Просмотр содержимого документа
«"Использование игровых методов на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности"»
Содержание
1.Информация об опыте 3
1.1.Наименование опыта, сведения об авторе 3
1.2. Условия возникновения, становления опыта 4
1.3. Актуальность и перспективность опыта 4
1.4. Ведущая педагогическая идея опыта 5
1.5.Длительность работы над опытом 5
1.6. Диапазон опыта 6
1.7. Теоретическая база опыта 6
2. Технология опыта 9
3. Результативность опыта 14
4. Библиография 16
5. Приложение 18
1.3. Актуальность и перспективность опыта.
Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. Важным моментом для выбора методов является возраст, условия жизни и деятельности ребенка. Их изменение приводит к перестройке психики, что происходит в 10-15тилетнем возрасте, - преобразуются старые сложившиеся способы взаимодействия с людьми. Ведущий вид деятельности подростков - учение, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить новое поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время педагоги, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.
Учитывая сложное психо-эмоциональное состояние школьников подросткового возраста, а так же сложности в обучении иностранному языку, следует рассматривать наиболее комфортные методы, те которые уже знакомые учащимся, и в то же время наполненные новым содержанием.
В современном обществе знание английского языка является неотъемлемым компонентом существование, в особенности для молодых людей. Школьники осознают эту необходимость, однако сталкиваясь с трудностями изучения иностранного языка, проявляют пассивность и нежелание. Таким образом, перед учителем стоит задача повысить познавательную активность учащихся путем выбора наиболее эффективной и комфортной для учеников формы работы.
1.4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании условий игры для организации в процессе обучения активности, целью которой является развитие познавательного интереса обучающихся различными, доступными способами в условиях сельской школы.
Ведущей идеей своего опытасчитаю развитие познавательной активности, мыслительной и творческой деятельности учащихся, а так же стабильность психо-эмоционального состояния подростков.
1.5. Длительность работы над опытом.
Проблемой поддержания и повышения познавательного интереса у учащихся интересовала меня с самого начала моей педагогической деятельности, когда, после окончания института, я сразу пришла работать в Хотмыжскую, а затем и в Головинскую школу. Последние несколько лет я обратила свое внимание на учащихся среднего звена, точнее на их эмоциональное состояние и его отражения на учебной деятельности.
В связи с ускоряющимся темпом жизни и развитии общества, подростки спешат стать взрослыми, теряют интерес к учению. В пятых классах, когда коренным образом меняется условия жизни в школе, общения, обучения. Я нередко замечала напряженность чрезмерное сосредоточение на незнании неуверенности, которые мешают проявлению активности. В процессе работы над опытом в контексте заявленной темы (три года) я, используя игровые методы, обратила внимание, что ситуация игры является для них привычным с начальной школы методом обучения. Таким образом, я постаралась включить в уже известную им игровую форму новое содержание.
За годы работы я накопила достаточно, игровых методов, способных повысить познавательную активность учащихся, и позволяющих подросткам максимально открыть и проявить свой потенциал на уроках английского языка.
1.6. Диапазон опыта.
Диапазон представленного опыта – единая система, включающая в себя:
В настоящее время педагоги и психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного активности к содержанию обучения.
Игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое рассказывает самому ребенку о нем.
Универсальная интрига любой игры — победа над собой: физическая, духовная, интеллектуальная, творческая, любая. Наслаждение от процесса (иногда от результата) победы над собой в этом мире. Никакие иные победы ребенка не идут в сравнение с этой. Потому игры так любимы детьми.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);
творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игры, непосредственно относящиеся к обучению иностранным языкам, можно разделить на два раздела.
Первый раздел cоставляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают грамматические игры, занимающие большую часть, поскольку овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.
Второй раздел - «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Систематическое использование игровых методов на уроках английского языка приводит к укреплению и развитию познавательной активности, интереса, которые становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательная активность является одним из важнейших для нас мотивов учения школьников. Под ее влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.
2.Технология опыта.
В последнее время велика потребность общества в иностранных языках. Этому способствует множество факторов: открытость общества, развитие туризма, обмен технологиями и многое другое. Школа отражает положение дел в обществе. Интерес школьников к изучению иностранного языка растет. Однако мы, учителя иностранного языка, тоже сталкиваемся с рядом проблем, одной из которых является повышение и удерживание познавательной активности учащихся.
За годы работы с детьми подросткового возраста мной накоплен определенный опыт, который позволяет сказать, что дети этого возраста отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью, с этим связанно неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Чтобы занятие было качественным необходимо создать наиболее комфртные условия для школьника. Накопленный опыт показывает, что игровые формы обучения знакомые учащемуся с предыдущего этапа, но наполненные новым содержанием, предоставляющие новые возможности использования потенциала личности ребенка и проецирующие новые для него социальные роли, являются наиболее эффективными в стимулировании познавательной активности подростков.
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения. Поставленная цель определяет ряд задач:
Образовательные:
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.
Развивающие:
Развивать у учащихся творческое мышление.
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В дальнейшем такой подход, включающий четкие, конкретные образы, в отборе содержания учебного материала помогает учащимся при работе над канвой ролевой заготовки. Они используют те же источники, что и учитель. Обратная связь – учитель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.
В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
Работа с учебником.
Использование аппарата учебника.
Иллюстрации учебного пособия.
Географические карты, самостоятельно составленные маршруты и т.п.
Учебные фильмы, слайды, презентации, художественные альбомы и открытки.
Интернет-ресурсы.
Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, презентации, проекты.
Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка.
Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровняотражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.
Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Практика использования игровых методов накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.
Организация игры складывается в несколько принципов: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру, развития игровой динамики, поддержания игровой атмосферы, взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным». В основе моего опыта лежит последний принцип, перехода от простых игр к сложным, в проекции к образовательным ступеням. Этот принцип не только является важным в организации игры, но и принципом адаптации на новом этапе обучения для младшего школьника, который переходит в сложный взрослый мир, где отрезком сглаживания кардинальных отличий является подростковый возраст.
В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры). Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
Использование игровых элементов на уроке.
Цель:ввести в урок творческие задания игрового характера.
Задачи:
Эмоциональный настрой на получение знаний.
Умение строить диалог.
Создание образного представления об изучаемом предмете.
Получение конкретных знаний через личное ощущение.
Урок – игра (сюжетно-ролевые игры)
Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать возможность выхода самореализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки учащихся.
Задачи:
1. Умение работать со словарем.
Умение ориентироваться в знаниях, с целью подобрать нужные слова, иллюстрирующие определенный момент или факт.
Умение и навык работы в библиотеке
Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.
Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.
Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.
Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.
Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
3. Результативность опыта.
Для подтверждения результативности опыта сравним результаты на начальном этапе опыта и после применения мною новых приемов и методов формирования познавательного интереса у учащихся на уроках. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к английскому языку.
Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится?
Положительный ответ в отношении английского языка дали 86% учащихся.
Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках английского языка и об интересе к этому предмету для большинства учащихся.
Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы.
Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся?
Диагностика результатов обучения показала там, где регулярно проводятся уроки с игрой, выше успеваемость учащихся. По окончании опыта сравнения качества знаний показали, что дети значительно лучше усваивали материал, представленный с помощью игровых методов обучения.
Так же была проведена анкета для оценки общей школьной мотивации Н. Лускановой. Ее результаты показали, что на основе поднятия познавательной активности на уроках английского языка поднялся уровень школьной мотивации учащих