kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интенсивное обучение английскому языку – определение понятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет понять что такое интенсивное обучение. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интенсивное обучение английскому языку – определение понятия.»

Интенсивное обучение – определение понятия.

За последние годы достигнуты многообещающие результаты в практике интенсивного обучения иност­ранным языкам самого различного контингента уча­щихся. Интенсивные методы осмысливаются как оптимальная реализация некоторых прогрессивных тенденций в общей педагогике и психологии, в част­ности, в контексте проблем воспитывающей роли процессов обучения. Интенсивное обучение предложило методике ре­алистический и последовательный подход к овладе­нию иноязычной речью как к социально-психологиче­ской проблеме, с одной стороны, и как к управляемой речевой деятельности, с другой. Этот подход обуслов­лен и общественно-историческими закономерностями, которые определили новые цели обучения: если рань­ше обучение иностранному языку сводилось к изу­чению языка как системе, то теперь главной целью обучения выдвинуто овладение учащимися иноязыч­ной речью.

Современная коммуникативная лингвистика ставит перед методикой новые задачи, из которых главной является овладение языком, как средством коммуни­кации. Требуется переход от обучения языку как на­бору форм и средств к интегральному усвоению уча­щимися языка [16].

На практике интенсивное обучение давно уже сло­жилось и воспринимается большинством педагогов как специфическая система обучения, отличная по ряду параметров от методов обучения иностранным языкам, используемых в настоящее время. В ее рамках разработаны новые принципы отбора и организации речевого и языкового материала, из которых ведущими являются деятельностный, личностно-ролевой, ситуа­тивно-тематический. Создана новая, динамическая модель обучения и управления коммуникативно-учебной деятельностью обучаемых.

Управляемое овладение обучаемыми иноязычной речью представляет собой моделирование ими в иноязычной речевой практике процессов порождения, смыслового восприятия и ком­муникативного взаимодействия речевых высказываний и формирование соответствующих механизмов.

Однако все еще не ясен вопрос, какие признаки интенсивного обучения определяют его специфику. Можно найти достаточное количество определений интенсивности и интенсификации обучения [17,45,46,19,23,27], но в них нет определенной четкости и однозначных исходных критериев. Иными словами, при каких условиях мы имеем право говорить об интенсивном обучении? Помимо теоретического зна­чения ответ на этот вопрос имеет и практическое значение. Дело в том, что в последние годы на базе опыта интенсивного обучения создан и применяется ряд конкретных методик, скорее подходящих под понятие интенсификации обучения, чем под понятие собственно интенсивного обучения. Наконец, имеется ряд методик, специфических по задачам и использу­емым средствам, но частично реализующих принципы, положенные в основу интенсивного обучения в раз­личных его разновидностях.

Проанализируем, прежде всего, общий характер критериев, по которым должно быть определено со­держание понятия интенсивное обучение. Очевидно, что первый критерий — характер контингента учащихся не имеет прямого отношения к содержанию этого по­нятия. Практически различными формами интенсив­ного обучения, по крайней мере, в эксперименте, сейчас охватываются самые различные категории обучаемых. Всех их можно объединить в три основных типа: обучение довузовское, вузовское и послевузовское. Соответственно меняются основные организационные формы обучения. Второй критерий, по которому обычно определяют интенсивное обучение, это его сроки. Типично отождествление интенсивного обучения с краткосрочным, что соответствует иногда формальной стороне данного понятия, но не раскрывает его. Равным образом едва ли приемлемы определения, свя­занные с концентрацией часов и временной изолиро­ванностью курса обучения, т. е. его относительной автономностью и т. д.

Цель интенсивного обучения — в минимальный срок достичь усвоения максимального объема учебного ма­териала. Так сформулированная цель и используемые для ее достижения методические приемы определяют целесообразность относительно большой концентра­ции учебных часов. Содержание интенсивного обуче­ния — овладение комплексом навыков и умений, до­статочных и необходимых для эффективного осущест­вления деятельности в конкретной области, а также овладение языковым материалом, обеспечивающим формирование, развитие и использование этих навыков и умений. Однако в данном определении затронута лишь одна сторона интенсивного обучения — его обуча­ющая функция. На самом же деле, интенсивное обу­чение, как и любая полноценная методическая система, выступает и в своей воспитывающей функции. Важ­нейшая особенность интенсивного обучения заключа­ется в органическом единстве этих двух функций на разных уровнях, вплоть до конкретных методических приемов. Можно сказать, что в интенсивном обучении воспитательная сторона включает в себя обучающую функцию, а обучающая — функцию воспитания. В сущ­ности, таковы требования к любой методической сис­теме; однако, в настоящее время именно в интенсивном обучении такое органическое единство осуществляется наиболее последовательно.

Итак, под интенсивным обучением иностранному языку мы понимаем обучение, направленное в основ­ном на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся, в особенности — на управление социально-психологическими процессами в группе и управление общением преподавателя с учащимися и учащихся между собой, и обычно осуществляемое в сжатые сроки [21].

Исходя из основной цели интенсивного обучения — в кратчайший срок овладеть умениями иноязычного общения, можно выделить два основных характери­зующих его фактора:

1) минимально необходимый срок обучения для достижения цели (будущая речевая деятельность) при максимально необходимом (для этой цели) объеме учебного материала и соответствующей его органи­зации;

2) максимальное использование всех резервов лич­ности обучаемого, достигаемое в условиях особого взаимодействия в учебной группе при творческом воз­действии личности преподавателя [12].

Первый фактор четко связывает характер обучения с его конкретной целью. Например, если цель — дости­жение уровня повседневного общения можно ограни­читься начальным этапом обучения (базовый словарь до 2500 лексических единиц, нормативная грамматика устной речи). Как показывает опыт, при соответствую­щей организации учебного процесса для усвоения та­кого объема материала требуется не менее 120 академических часов.

Второй фактор предполагает создание в аудитории особого психологического «микроклимата», довери­тельных отношений между преподавателем и учебным коллективом, внутри учебного коллектива, между преподавателем и каждым обучаемым в отдельности. Важнейшее значение для максимального использова­ния творческих резервов личности обучаемого имеют высокий эмоциональный тонус аудиторий, эмоциональ­ное ее вовлечение, сопереживание в процессе учебной деятельности. Обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной учебной атмосферы — одно из существенных условий, влияющих на уровень активности учебной деятельности учащихся [31]. Другой предпосылкой активизации резервов личности обуча­емого является знание преподавателем всех факторов, обусловливающих процесс речевого общения, механиз­мом общения и умение управлять ими .

Такое понимание интенсивного обучения наиболее адекватно отражает перспективное направление, кото­рое выкристаллизовывается в последних исследованиях отечественной педагогической психологии [36].

Сегодня интенсивное обучение может быть пред­ставлено в виде опытной модели дальнейшего разви­тия методики. Воздейственность такого обучения уже во многом ощущается в массовой практике препода­вания иностранных языков — в оформлении коммуни­кативно-ситуативного подхода, в создании комму­никативных учебников, в использовании элементов театральной системы К. С. Станиславского, в обучении иноязычному общению и т. п.

Интенсивное обучение затронуло ряд актуальных проблем преподавания иностранных языков [26] и привлекло внимание к новым аспектам методики в целом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Интенсивное обучение английскому языку – определение понятия.

Автор: Дурнайкина Мария Николаевна

Дата: 13.10.2016

Номер свидетельства: 348914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Использование игровых технологий на уроках английского языка ""
    ["seo_title"] => string(70) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "249692"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446963482"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Воспитание толерантности у учащихся "
    ["seo_title"] => string(43) "vospitaniie-tolierantnosti-u-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "238712"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444639034"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Научная статья "Аудирование как вид речевой деятельности и его место в учебном процессе""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_audirovanie_kak_vid_rechevoi_deiatelnosti_i_ego_mesto_v_uchebno"
    ["file_id"] => string(6) "640066"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1700321420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства