Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Использование игровых технологий на уроках английского языка
«…в игре человек испытывает такое
же наслаждение от свободного обна-
ружения своих способностей, какое
художник испытывает во время
творчества».
Ф. Шиллер.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен.
Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно.
Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это
дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения.
Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Таким образом, надо рассматривать игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения
ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
- прием смены деятельности после трудного устного упражнения или
другого утомительного занятия;
- идеальная возможность расслабиться;
- помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент
соревнования или свести его к минимуму.
Место и время игры на уроке
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов:
- подготовки учащихся
- изучаемого материала
- целей
- условий урока и т.д.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности.
Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию. Но и использование игр всегда было и будет актуальной проблемой.
Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых и языковых (речевых) игр.
Чем большим арсеналом средств, возбуждающих интерес, будет обладать учитель, тем лучше для учебного процесса.
В подростковом возрасте это объясняется высоким уважением детей к волевым чертам характера и стремлением проявить себя в интересной и вместе с тем требующей усилий и борьбы деятельности. Напряжение мысли, процесс преодоления трудностей и достижение игровой цели доставляет ученикам большое удовлетворение. Предвкушая радость игры, ребята с удовольствием ожидают урока иностранного языка.
Почувствовав интерес к изучению этого предмета, обучающийся как бы по инерции продолжает с увлечением заниматься им на последующих уроках и без игры. Однако если не поддерживать время от времени это влечение, то, как показывает опыт, интерес к языку постепенно снова начинает гаснуть.
Если же проявляется чрезмерный интерес к самому ходу игры, последняя грозит превратиться в самоцель, в игру-развлечение. Учителю нельзя чрезмерно увлекаться игровыми технологиями. Необходимо чередовать их с самыми разнообразными формами работы и приемами.
Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Необходимо постепенно вводить все новые и новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал.
Опыт показывает, что игра, хотя и на короткий промежуток времени способствует созданию «языковой среды» на уроке и вне его. Во время игры учащиеся могут психологически перестраиваться и начинать думать только об игре, а не о языке. Игра дает возможность увидеть практическое использование знаний, умений и навыков. Она помогает учителю создать на уроке «языковую среду», то есть условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке.
Энергичный темп игры приучает обучающихся быстро мыслить, упражняет готовность их языковой памяти, способствует развитию темпа речи.
Играя на уроках иностранного языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется в определенных и постоянно расширяющихся пределах. Однако все это реализуется лишь при правильном подборе и организации игр учителем. Успешное усвоение учебного материала происходит лишь тогда, когда игры проводятся систематически, если их форма организации хорошо продумана и учитель учитывает возможности учеников каждого класса.
Все игры должны проводиться методически грамотно. Для этого необходимо:
1.Одну и ту же игру повторить несколько раз (путем подстановки новых лексических единиц).
2.Новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту роль передать хорошо подготовленному ученику.
3.Придать игре характер соревнования, для того чтобы получить от игры наибольший эффект.
4.Снабдить играющих различными красочными аксессуарами, предметами, пособиями.
5.Использовать особый вокабуляр, который поможет учителю проводить игру на иностранном языке.
6.Исключительно большое значение в играх обучающего характера имеет исправление ошибок. Желательно, чтобы и оно проводилось в игровой форме «разыгрывания фантов», «записывания очков» и т. п.
Играя с учениками, помните три условия:
1.Простота объяснения. Правила игры должны быть просты. Лучше всего объяснять правила игры на родном языке.
2.Отсутствие дорогих и сложных материалов игры.
3.Универсальность. Используйте игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.
Виды и категория игр
Все игры можно разделить:
1.на фонетические;
2.на лексические;
3.на игры с фразами;
4.на грамматические;
5.на игры для обучения чтению;
6.на игры для обучения аудированию;
7.на игры для обучения говорению;
8.на смешанные игры;
9.на коммуникативные игры.
Фонетические игры
Цель: тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
Среди фонетических игр можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.
«Долгие и краткие звуки»
Поднять руку, когда звук в слове произносится долго или кратко.
«Кто лучше знает звуки?»
Учитель произносит звуки, а учащиеся показывают соответствующие транскрипционные значки. Или наоборот.
«Назови слово по буквам»
Произнести слово по буквам.
«Какой звук я задумал?» (игра-загадка)
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку. Например: mother, map, father, fat, dad, daughter, cap, sat, rabbit, teacher.
«Назови слово» (игра с предметом)
Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
«Скороговорка» (игра-имитация)
Учащиеся пытаются произнести за учителем скороговорку, фразу, стишок на определенный звук. Например: She sells seashells by the seashore.
A black cat sat on a mat and ate a fat rat.
«Кто быстрее?» (игра-соревнование)
Кто быстрее вспомнит названия предметов, начинающихся со… звука. Например:(t) – ten, tie, tiger, teacher, take, tell,…
«Правда-ложь» (игра на внимательность)
Учитель называет звуки, показывая на буквы или буквосочетания, а ученики должны обнаружить ошибку, если она имеется.
Лексические игры
Цель: тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию.
При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу».
«Пропущенные буквы»
Слова, например, называющие животных. В них пропущены буквы. Учащиеся должны их вставить.
«Лотерея»
Представители двух команд по очереди достают из коробки карточки с названиями предметов и помещают их под заголовками. Например: «Clothes» и «Shoes» или «Healthy and Unhealthy food».
«Цепочка слов – 1»
Первая команда получает задание написать на доске слова или словосочетания по теме «Семья», вторая – по теме «Внешность человека». Представители каждой команды выстраиваются в цепочку друг за другом. Ребята по очереди бегут к доске, пишут на ней слово по теме и возвращаются
в конец цепочки. Выигрывает команда, написавшая больше слов по теме и не сделавшая при этом ошибок.
«Цепочка слов – 2»
Сколько слов можно найти в этой цепочке?
Например: CATCHAIREADDRESSPORTHISIT
«Стрельба по мишеням»
Первый участник пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т.д.
«Зашифрованное письмо»
Если А – это буква №1 в алфавите, то все остальные буквы имеют свои номера. Прочитайте, что здесь написано.
Дети рисуют на доске те части тела, которые называет учитель. Ученик, который у доски, сначала повторяет название частей тела за учителем, а потом рисует эту часть тела на доске.
«Назови слово»
Один из учеников выбирает букву алфавита, все участники записывают ( в течение определенного времени) слова, начинающиеся с этой буквы: слово из двух букв, слово из трех букв и т. д. Победителем становится тот, кто последним назовет слово.
Игры с фразами
Цель: тренировать учащихся в умении строить правильные фразы и применять все изученные грамматические правила.
«Снежный ком»
P 1 –I have a pen in my bag.
P 2 – I have a pen and a pencil in my bag.
P 3 – I have a pen, a pencil and an eraser in my bag. И т. д.
«Бюро находок»
В начале игры учитель просит учащихся закрыть глаза, а сам быстро и осторожно собирает с парт различные школьные принадлежности (ручку, пенал, тетрадь, учебник…) и относит их к себе на стол. Затем просит ребят открыть глаза. Найти свои вещи можно в «Бюро находок», ответив правильно на вопрос: «Whose book is this?». Играем с фразой «It is my book. It is my green book». И т. д.
Можно усложнить задание: «What are you looking for? Describe your book».
Грамматические игры
Цель: научить учащихся употреблять речевые образцы, которые содержат определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
«Игра с картинкой»
Для усвоения структуры в Present Continuous учащимся предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока еще не видели.
Ребята задают вопросы: P 1: Is the girl sitting at the table?
T: No, she is not.
P 2: Is the girl standing?
T: Yes, she is.
Побеждает тот, кто правильно угадал действие на картинке.
«Что ты любишь делать?»
Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы. Например: Do you like to swim?
Do you like to play football?
Отгадавший становится ведущим.
«Plurals»
Учитель бросает мяч ученику и называет существительное в единственном числе. Ученик ловит мяч, называет это слово во множественном числе и бросает мяч обратно учителю. Вместо учителя может выступать другой ученик.
Игры для обучения чтению
Цель: тренировать учащихся правильно читать слова, предложения, тексты. В предложениях соблюдать интонацию. Повторить правила чтения данных слов.
«Конкурс теледикторов»
Необходим экран телевизора (рамка) и микрофон. Учащиеся читают текст, например, о погоде. Кто это сделает выразительнее?
«Составь слово»
Учитель пишет на доске слово, например «representative». Учащиеся составляют из букв данного слова новые слова, которые учитель или сами ученики записывают на доске.
Выигрывает предложивший последнее слово.
