kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внедрение приемов технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение эффективности обучению английскому языку происходит благодаря умелому сочетанию различных методов и приёмов обучения. Так, используя в учебном процессе некоторых приёмов из технологии критического мышления, удаётся вовлекать учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка, развивать их творческий потенциал, чтобы они смогли применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире. Вовлечённые в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретённые знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение приемов технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка»


Внедрение приемов технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка







Иностранный язык, является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки..

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырёх видах речевой деятельности);

- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знаний).



Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постепенно меняющихся поликультурного, полиязычного мира.


Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учёт его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение её представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.







Изучение английского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:


развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении , аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учено-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием инновационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения английского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Использование инновационных технологий на уроках английского языка


Развитие продуктивной учебной деятельности, автономии и креативности учащегося требует, чтобы преподаватель был сам автономным, креативным и способным к гибкости, профессиональной адаптированности и постоянному творческому поиску. Современные продуктивные технологии в области обучения иностранному языку ориентированы на «ученика-исследователя», рефлексивного пользователя.








Урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения.


Повышение эффективности обучению английскому языку происходит благодаря умелому сочетанию различных методов и приёмов обучения. Так, используя в учебном процессе некоторых приёмов из технологии критического мышления, мне удаётся вовлекать учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка, развивать их творческий потенциал, чтобы они смогли применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире. Вовлечённые в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретённые знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других. Среди методических приёмов, наиболее часто применяемых мною, можно назвать следующие: «кластер», «мозговой штурм», «синквейн», «учимся вместе», «ажурная пила», «зигзаг», «инсерт», «5w», «Diamond».


Отдельно хочется сказать об использовании так называемого эвристического метода – метода эмпатии (вживания в объект), результатом применения которого всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, текстовое произведение и т.п. Данный метод означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, попытка почувствовать и познать его изнутри.. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной форме


Предметы, как и люди, таят в себе много интереснейшей информации. Прошу учащихся назвать и написать на доске любые предметы (a pen, a pencil, a book, a copy-book, a cap, a sweet, a ball, a stone, a plastic bag ect.). Каждый учащийся выбирает один предмет и за 10-15 минут сочиняет историю, которую данный предмет мог бы рассказать о себе и своём хозяине (даётся установка на использование структур: may/might/must/can/could + infinitive; may/might/must + Present Participle; may/might/must/can/could + Have + Past Participle)


Например:
This stone might belong to a boy. He might have found it when he first went to the Black Sea. He couldn't throw it away because its shape and colour were very unusual, so he brought it home, then he wanted to show it to his friends at school and to his teacher on History.






Метод «Brain Storming» (Мозговой штурм)



Этот метод является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей,



Возможности использования разнообразны:

- при систематизации, повторении материала;

- при работе с текстом;

- при повторении в начале урока;

- при введении в тему;

- при сборе необходимого языкового материала;

- при контроле.



Например:
Date Season Week Weekdays

Calendar Months

Holiday Year Numbers




Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя – роль проводника, заставляющего учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения,





Метод «Cluster» (гроздь)


Служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой-либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке.


Технология составления: запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом создаются ассоциативные цепочки.


Этот метод может быть использован

- при систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
- на стадии рефлексии. При проверке полученных знаний по теме.



Метод «Сиквейн»


Сиквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово «сиквейн» происходит от французского, означает – пять. Сиквейн –это стихотворение, состоящее из пяти строк.


Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать сиквейн, затем он повернётся к партнёру и из двух сиквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даёт возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими.



Затем вся группа сможет ознакомиться с парными сиквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.


Правило написания сиквейна:


- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

- Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме

- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы


Например:
«It's a Wonderful planet we live on»

- Earth, Earthquake

- Beautiful, blue, violent, destructive

- Live, produce, pollute, damage, destroy, break

- Can be kind, can hurt may be awful

- Planet disaster


Cиквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.





Метод «Learning together» (учимся вместе)


Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.

Возможности использования:

- при работе с текстом.

Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца «учитель» суммирует содержание абзаца, придумывает вопрос по тексту, растолковывает то, что для других осталось неясным, даёт задание на чтение следующего абзаца.

- при изучении грамматики

Например, при изучении темы Past Perfect Tense классу предлагается

заполнить таблицу с графами: случаи употребления / указатели / схемы. Класс делится на три группы. Первая группа выявляет основные случаи употребления времени – описывает действия, вторая – находит указатели, слова-помощники, третья – составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.


Метод «Jigsaw» (ажурная пила)


Возможности использования:

- при работе с текстом

Каждый учащийся получает для разработки подтему или часть текста

(небольшой по объёму материал). Идёт обмен информацией. Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией.



Метод «INSERT»


Этот приём работает на стадии осмысления содержания.



I – interactive – интерактивная

N – noting – размечающая

S – system - система для

E – effective – эффективного

R – reading and – чтения и

T – thinking – размышления


Это маркировка текста значками по мере его чтения


«V» - уже знал

«+» - новое

«--« - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы


Во время чтения учащиеся делают пометки на полях, заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф, в таблицу тезисно заносятся сведения из текста.



Метод «5-W» (таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»)


Возможно использовать при работе с текстом.
Учащиеся, прочитав текст, заполняют таблицу.





Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Это совокупность всех используемых принципов, методов и приёмов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения, цель которого – не только оберегать здоровье учащегося и учителей от неблагоприятных факторов образовательной среды, но и способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.


Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер педпроцесса. Включение школьника в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта неинтересно, а значит, в какой-то мере является насилием. Насилие же разрушительно для здоровья.


Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.





























Брюсова Н.Г. «Английский язык. Учимся и играем на уроках английского языка. 2-4 классы. М., 2003.


Бушканец М.Г., Леухин Б.Д. «Хрестоматия по педагогике», М., 1976.


Кузнецов Л.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя», М., 1998.


Маслыко Е.А., «Настольная книга преподавателя иностранного языка» Минск: Высшая школа, 1992.


Сальникова Т.П., «Педагогические технологии», М., 2005

.
Сборник нормативных документов. Иностранный язык., М., 2008.


Подгорская О.Н., Черничкина Е.К., «Предметные недели в школе:

английский язык», Волгоград: Учитель, 2003.


Ротенберг В.С., Бондаренко С.М., «Мозг. Обучение. Здоровье», М., 1989.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зебрева Светлана Владимировна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261668


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства