Просмотр содержимого документа
«Использование игр и игровых технологий в процессе обучения английскому языку на начальной ступени обучения»
Гущенскова И.В.
Учитель английского языка
______________________(школа)
Россия, г. Сызрань, Самарская область
Использование игр и игровых технологий в процессе обучения английскому языку на начальной ступени обучения
Государственный образовательный стандарт предусматривает включение учебного предмета «Иностранный язык» в число дисциплин начального образования. В связи с этим особое значение приобретает поиск путей повышения эффективности обучения этому предмету с учетом особенностей учащихся младшего школьного возраста. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, раскрытия неповторимости его личности, укрепления его собственной позитивной активности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка. В.А.Крутецкий в своем учебнике «Психология» писал: «Лучший способ организовать внимание ребенка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным, вот что само по себе способствует организации внимания ребенка».
Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. Стало хорошей традицией создание видео презентаций для уроков, использование интернет-ресурсов. Замечено, что эффективность обучения заметно улучшается, если применять игровые технологии на уроках иностранного языка:
в процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и ученики общаются на иностранном языке;
ученики получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют ролевые игры;
исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно;
скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие;
ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.
Актуальность игры в настоящее время также повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, которая способствует практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игры могут практиковаться во всех умениях (чтение, письмо, слушанье и говорение), на всех ступенях обучения, в различных видах общения, на различных этапах урока.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, мышления, воображения, памяти, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
Учебный материал используется в качестве средства игры. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра на уроке иностранного языка должна отвечать следующим требованиям:
1. Хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;
2. Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
3. Быть принята всей группой;
4. Проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;
5. Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
6. Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми.
Разучивание стихов и песен способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.
Fish.
In the pool the little fish
Swim about – swish, swish.
But in winter time they sleep
In the water deep, deep.
Clap your hands
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together,
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together,
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Dance, dance, dance a dance,
Dance a dance together,
Dance, dance, dance a dance,
Dance a dance together
На уроках иностранного языка выделяют также следующие виды учебно-речевых игр:
Фонетические
Орфографические
Лексические
Грамматические
Для обучения монологической речи (пересказ, рассказ по рисунку)
Для обучения диалогической речи (ролевые игры)
Рассмотрим подробнее, какие виды игр я использую на уроках иностранного языка и как правильно применять игровые технологии в процессе обучения.
Фонетические игры.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
«Слышу - не слышу».Ход игры: Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный «е» или «о», обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки «d» или «p», все поднимают обе руки.
«Кто произносит лучше». Ход игры: Учитель произносит несколько слов или предложение, бросая мяч одному из участников игры. Последний должен повторить слова в том же порядке, копируя произношение и интонацию учителя.
Орфографические игры.
Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
«Вставь букву».Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Например: Ap_le, Bre_d
«Из слогов - слова».Ход игры:из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.
Например: hor, let,ter,se, .(Ответ: hor –se, let-ter)
Лексические игры
Цель: активизация лексики по изученной теме
«Волшебный мешочек». Ход игры: в мешочек кладутся игрушки, названия которых дети знают по-английски. Ребёнок опускает, не глядя, руку в мешочек, ощупывает одну игрушку и говорит что это “It is a cat”. Затем вынимает из мешочка и смотрит, правильно ли он сказал.
«Цвета».Ход игры: класс делится на команды. Ставится задача называть предметы одного заданного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных одного цвета. Например: RED – apple, flower, tomato, car, etc
«Последняя буква».Ход игры: класс делится на команды. Представитель первой команды называет слово, ребята из другой команды должны придумать слово на ту букву, которой заканчивается слово первой команды и т.д.
Грамматические игры
Цель: автоматизация использования изученных конструкций
«Угадай что?» (на закрепление общих вопросов). Ход игры: ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.
Ex. Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?
«Кругосветное путешествие» (на закрепляется конструкция There is/are и отрабатывается навык употребления артиклей.) Ход игры: "Путешествие" может проходить по классу или по тематической картинке. Учитель начинает игру: "There is a blackboard on the wall in front of the pupils". Дальше описание продолжают ученики: "Near the blackboard there is a door...". Тот, кто ошибся, покидает корабль.
Итак, можно смело сделать вывод, что игра является мощным стимулом к овладению языком. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться. Игра, как форма организации урока выполняет следующие задачи:
1. Тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише;
3. Создает психологическую готовность к реальному речевому общению.
Игра посильна практически каждому ученику. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Следует, однако, подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а так же помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения младших школьников иностранным языкам. Таким образом, применение игровых технологий существенно повышает интерес к предмету, помогают разнообразить уроки.
Литература:
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: «Просвящение», 1987
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984
Родкин К.А. Игра как средство повышения эффективности уроков английского языка. - М.: Просвещение, 1976
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.: Издательский центр « Академия», 2005
Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку. // Ин.яз. в шк.- №4