английским языком. Ученик владеет родным языком, с помощью которого он решает все проблемы общения, удовлетворяет основные жизненные, социально-культурные и познавательные интересы, следовательно, необходимость владения иностранным языком не переживается им как актуальная потребность.
Актуальными для изучения английского языка могли бы стать следующие мотивы: стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу - носителю этого языка и интерес к его культуре. Именно такие мотивы могут быть действительными и актуальными для изучения английского языка, способствовать успешности овладения иностранным языком.

Вторая трудность освоения английского языка связана с владением учащимися родным языком. На уроках английского языка ученик невольно переводит на родной язык. Осознание смысловых единиц иностранного языка достигается посредством родного. При попытках построить речевое высказывание на английском языке ученик использует речевые структуры родного языка. Если речевой механизм второго языка еще не сформирован, то речевой механизм родного языка подменяет и даже вытесняет его.
Таким образом, возникает проблема ослабления влияния механизма родного языка в процессе освоения английского языка.

Третья трудность - это личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении английского языка: неуверенность в том, что они смогут заговорить на нём, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки. В большинстве случаев человек, который обладает обширными познаниями в области английского, не в состоянии раскованно общаться, используя тот язык.

Четвёртая трудность связана с особенностями самого английского языка, произношением, грамматикой.

Пятая трудность – отсутствие практики речи. Только знание правил и слов – это ещё не знание языка. Чтение книг, просмотр фильмов без перевода, общение (пусть даже виртуальное) с иностранцами позволят закрепить полученные знания, выработать языковое чутьё. Одновременно будет происходить естественное расширение словарного запаса, хотя и не так быстро, как при целенаправленном изучении слов. Отдельно стоит сказать о навыке понимания английской речи на слух. Единственный путь к этому умению – практика. Чем больше разных английских голосов вы слышали, тем легче понимаете каждого следующего человека. Развитию этого умения также способствует работа над собственным произношением и интонацией, которую в самой доступной форме можно проводить путём простой имитации фраз

Шестая трудность – отсутствие систематических, ежедневных занятий. Трудности изучения английского языка связаны не со сложностью предмета. Это умение человека учиться. Важно помнить, что практиковаться в языке необходимо ежедневно, и притом получая удовольствие.

Таким образом, суммируя все сказанное, мы приходим к выводу, что существует шесть трудностей, которые мешают успешному процессу овладения английским языком. По мнению педагогов и психологов, самые хорошие результаты появляются у тех учеников, которые очень хотят научиться говорить. Они «ловят каждое слово». Настоящее желание заговорить на английском - одно из главных составляющих успешного обучения и овладения английским языком. А в общеобразовательной школе контингент учащихся различен. Достаточно много учеников с низким уровнем развития и мотивации. В связи с чем они сталкиваются с трудностями при изучении языка. К тому же отсутствие практики речи, личностные психологические барьеры, отсутствие систематических, ежедневных занятий сказывается на владении английским языком.














ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ


Изученная нами литература по данному вопросу показала, что действительно существуют трудности, препятствующие успешному владению английским языком. В связи с этим мы решили провести собственное исследование и подтвердить полученную нами информацию.

Для этого сначала мы провели анкетирование с целью получить данные, касающиеся уровня владения английским языком среди учащихся 9 классов, которые изучают английский язык углублённо со 2 класса. Всего опрошено 23 ученика.

В качестве шкалы оценки уровня мы использовали общеевропейские компетенции владения иностранным языком, а именно шкалу дескрипторов (5, с.26). Нами были предложены вопросы, касающиеся ключевых моментов: понимания (чтение, аудирование), говорения (диалог, монолог), письмо (Приложение 1).

Исследование показало, что учащиеся испытывают сложности в понимании иноязычной речи, говорении и письме на английском языке (Приложение 2). Эти данные позволяют сделать вывод, что действительно учащиеся, заканчивающие школу, испытывают затруднения в общении на иностранном языке.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение трудностей овладения английским языком. Группе испытуемых был предложен опросник (Приложение 3). Анализ полученной информации подтвердил предположение о возможных трудностях. Большинство учащихся отмечают, что используют родной язык на уроках английского языка, испытывают трудности с изучением грамматики, нечасто используют английский язык в повседневной жизни, занимаются английским языком нерегулярно (Приложение 4).

Отдельным пунктом мы предложили самим учащимся выделить возможные трудности. По мнению самих учеников, они испытывают трудности в изучении грамматики, понимании текстов, не выделяя при этом сложности связанные с организацией деятельности, психологические факторы, мотивами, практикой, при этом большинство отмечают потребность в изучении английского языка.

В связи с полученными данными, мы разработали рекомендации для изучающих английский язык (Приложение 4) и считаем, что они будут полезны и для учеников и для учителей.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Глобальные геополитические и экономические изменения последнего времени предъявляют новые требования к обучению иностранному языку. Основное назначение иностранных языков состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом иностранном языке. Речь идёт о формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное (чтение, письмо).

