Статья посвящена культуросообразному принципу обучения иностранному языку.Автор подчёркивает необходимость овладения учащимися иноязычным материалом как фактом культуры другого народа. В работе также представлены способы реализации воспитательного потенциала урока иностранного языка и средства формирования у учащихся системы ценностей в процессе иноязычного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Иноязычное образование- единство языка и культуры»
Иноязычное образование - единство языка и культуры
В настоящее время мир переживает множество проблем. Часто возникающие этнические конфликты, гражданские войны, разрушение общечеловеческих ценностей сотрясают умы подрастающего поколения.
В связи с этим возрастает необходимость в нашем обществе людей, воспитанных в духе диалога культур.
Итак, современная школа призвана приобщать будущее поколение к культуре собственной страны, прививать им общечеловеческие ценности, развивать толерантное отношение к культуре стран других народов и способность к участию в межкультурном диалоге. В настоящее время учащиеся получают достаточно обширные знания о странах изучаемого языка и в то же время сталкиваются с огромными трудностями в ходе непосредственного или опосредованного общения с иностранцами, демонстрируют неспособность понять и принять иную культуру. По этой причине можно констатировать наличие противоречия, оно заключается в том, что, с одной стороны, в настоящее время имеется настоятельная необходимость практического формирования у школьников межкультурной компетенции, с другой стороны, в педагогической теории вопрос формирования межкультурной компетенции проработан недостаточно подробно.
Актуальность данной проблемы определила необходимость поиска учителем эффективных средств для развития культурной образованности учащихся и их межкультурной восприимчивости. Формирование личности с гуманистическим мировоззрением находится в руках у педагога. Учитель иностранного языка может и должен внести свою лепту в сохранение и приумножение духовного богатства народа, в полной мере используя воспитательный потенциал своей образовательной дисциплины .
Воспитательный потенциал урока иностранного языка заложен в трёх факторах:
1.Содержание учебного материала
2.Мировоззрение учителя
3.Технология педагогического общения
Рассмотрим данные факторы подробнее.
Учебные пособия в нашей стране содержат оптимальное количество материалов национального компонента, в полной мере отражающие культуру Беларуси. В качестве дополнительного материала можно подобрать аутентичные тексты, несущие нравственную ценность, веротерпимость, толерантность, уважение к традициям и обычаям других стран и своей. Наглядный материал, репродукции картин, литература также играют огромную роль в нравственном обогащении учащихся.
Учитель призван не только ознакомить учащихся с фактами культуры, но и интерпретировать их, что важно для нравственного совершенствования учащихся на базе другой культуры в её диалоге с родной. При обсуждении любых проблем, (а они есть на уроке постоянно, и каждая проблема имеет нравственный аспект) активно, тактично, не подавляя мнения учеников, постоянно высказывать своё отношение к проблеме. Часто рассказываю учащимся интересные факты культуры стран, которые довелось посетить. Сравнение людей и стран в различных исторических условиях, выявление общего и специфического в них способствуют воспитанию двух важнейших качеств человека духовного- патриотизма и интернационализма.
Не менее важно выбирать и технологию общения на уроке.
Целью образования является формирование толерантной личности. А эту цель можно достичь при одном условии - организовать образование так, чтобы учащийся овладевал культурой. В этом и заключается огромный потенциал образования. Язык сам по себе является неотъемлемой частью культуры, ведь любые факты языка, например Present Perfect, степени сравнения прилагательных и др.- суть факты культуры. Кроме того, учителю важно представлять на рассмотрение актуальную оперативную информацию (газеты, телерадиопередачи и т.д.), подбирать аутентичные тексты, которые помогают понять менталитет другого народа.
На своих уроках я использую инновационные стратегии технологии развития критического мышления. Критическое мышление – «хорошо организованный процесс активного восприятия, анализа, синтеза, оценки информации, собранной с помощью наблюдения, собственного опыта, рефлексии и коммуникации».
Данная технология помогает учащемуся самостоятельно ориентироваться в потоке многоязычной информации, развивает способности осуществлять сотрудничество в деятельности с представителями различных культур.
Используя инновационные стратегии развития критического мышления на уроках иностранного языка при работе с аутентичными образцами иностранной речи, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку. В результате этого происходит формирование межкультурной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования учащихся в контексте диалога культур.
В заключение, хотелось бы отметить, что обучение иностранному языку в единстве с культурой через положительно скажется на каждом ребёнке, если насущной задачей каждого педагога станет забота о воспитании гуманной личности, передаче подрастающим поколениям в наследство лучших достижений и традиций белорусского народа и народов стран изучаемого языка. Нужно сделать всё возможное для того, чтобы наши потомки вступали в жизнь добросовестными, образованными и высококультурными гражданами.