Инклюзивное образование подразумевает дифференцированный подход и возможность использовать разные программы (адаптированные программы) для детей с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Необходимо понимать, что процесс образования приспосабливается под ребёнка, а не наоборот.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в современной школе»
Инклюзивное образование в современной школе
Инклюзивное образование подразумевает дифференцированный подход и возможность использовать разные программы (адаптированные программы) для детей с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Необходимо понимать, что процесс образования приспосабливается под ребёнка, а не наоборот.
Результаты многочисленных исследований доказали, что образовательная интеграция может быть эффективна только для части детей с ограниченными возможностями здоровья, например: с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и прочие.
Следует отметить, что не все дети подлежат инклюзии. Дети с нарушениями интеллектуального развития в нашей стране всегда учились в специальных коррекционных школах и школах - интернатах. Для этих детей существует свой стандарт образования. Учащиеся с умственной отсталостью осваивают нецензовый уровень образования, где сокращается «академический» компонент за счёт расширения «жизненных компетенций».
В Российской Федерации инклюзивное образование детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательных школ не вошло на полноценной основе в систему общего образования. Сегодня есть отдельные случаи, когда дети учатся в обычных общеобразовательных школах.
При работе с умственно отсталыми детьми необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Однако, результат обучения по специальной программе будет только тогда, когда будут соблюдаться необходимые условия её реализации. Коррекционное обучение невозможно без помощи специалистов: дефектолога, логопеда, психолога, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, учителя технологии.
Проблема совместного обучения детей с лёгкой умственной отсталостью со здоровыми учащимися очень серьезная и требует не только формирования отношений между детьми, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка с умственной отсталостью в образовательном учреждении комфортным. Таким детям сложно контактировать с другими детьми.
Для ребят необходимы специальные педагогические условия: на занятиях в малых группах, индивидуальных уроках они усваивают программный материал. Но главное для ребят научиться работать со сверстниками. Дети школьного возраста формируют отношение к миру через предметно-игровую и сюжетно-ролевую деятельность, пусть при помощи взрослых, но с ориентацией на сверстников. Усвоение норм поведения крайне важно для умственно отсталых детей. Учителю необходимо подбирать для них задания, при выполнении которых ребенок оказывался бы в ситуации успеха не только учебной, но и при взаимодействии со сверстниками.
У педагогов общеобразовательных школ нет педагогических технологий работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Учитель общается с классом в традиционной форме, а этим детям нужно личностно-ориентированное общение. Ребёнку необходимо, чтобы учитель его выделил хоть парой фраз, своим взглядом. Особенности выстраивания урока в классе, где обучается ребёнок с особыми образовательными потребностями.
Построение урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с особыми образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний и умений). При планировании к уроку необходимо создавать индивидуальные траектории. Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: сначала учителем объясняется новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с нарушением интеллекта выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление раннее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. Учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Необходимо помнить, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь возможность дополнительного отдыха на уроке.
В силу нарушения познавательной деятельности дети с умственной отсталостью не могут достичь уровня психофизического и речевого развития, близкого к возрастной норме, и, соответственно, не могут овладеть стандартом общего образования в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки. Поставленные перед необходимостью освоить цензовое образование, дети с умственной отсталостью лишены возможности овладеть доступным для них академическим знанием. Формирование жизненных компетенций, в условиях, не ориентированных на удовлетворение их особых образовательных потребностей проходит с трудностями. В результате процесс обучения ребёнка с умственной отсталостью приобретает формальный характер.
Закон об образовании не запрещает детям с нарушением интеллекта обучаться в общеобразовательной школе, но обучение ребёнка в этом случае неэффективно, поскольку нет соответствующих условий для реализации программы обучения таких детей. А потому следует с осторожностью внедрять такие проекты, которые приводят к полному изменению целой системы образования.