«Две первые буквы»
Учитель просит учащихся придумать слова, у которых первые буквы одинаковы с написанным на доске слогом. Например:
Be Sa
Beat Saw
Been Sat
Bee Same
Belong Salt
Beast Sack
«Суперсекретарь»
Класс делится на две команды. По одному игроку выходят от каждой команды к доске и записывают предложение, которое им диктует учитель. Это предложение надо правильно еще и прочитать. Игра заканчивается, когда все игроки во всех командах вышли к доске по одному разу.
Правильное предложение: 5 очков. За каждую ошибку вычитается по 1 очку.
Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов и т. д. Это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст еще раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста. Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по английскому языку или придуманные самим учителем. Главное превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру.
«Повтори» или «Эхо»
Учитель произносит предложения. Учащиеся повторяют. Побеждает тот, кто не сделает ни одной ошибки.
«Если слышишь – сядь»
Игра начинается стоя. Учитель просит играющих сесть, если они услышат слова, начинающиеся на определенный звук.
«Пожалуйста»
Игру можно проводить после того, как учащиеся научились понимать и выполнять команды. Команд становится все больше и больше, и необходимо продолжать тренировку. По условиям этой игры ребята должны выполнять команды только в том случае, если ей предшествует слово «please». Ученик, сделавший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.
«Снежный ком»
Учащиеся повторяют за учителем удлиняющиеся фразы в ускоренном темпе. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается последним.
«Найди правильный ответ»
Учитель читает текст (или запись текста на кассете). После прослушивания даются вопросы и варианты ответов. За каждый правильный ответ играющий получает очко или фишку.
Игры для обучения говорению
Цель: помочь учащимся правильно выразить свое мнение, не бояться делать высказывания на иностранном языке.
«Прокомментируй, что услышал»
Учитель предлагает водящему сказать несколько предложений на одну из устных тем. Водящий говорит, например: «My name is Mike Orlov. I am twelve. I go to school». и т.д.
Учитель вызывает по очереди представителей обеих команд с просьбой прокомментировать сообщение водящего. Например:
His name is Mike Orlov.
He is twelve.
He goes to school.
«Составь предложение»
Учитель называет слово, например a pencil-case, и бросает мяч кому-либо из учащихся. Ученик, поймавший мяч, должен придумать предложение с этим словом и бросить мяч учителю. Когда все учащиеся придумали по одному предложению с данным словом, учитель называет другое слово и игра продолжается. Ученик, который не смог придумать предложение или допустил в нем ошибку, выбывает из игры.
Смешанные игры
«Животные»
Узнайте лишнее слово и назовите его порядковый номер. Например:
Класс делится на две команды. Ученик одной команды уходит из класса, тем временем вторая команда задумывает название предмета.Когда отгадчик возвращается, его команда помогает ему отгадать задуманное слово, подсказывая признаки предмета. Затем команды меняются. Подсказки: -It is white. We use it at the lesson. We write it on the blackboard. It is a chalk.
Коммуникативные игры
Данные игры способствуют осуществлению следующих задач:
- научить учащихся выражать мысли в их логической последовательности;
- обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации;
- развивать компенсаторные умения (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет использования синонима, перифраза и т. д.)
«Угадай город»
Водящий задумывает название какого-либо города. Играющие задают ему вопросы, например:
“Is it in Great Britain (the USA, Russia)?”
“Is it the capital of Russia?”
“Is it on the river Volga?”
“Is it an industrial city?” и т.д.
«Закончи рассказ»
Учитель предлагает учащимся прослушать начало рассказа. На самом интересном месте он останавливается и дает учащимся 2-3 минуты на обдумывание концовки рассказа. Учитель вместе с учащимися определяет победителя.
«Достопримечательности»
Класс делится на две команды: туристов и гидов. Туристы задают вопросы о достопримечательностях того или иного города, гиды отвечают. Через некоторое время команды меняются ролями.
Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений. Использование игры как одного из приемов обучению иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе, доступнее детям.
Применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку.
Заключение
Одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранному языку - это проблема организации обучения с использованием игровых технологий. Использование игры на уроках английского языка имеет большое значение для формирования новых умений и навыков. Использование различных игр на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе (группе), воспитывает ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть "одной командой", помогать и поддерживать друг друга.
Использование игр на различных ступенях обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет определенную роль при переходе учащихся на новую, более высокую ступень развития.
Применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. И учащиеся, которые будут играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку.