Интерактивные приемы обучения на уроках английского языка
Интерактивные приемы обучения на уроках английского языка
«Интерактивные приемы обучения на уроках английского языка»
I. Рутс - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем "дереве" (на листе), потом группы меняются местами и делают записи на деревьях соседей - свои идеи.
III. ГЭП–парная форма работы; учащимся предлагается одинаковый текст с пропущенными предложениями, словосочетаниями и словами. В каждом варианте пропущены свои предложения. При взаимодействии друг с другом, используя синонимы, дефиниции и другие способы семантизации, учащиеся воспроизводят текст в полном объеме.
IV. Пирамида- парная/групповая формы работы. Учащиеся получают список новых слов в начале темы. Сначала каждый учащийся индивидуально отмечает те слова, которые он/она знает. Затем учащиеся работают в парах, узнавая друг у друга значения незнакомых слов. После этого проделывают то же самое в мини-группах, группах, а значения оставшихся слов узнают у преподавателя.
V. Мистический объект-каждый учащийся получает карточку с новым словом и должен в течение 2 минут заполнить таблицу, ответив на вопросы: «Что это за предмет? », «Зачем его используют? », «Как он выглядит?». Затем учащиеся ходят и собирают идеи своих одногруппников, задавая им эти же вопросы. После того, как учащиеся поговорили со всеми, они презентуют свой предмет, называя те идеи, которые, по их мнению, ближе всего к истине. Учитель объясняет слово или уточняет его значение, если учащийся был не прав.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные приемы обучения на уроках английского языка»
«Интерактивные приемы обучения на уроках английского языка»
I. Рутс - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем "дереве" (на листе), потом группы меняются местами и делают записи на деревьях соседей - свои идеи.
III. ГЭП–парная форма работы; учащимся предлагается одинаковый текст с пропущенными предложениями, словосочетаниями и словами. В каждом варианте пропущены свои предложения. При взаимодействии друг с другом, используя синонимы, дефиниции и другие способы семантизации, учащиеся воспроизводят текст в полном объеме.
IV. Пирамида- парная/групповая формы работы. Учащиеся получают список новых слов в начале темы. Сначала каждый учащийся индивидуально отмечает те слова, которые он/она знает. Затем учащиеся работают в парах, узнавая друг у друга значения незнакомых слов. После этого проделывают то же самое в мини-группах, группах, а значения оставшихся слов узнают у преподавателя.
V. Мистический объект-каждый учащийся получает карточку с новым словом и должен в течение 2 минут заполнить таблицу, ответив на вопросы: «Что это за предмет? », «Зачем его используют? », «Как он выглядит?». Затем учащиеся ходят и собирают идеи своих одногруппников, задавая им эти же вопросы. После того, как учащиеся поговорили со всеми, они презентуют свой предмет, называя те идеи, которые, по их мнению, ближе всего к истине. Учитель объясняет слово или уточняет его значение, если учащийся был не прав.
VI. Практика и презентация – Учитель раздает таблицу с вопросами, в грамматическом оформлении которых присутствует новое грамматическое явление. Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы и отвечая на них. Затем учитель просит учащихся определить значение нового грамматического явления и после дает объяснение.
VII. Информационный гэп – парная форма работы. Один из речевых партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника общения состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение задания.
VIII. Что я сделаю с подарком? - для данной игры заранее подготавливается «мешок с подарками» и толстые варежки. Учащийся получает варежки, которые он одевает,и уже потом опускает руки в мешок. Его задача состоит в том, чтобы на ощупь определить то, что ему попалось
(в мешок можно положить символические вещи: конфету, мандарин, ручку, открытку) и затем сказать, что он сделает с подарком в следующем году.
Интерактивные методы и приемы обучения
Мозговой штурм, «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения:
1. задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения;
2. предложить высказать свои мысли по этому поводу;
3. записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника);
4. когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников;
5. завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов.
Метод ассоциаций - это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными. Метод ассоциаций особенно удобен для запоминания логически не связанной информации.
Блицопрос-Первый ученик задает короткий вопрос второму, второй-третьему и т.д. до последнего ученика. Время на ответ – несколько секунд, учитель имеет право снять вопрос, не соответствующий теме или недостаточно корректный. Как вариант можно устроить соревнования между рядами на время (какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы.) При этом надо выбрать рефери, контролирующего правильность ответов и время, за которые ученики справятся с заданием.
Яблоня ожиданий:
Цель: учащиеся самостоятельно формулируют своё ожидание от урока, узнают об ожиданиях других учащихся. На протяжении всего урока видят своё продвижение вперёд.
Структура работы: учитель вешает на доску ватман с изображением дерева, учащимся раздаются шаблоны яблок. На яблоках ученики пишут свои ожидания от урока и по очереди размещают их на дереве. Ожиданий может быть несколько.
По мере того как пожелания начнут исполняться, то есть яблоки начнут «созревать» их нужно собрать и сложить в общую корзинку. Этот метод наглядно демонстрирует каждому учащемуся его продвижение вперёд.
Я не вижу- одному из студентов завязывают глаза. Студент садится в угол класса. Затем меняется расположение мебели в классе (класс становится похожим на лабиринт). В другом углу класса помещается приз (конфета, монета, и т.п.). Студент должен добраться до приза, не затрагивая предметы в классе. Остальные студенты должны направлять студента с завязанными глазами по классу. (У студента есть «3 жизни», т.е. он/а может дотронуться до мебели 3 раза) Язык: направление, повелительное наклонение Данное задание стимулирует доверие между членами группы.
Карусель– метод, целью которого является:
- тренировка учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизация речемыслительной деятельности учащихся;
- развитие речевой реакции учащихся.
Учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики, которые меняются через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают поговорить за несколько минут несколько тем и стараются убедить в своей правоте собеседника.
Снежный ком. В основе метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в парах, малых группах, бригадах. В ходе такого содействия дети побуждаются к коллективному решению проблем и активному диалогу. Работа в классе организована так, чтобы стимулировать и поощрять взаимодействие между учениками.
Цель данного метода – организация совместной учебной работы учащихся; учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.
Этот метод часто применяется на уроках английского языка. Используя его, можно учить слова или даже тексты.
Суть игры следующая:
Ученик 1 говорит слово. Ученик 2 повторяет слово ученика 1 и говорит свое слово. Ученик 3 повторяет слова учеников 1 и 2 и говорит свое слово. Ученик 4 повторяет слова учеников 1, 2, 3 и говорит слое слово и т.д. Спрашивать учащихся лучше хаотично, чтобы не расслаблялись. Важно, чтобы они помнили последовательность слов.
Это упражнение очень эффективно - оно позволяет за короткое время выучить достаточно большое количество слов.
Аквариум– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Преимущества метода:
эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени;(компенсаторная компетенция)
учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков;
стимулирует участников к практической работе.
Ролевая игра– это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.
Вызов - вызываются два учащихся к доске, и учитель предлагает им тему, например, «Youareatschool», необходимо спонтанно разыграть диалог.
Дебаты. Для проведения дебатов необходимо сформировать две команды, по три человека в каждой. Одна команда, так называемая команда А, дает аргументацию в пользу спорного вопроса, а команда В является ее оппонентом, и ее доводы - против спорного вопроса. Остальные учащиеся являются судьями дебатов. Их задача внимательно слушать и оценивать успешность каждой команды по следующим критериям:
презентация ситуации и аргументации;
убедительность и доказательность аргументов;
организация работы команд;
речь выступающего: четкая, легко понимаемая
Необходим также один ученик, который будет следить за временем, так как одним из условий является ограниченное время выступлений. Обычно берется одна или две минуты для выступления каждого члена команды и одна минута для обсуждения последующих доводов и аргументов.
Дискуссия –это особая форма коллективного сотрудничества, способствующая активной напряженной мыслительной деятельности.
Дискуссия предполагает прежде всего хорошую нравственную атмосферу понимания, которую на уроках иностранного языка можно достичь благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на английском языке:
1. любую мысль можно высказать без боязни (учащиеся не боятся того, что их высказывание будет подвергнуто критики, сочтут недостаточно глубоким, а самое главное – допустит ошибки в английской речи);
2. количество предлагаемых идей должно быть как можно больше;
3. высказанные идеи разрешается комбинировать как угодно, а также видоизменять, т.е. улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими учащимися.
Вертушка общения-данный прием позволяет за короткий промежуток времени учащимся пообщаться и выслушать нескольких учащихся. Учащимся предлагаются определенные отрывки по предложенной теме. Учитель формирует два круга: внутренний (статичный) и внешний (динамичный). Учащиеся общаются одновременно и по хлопку учителя внешний круг начинает движение вправо.
Bingo- один учащийся выходит рассказывать предложенную ситуацию, в это время остальные учащиеся должны вписать в таблицу 6 или 9 слов, которые по их мнению , учащийся у доски будет использовать в речи, антиципировать ЛЕ. Кто первый заполняет таблицу со словами, тот кричит «Бинго».
Дебаты на воздушном шаре - каждый учащийся выбирает для себя знаменитость. Все участники путешествуют на воздушном шаре. Неожиданно шар начинает терять высоту. Кто-то должен спрыгнуть вниз, чтобы шар поднялся. Каждый учащийся имеет 2 минуты, чтобы объяснить, почему он/а важен для мира. Вариация: вместо знаменитых людей можно выбрать профессии.
Быстрота мышления-класс разбивается на мини-группы. Каждая группа получает два набора карточек: вопросы и активные слова. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, используя активные слова.
Объясни свой поступок-учащиеся получают карточки с какой-либо ситуацией (желательно неординарной). Их задача – придумать правдоподобное объяснение, используя как можно больше активных слов.
Рассказ для особых слушателей – учащиеся составляют монологические высказывания по одной и той же теме, с одной и той же новой лексикой, но с разной коммуникативной адресованностью (для детей, для глухих и т.д.)
Умный секретарь – учащиеся делятся на две команды. В каждой команде выбирается секретарь – человек, который быстро и правильно пишет. На стульях перед доской для каждой команды лежит текст. По сигналу учителя первый учащийся бежит к стулу, старается запомнить максимум информации из текста, возвращается к своей команде и диктует секретарю то, что он смог запомнить. К доске бежит следующий учащийся…и так, пока текст не будет дописан до конца. В конце диктанта оценивается как содержание, так и правописание.
Линии- учитель делит учащихся на 2 группы (группу учителей и группу учеников), равные по количеству человек, но разные по уровню. Учащиеся выстраиваются в две линии напротив учителей. По сигналу учителя в течение 1-2 мин должны научить учеников как можно большему количеству новых слов. По сигналу учителя ученики сдвигаются на одного человека, а последний переходит к первому учителю. Упражнение продолжается до тех пор, пока учащиеся не побывают у всех учащихся.
Слова на стене- Учитель расклеивает новые лексические единицы на различные предметы в классе. Учащиеся проходят по классу, составляя предложения с использованием нового слова и названия предмета, на который оно наклеено. Затем учитель снимает слова с предметов, и учащиеся вспоминают предложения, которые они составили.
Грамматический марафон – Учитель раскладывает по класс карточки с грамматическими явлениями (глаголы с предлогами, наречия, глаголы в определенной временной форме) Учащиеся проходят по маршруту, составляя историю с использованием грамматического явления.
Фрутбаскет- учащиеся садятся в круг. Учитель стоит в центре круга и даёт инструкцию: «Поменяйтесь местами, если на вас джинсы». Студенты, которым подходит описание, должны поменяться местами. Преподаватель также старается занять свободное место. В центр круга становится студент, которому не хватило стула. Язык: условные предложения, одежда, цвета, внешность.
Не сбиться- учащийся выходит к доске и начинает монологическое высказывание на предложенную тему. Задача других учащихся задавать вопросы не по теме высказывания. Учащийся должен отвечать на вопросы, при этом не сбиться и продолжать свое повествование.
PRES (pointofview – точказрения, reason - причина, example - пример, summary - итог). Цель - развитие у учащихся умений грамотного формулирования своей точки зрения, позиции в дискуссии, совершенствование системы аргументации.
Микрофон – предмет, играющий роль микрофона, передаётся друг другу. Говорить разрешается только тому, кто держит в руках микрофон, остальные его внимательно слушают. Когда один учащийся закончил выступление, микрофон переходит к другому желающему выступить или его передаёт учитель. Этот простой метод воспитывает уважение к сотоварищам и мыслям, которые они высказывают.
Задача: задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал.
В чужих туфлях - учащиеся выбирают знаменитого человека, с которым хотели бы провести интервью. Вместе составляют вопросы. Затем выбирают желающего, который занимает центральное место перед всей группой и отвечает на вопросы. В течение интервью несколько человек могут сменить знаменитость.
ClassSurvey – учащиеся получают карточку с вопросом. Их задача состоит в том, чтобы узнать мнение всех одногруппников.
Role-plays – парная или групповая форма работы. Например, визит к предсказателю (для отработки будущего времени), визит в туристическую фирму (отработка использования артиклей с географическими названиями)