Анализ изученной литературы и проведённое нами исследование показали, что учащимся не удаётся достичь той степени владения иноязычной речью, которая бы обеспечила беспрепятственное свободное общение на данном языке. Даже учащиеся, успешно завершившие курс обучения иностранному языку, испытывают серьёзные затруднения.

Однако, А.И. Леонтьев экспериментально доказал, что в целом, нет оснований видеть в наличии или отсутствии способностей к английскому языку объяснение и тем более, оправдание успешности или не успешности овладения английским языком (2, с.140). Любой ученик может овладеть английским языком и свободно пользоваться им в общении.

Мы выявили, что существует шесть трудностей, которые мешают успешному процессу овладения английским языком. Проведённое нами исследование доказало выдвинутое нами предположение относительно существующих трудностей. Личностные психологические барьеры, отсутствие систематических, ежедневных занятий, практики речи, сложность самого английского языка сказываются на владении английским языком. По мнению педагогов и психологов, самые хорошие результаты появляются у тех учеников, которые очень хотят научиться говорить. Они «ловят каждое слово». Настоящее желание заговорить на английском - одно из главных составляющих успешного обучения и овладения английским языком.

Мы полагаем, что знание трудностей поможет изучающим английский язык добиться более высоких результатов, а следование рекомендациям, которые мы разработали, позволит достичь более высоких результатов в овладении английским языком.





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Борзова Е.В. О приоритетной стратегии в иноязычном образовании // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 3. - с.21-27.

  2. Леонтьев А. Н Деятельность и сознание //Вопросы философии. - 1972. - № 12. - с. 140.

  3. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001 .- № 3. - с.12-17.

  4. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Обеспечение качества обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 6. - с.29-33.

  5. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Под ред.К.М.Ирисхановой. – МГЛУ, 2003.

  6. Синагатуллин И.М. Новый миллениум: роль и место иностранного языка в поликультурном социуме // Иностранные языки в школе. - 2002 .- № 1. - с.32-37.

  7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/Е.Н.Соловова. – М., 2002. – 240с.

  8. Спецификация контрольно измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранному языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования / Ершов А.Г., Тер-Минасова С.Г. – М., 2011. – 14с.















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

  1. Я понимаю развёрнутые доклады и лекции, почти все новости и репортажи о текущих событиях, содержание большинства фильмов на английском языке. ___________________

  2. Я понимаю статьи и сообщения по современной проблематике, современную художественную прозу. ________________________

  3. Я умею без подготовки довольно свободно участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка.______________________

  4. Я могу понятно высказываться по широкому кругу вопросов, объяснять свою точку зрения на английском языке.___________________________

  5. Я умею писать понятные сообщения по широкому кругу вопросов, эссе, доклады, письма на английском языке. __________________________
























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ







ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОПРОСНИК

  1. Испытываешь ли ты потребность в изучении английского языка? ___________________

  2. Общаясь на уроке английского языка, ты часто говоришь по-русски? ________________

  3. Общаясь на английском языке, испытываешь ли ты стеснение, боязнь заговорить?___________

  4. Испытываешь ли ты трудности, изучая грамматику английского языка?_____________

  5. Часто ли ты используешь английский язык в повседневной жизни? (общаешься с носителями языка, читаешь книги, журналы, смотришь фильмы на английском языке)________________________________________________________________________

  6. Занимаешься ли ты английским языком во время летних каникул? ____________________

  7. Испытываешь ли ты трудности в овладении английским языком? ____________________

  8. Какие? _______________________________________________________________________























ПРИЛОЖЕНИЕ 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА




56,5% учащихся признались, что имеют трудности при изучении английского языка.

Мы можем выделить 3 основных трудностей у учащихся 9 класса.

1. Трудность, связанная с владением учениками родным языком.

2. Трудность, связанная с особенностями самого языка, произношением, грамматикой.

3. Трудность, связанная с отсутствием систематических, ежедневных занятий.

По мнению самих учеников, они испытывают трудности в грамматике и аудировании.







ПРИЛОЖЕНИЕ 5

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

  1. Ставьте перед собой четкую цель в изучении английского языка.

  2. На уроках английского языка следует говорить только на иностранном языке, не применяя свой родной.

  3. Не стесняйтесь и не бойтесь сделать ошибку при разговоре на английском языке.

  4. Больше практикуйтесь, как и в общении с носителями языка, так и в грамматике самого языка.

  5. Следует больше времени уделять изучению английского языка, составить план ежедневных занятий, и не забывать о занятиях во время каникул.












14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Исследование трудностей овладения английским языком.

Автор: Гудкова Екатерина Сергеевна, Кузнецова Ирина Геннадьевна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 245951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Внедрение современных  технологий на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(67) "vniedrieniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "272204"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451920673"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Применение технологии здоровьесбережения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(84) "primienieniie-tiekhnologhii-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "241239"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445196105"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. "
    ["seo_title"] => string(88) "primienieniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "183909"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425975038"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Развитие мелкой моторики посредством квиллинга у детей "
    ["seo_title"] => string(60) "razvitiie-mielkoi-motoriki-posriedstvom-kvillingha-u-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "242815"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445539426"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства