Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных интерактивных методов в процессе преподавания иностранного языка»
О ЗНАЧИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В своей статье я рассмотрю значение применения интерактивных методов преподавания иностранного языка в условиях современности.
Методики обучения иностранному языку непрерывно совершенствуются. В современном мире появляются новые стандарты, запас знаний стремительно устаревает. Остро проявляется необходимость создания свежих приемов преподавания.
Сложно переоценить ценность изучения иностранного языка в современном мире, так же как и важное значение применения различных методов интерактивного преподавания, употребляемых во время обучения. В последнее время преподаватели как английского, так и других иностранных языков обрели ощутимую свободу при подборе методов и технологий преподавания, креативном осмыслении сути и путей исполнения плановых условий. Первенствующую позицию в преподавании иностранного языка занимают приемы и методы, которые базируются на индивидуально ориентированном подходе, которые выполняют следующие функции:
Вовлекать учащихся в процесс обучения, затрагивать их чувства и эмоции, мотивировать учеников к использованию их творческих и умственных талантов.
Формировать обстоятельства, где педагог не будет выступать в качестве центрального субъекта, чтобы ученики понимали, что освоение чужого языка в большей мере сопряжено с его индивидуальными интересами, чем с назначенными преподавателем технологиями и методами обучения.
Создать комфортную для учащихся атмосферу, условия, в которых они почувствуют себя свободно. Активизировать у учащихся стремление пользоваться иностранным языком на практике, развить тягу к обучению, совершенствованию навыков.
Замотивировать ученика самостоятельно трудиться над овладением иностранного языка.
Предусмотреть разнообразные типы работы на уроке: единоличную, групповую и коллективную, тем самым решив воспитательные задачи, поскольку ученик приучается работать в команде, прислушивается к чужому мнению и развивает коммуникабельность.
Все вышеперечисленное реализовывается применением интерактивных технологий, смысл использования которых в том, что процесс обучения построен так, что почти каждый ученик оказываются втянутым в процесс работы, ученикам дается возможность активно участвовать в обучении, высказывать свои мысли, познавать новый материал. Отбрасывается преобладание и командование того или иного ученика. А главное, что процесс обучения проходит в условиях дружелюбия, благожелательности и обоюдной поддержки, что не только дает возможность обретать свежие знание и получать новую информацию, но и совершенствует учебную деятельность в целом, повышает ее эффективность. В процессе интерактивного обучения дети совершенствуют навыки критического мышления, учатся искать решения некоторых сложных задач, анализировать ситуации, дискутировать, прислушиваться к альтернативным мнениям, принимать взвешенные решения.
Максимальный интерес как для преподавателей, так и для учеников, по моему мнению, представляет проектная работа и нацеленные на сотрудничество учеников, носящие интерактивный характер уроки. Проектная работа планируется и воплощается в жизнь учениками самостоятельно, вербальное общение в ней ввязывается в умственно-эмоциональный контекст иных действий (поиск информации, опрашивание и анкетирование, систематизирование данных в таблицу/диаграмму). Для выполнения проекта требуется творческий подход. Школьники сотрудничают друг с другом, ищут различные пути решения проблемы, достижения важной для них цели. В процессе обучения создаются условия, в которых применение учениками иностранного языка становится естественным и свободным.
Во время работы над проектом школьники, даже наиболее слабые в иностранном языке и наименее активные на других уроках, получают возможность проявить себя, стать высокоактивными, инициативными и задействовать все возможные навыки, свою фантазию и воображение.
Проектная деятельность осуществляется последовательно и проходит несколько этапов, таких как выбор и формулирование темы проекта, нахождение за пределами класса (в библиотеке, интернете и т.д.) нужных сведений, написание и оформление проекта, презентация и активное обсуждение с учителем и одноклассниками итогов проведенной работы. Проекты могут быть разной степени сложности. Учитель играет большую роль в выполнении проекта, он дает ученикам советы, помогает в поиске материалов, а также анализе собранных источников информации. Педагог принимает участие в дискуссии, высказывает свои мнения и пожелания. Результаты проделанной работы могут быть выставлены на всеобщее обозрение, например, на школьной конференции, выставке и т.д. Проектная работа значима как для усвоения иностранного языка, владения им на определенном уровне, так и для достижения общеобразовательных целей- у детей развивается чувство ответственности за результат, умение грамотно аргументировать свою позицию, формируются определенные навыки выступления перед публикой. На основании вышесказанного считаю справедливым считать, что работа с проектами отвечает современным требованиям и целям обучения в полной мере.
Кроме проектной работы, существуют и другие интерактивные методы обучения иностранному языку. Достаточно продуктивно используются игровые приемы. Игра затягивает учеников, соотносится с их желаниями и выступает одним из немногих способов ненасильственного обучения. Конечно, нельзя полностью заменить с помощью игры традиционные технологии преподавания иностранного языка, игра является лишь дополнением, дающим возможность эффективно повысить заинтересованность школьников, замотивировать детей к проявлению активности и наиболее быстрому усваиванию информации. Технологии игры способствуют достижению неформальной обстановки, что помогает ученику раскрыть свои личностные качества, снять усталость и языковой барьер.
В современной практике активно используются методики обучения в сотрудничестве «Cooperative learning». В основе этих методик лежит идея создать условия для сотрудничества учащихся, для их активной совместной деятельности. В 1987 году в университете Миннесоты был разработан метод под названием «Learning Together» (учимся вместе). Его суть такова – ученики делятся на однородные по степени знаний группы по 3-4 человека. Классу дается одна общая тема, которая подразделяется на задания. Каждая группа получает одно из заданий и работает над ним. Результатом коллективной работы групп учеников по отдельности и в целом является уяснение всей информации и запоминание материала всего урока. Во время выполнения задания группы взаимодействуют, задают вопросы друг другу, уточняют некоторые моменты, ведут коллективные дискуссии. Лексика, требующаяся для выполнения работы должна быть выучена на предыдущих уроках, на данном этапе идет лишь речевая практика. Обязательным является активное участие каждого ученика в выполнении общего задания. Достаточное внимание учителю следует уделить укомплектованию групп- ученики должны быть разделены по способностям и уровню подготовки, а также задания группам должны быть разработаны по объему и трудности выполнения. По выполнении задания группы получают награды.
Методов использования интерактивных технологий при изучении иностранного языка великое множество, в своей статье я привела лишь некоторые из них. Использование интерактивных методов сохраняет основную цель и содержание преподавания иностранного языка, но при этом является инновационным, так как погружает учеников в процессе обучения в общение, изменяет форму проведения урока.