Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии при обучении иностранному языку»
Игровые технологии при обучении иностранному языку.
Каденко Л.М. учитель английского языка
МОУ Удельнинская гимназия.
Одна из задач школы на современном этапе - научить детей учиться т.к ребенок не научившийся в младших классах, в средних часто становиться отстающим.
Иностранный язык является новым учебным предметом в системе начального обучения.
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется, тем что в игре проявляются особенно полно, а порой неожиданно способности любого человека ,а ребенка в особенности. Й. Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается как игра.
Однако хочется отметить, что использование игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся.
Дидактическое значение игры было доказано еще К.Д.Ушинским.
Хочется привести в качестве примера известное высказывание
К.Д. Ушинского, который характеризует игру следующим образом: "Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры , а именно- доставлением материала для построек которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот материал можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряд солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению ,о тем элементам, которые буду вливаться в него из окружающей жизни,- и вот об этом -то материале должны больше всего заботиться воспитатели".
Игра- разновидность общественной практики , действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем , даря сиюминутную радость, а также она служит удовлетворением потребностей личности. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.
Игра - древнее достижение культуры. Она существует столько, сколько существует общество. И жизнь каждого отдельного человека также сопровождается игрой. В наше время игра стала не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным ее инструментом практически во всех сферах общественной жизни.
Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
-развлекательную( это основная функция игры
- развлечь, доставить удовольствие, воодушевить,
пробудить интерес);
-коммуникативную ( освоение диалектики общения);
-диагностическую( выявление отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе игры);
-игротерапевтическую( преодоление различных трудностей,
возникающих
в других видах жизнедеятельности);
-самореализации( проявление способностей и скрытых
возможностей);
- межнациональной коммуникации( усвоение единых для
всех людей социокультурных ценностей);
-социализации( включение в систему общественных
отношений);
-эстетическую( наслаждение ,которое испытывается от игры)
Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных и умственных сил , а также умения принятия решения( как поступить , что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является тот факт ,что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности.
Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс содержательным и более качественным, так как :
-игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и , тем самым является эффективным средством управления учебным процессом;
-обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики,
в процессе которой усваивается 90% информации;
- игра- свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
-игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели(победе) и осознанию пути достижения цели;
-в игре команды или отдельные ученики изначально равны ( нет плохих и хороших учеников есть только играющие); результат зависит только от самого игрока , уровня его подготовленности, выдержки, умений ,характера;
-обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
-состязательность- неотъемлемая часть игры - притягательна для учащихся; удовольствие ,полученное от игры создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
-в игре всегда есть некое таинство- неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
-игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.
Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства , в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игрового метода в учебном процессе , сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.
Говоря о классификации игр необходимо заметить, что попытка классифицировать игры предпринималась еще в прошлом веке как зарубежными так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности.
М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам , выделяет такие игры:
По характеру игровой методики игры можно разделить на :
- предметные
- сюжетные
- ролевые
- имитационные
- игры -драматизации.
Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно- комнатные, на местности, компьютерные и ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Использование игровых ситуаций на уроке в младших классах.
Для учащихся младших классов я использую следующие игры.
The ABC Games
1.Перебрасывая мяч учащиеся друг за другом называют буквы алфавита по порядку от A до Z. Если ученик замешкался он выбывает из игры.
2. Начинающий игру называет любую букву алфавита, а ученик, получивший мяч без промедления называет две буквы между которыми стоит в алфавите названная буква.
3.Школьники, перебрасывая мяч, называют буквы алфавита в обратном порядке.
4. На каждый шаг ученики называю буквы алфавита. Надо пройти от стены до доски
Игра "Guess it" вызывает большой интерес у школьников. Ведущий (учитель) загадывает какой-либо предмет , находящийся в классе. В игре принимают участие все ученики класса. Пытаясь угадать предмет они задают только общие вопросы на которые ведущий отвечает только "Yes " or " No". Число вопросов ограничено( 10)
Ученикам младших классов очень нравятся "Finger games"
( пальчиковые игры).
"TOMMY THUMB TOMM THUMB(показываем большой палец)
Where are you?( руки за спиной)
Here I am ( показываем руки из за спины)
How do you do? How do you do?
Peter Pointer, Peter Pointer, etc( указательный палец)
Toby Tall, Toby Tall etc (средний палец)
Ruby Ring, Ruby Rung, etc ( безымянный палец)
Baby Small, Baby Small, etc ( мизинец)
Fingers All ,Fingers All
Where are you?
Here we are, here we are
How do you do ? How do you do?
THIS LITTLE PIG WENT TO THE MARKET.
This little pig stayed at home;
This little pig had roast beef;
This little pig had none;
This little pig said "Wee, wee.
I can't find my way home
ROUND ABOUT, ROUND ABOUT.
Here sits a hare.
In the corner of a cornfield.
And that's just there close to thumb
This little dog found her, thumb
This little dog ran her, forefinger
This little dog caught her, middle finger
This little dog ate her, ringfinger
And this little dog said little finger
" Give me a little bit please.
HERE ARE TEN MERRY MEN.
The fingers
See how they dance and play:
Move the fingers
Two stand straight
Forefingers
Two join hands,
Thumbs
The rest they run away.
Tuck away rest of fingers
TWO LITTLE BIRDS SITTING ON A WALL
Show first fingers
One named Peter, one named Paul,
Fly away Peter, Fly away Paul
Put one finger, then the other behind your back
Come back Peter, come back Paul
Let them return one by one
При повторении счета ученики считают следующим образом
а) каждый второй хлопок
в) каждый третий шепотом
с) каждый четвертый приседаем
d) счет с мячом.
HOW MANY TAPS
The teacher claps or taps the table, the blackboard a certain number of times. Everyone counts silently for himself and the first to give the correct answer to the questions: