Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное – это создание условий для развития таких детей. Одаренные дети, как правило, интересуются не только одним предметом или бывают одарены не только в сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с одаренными детьми»
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В МБУ ШКОЛЕ № 70 (У) г. ТОЛЬЯТТИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Фурман Е.Н. учитель английского языка МБУ Школа № 70 (у)
«Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде.
Стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного работать в команде и самостоятельно. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющим ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности имеет в нашей стране и государственное значение. Необходимо своевременно выявлять одаренных детей, основываясь на наблюдении педагога, создавать для них развивающую среду, которая бы положительно меняла личность ребенка.
Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли нам понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное отношение к ученикам и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.
Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести свой вклад в развитие общества.
Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное – это создание условий для развития таких детей. Одаренные дети, как правило, интересуются не только одним предметом или бывают одарены не только в сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Работа должна проводиться не только в дополнительное время, но и максимально использовать для этих целей урок, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяющие одаренному ребенку работать вхолостую.
Проанализировав специальную литературу и понаблюдав за обучающимися, мы выделяем наиболее характерные особенности , присущие лишь одаренным детям:
1. Они очень любопытны, не терпят ограничения своих исследований;
2. Они способны проследить причинно-следственные связи;
3. Они легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания, не терпят навязывание готового ответа;
4. Способны погрузиться в свое занятие, сконцентрировать внимание на одном деле;
5. Пытаются решать проблемы, которые им пока еще недоступны, и в решении некоторых добиваются успеха.
Условия успешной работы с одаренными детьми:
1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми;
3. Признание того, что реализация работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.
Цели работы кафедры английского языка с ОД:
1. Обеспечить возможности самореализации одаренной личности в изучении английского языка.
2. Создать необходимый потенциал организации методических условий для комплексного решения проблемы.
3. Развитие личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей.
Задачи кафедры английского языка по работе с ОД:
1. Создание системы урочной и внеурочной работы с одаренными обучающимися;
2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;
3. Организация и сопровождение исследовательских работ обучающихся;
4. Создание на кафедре английского языка картотеки рабочих материалов повышенной сложности;
5. Отбор и оформление в течении года достижений одарённых детей для пополнения портфолио ученика.
Работа с одаренными детьми ведется на разных этапах обучения.
Начальная школа – 2-4 классы.
Работа над выявлением и развитием одаренности начинается на уроках. Задействовано 100% учащихся. Учителя на уроках не только закладывают базовые знания, но и создают условия для развития и проявления одаренности. На начальном этапе учителями английского языка проводится диагностика одаренности среди обучающихся начальной школы, выявляются следующие признаки: отличная память, большой словарный запас, склонность к систематизации, умение прослеживать причинно-следственные связи, умение делать собственные выводы, наличие яркого воображения.
Помимо уроков эти качества выявляются при проведении следующих мероприятий:
1. Творческие конкурсы (конкурсы рисунков с изображением сказочных героев, героев мультфильмов с последующей презентацией на английском языке);
2. Ежегодный конкурс постановок пьес на английском языке, отбор лучших актеров;
3. Проведение ролевых игр в урочное и внеурочное время;
4. Участие в дистанционных и школьных олимпиадах;
5. Дополнительные платные образовательные услуги «Играем в театр!»;
6. Внеурочная деятельность «Английский для начинающих».
Средняя школа – 5-9 классы.
После отбора дети зачисляются в профильные классы (это позволяет обучающимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета, позволяет реализовать свой интерес к предмету, формирует круг общения по интересам). Лучшие обучающиеся приглашаются в школу олимпийского резерва (это создает возможность индивидуальной работы учителя с обучающимся, дает возможности реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности ребенка). В школе работает 3 группы олимпийского резерва: младшая - 5-6 классы, средняя – 7-8 классы, старшая – 9-11 классы. С каждой группой олимпийцев работает 4 педагога по следующим направлениям: аудирование, чтение и анализ текста, грамматика, письмо, развитие устной речи и продолжается до окончания школы. Все занятия олимпийского резерва проводятся дополнительно к основной академической нагрузке обучающихся и являются бесплатными. Таким образом, еженедельная нагрузка одаренного обучающегося составляет не менее 9 часов в неделю. Обучение в группе олимпийского резерва является престижным в школе №70.
Кроме того, кафедра английского языка предлагает следующие мероприятия для данной возрастной группы:
1. Интернет-форумы и олимпиады;
2. НПК;
3. Заочные и очные олимпиады и конкурсы;
4. Российские региональные и школьные олимпиады;
5. Проектная деятельность и устные выступления по подготовленным презентациям;
6. Театральная деятельность;
7. Лингвистический лагерь;
8. Тематические вечера;
9. Литературные гостиные;
10. Декада английского языка;
11. Программы внеурочной деятельности научно-познавательного направления: «Окно в мир», «Путешествия по англоязычным странам», «Виртуальная экскурсия» и др.
Одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатов на различных конкурсах, олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного уровня ребенок с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшему успеху.
Старшая школа – 9-11 классы
Акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам.
В дополнение к мероприятиям, проводимым в средней школе, добавляются практикумы, творческие лаборатории, элективные курсы «Избранные вопросы английской классики», «Пишем по-английски», «Говорим по-английски», «Деловой английский», «Телефонные английский».
Еженедельная нагрузка одаренного обучающегося в старшей школе составляет не менее 10 часов.
Одаренные дети наиболее восприимчивы, задают много вопросов, стремятся проникнуть в суть вещей, хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Поэтому к работе с такими детьми привлекаются творческие учителя, способные экспериментировать на уроке, учитывать интересы обучающегося и умеющие сотрудничать с ними. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату. Организуя работу с одаренными детьми, учитель часто действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно.
На любо уровне работа ведется исключительно на желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. главным является мотивация.
Летний лагерь для одаренных детей
Немаловажную роль в работе с одаренными детьми играет летний лингвистический лагерь. Главной целью работы лагеря является формирование и развитие коммуникативных навыков обучающихся, посредством общения с носителями языка. Ежегодно директором школы приглашаются волонтеры и профессиональные педагоги-иностранцы – носители языка для проведения групповых и индивидуальных занятий с одаренными детьми.
Обучающиеся учатся воспринимать на слух и понимать иностранную речь, участвуют в диалогах, дискуссиях, рассказывают о себе, своих интересах, запрашивают личную информацию, употребляют речевой этикет, принятый в стране изучаемого языка, учатся выделять главную информацию в речевом потоке, учатся систематизировать, обобщать и интерпретировать информацию, учатся высказываться без предварительной подготовки на заданную тему.
Утро в лагере начинается с приветствия, слова приветствия каждый раз меняются, что позволяет тренировать различный языковой и речевой материал.
Следующий компонент утреннего сбора – зарядка на английском языке, ведущие готовят комплекс упражнений (отрабатываются счет и глаголы повелительного наклонения)
Затем следует групповая деятельность:
1. Караоке на английском языке;
2. Изучение английских пословиц, поговорок, стихов;
3. Просмотр мультфильмов и фильмов на английском языке;
4. Отработка английских неправильных глаголов;
5. Создание тематических проектов «Welcome to…», «English-speaking countries», «Sights in Britain», «My dream is…».
6. Внеклассное чтение и перевод сказок английских авторов;
7. Отработка правил чтения.
8. Решение кроссвордов, головоломок.
9. Театральные постановки английских пьес.
10. Обучение письму.
Летний лагерь, или, так называемая, «5 четверть» дает неоценимые результаты в работе с одаренными детьми. У обучающихся стремительно возрастает мотивация к изучению языка после непосредственного общения с иностранцами и комплекса мероприятий, проводимого учителями кафедры английского языка. Лагерь позволяет развивать интеллектуальную, академическую и творческую одаренность школьников.
Все перечисленные методы, приемы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого одаренного ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы.
Результативность
Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании предмета, так и в познании ученика. Проведенная нами работа дала положительный результат. Выросло качество знания учащихся в среднем на 15%. Удалость наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся, о чем свидетельствуют удачные выступления ребят на конкурсах различных уровней, олимпиадах, НПК.
В заключение хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов были созданы не только условия со стороны учителей английского языка, но и школы в целом. В нашей школе создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным обучающимся реализовывать свои возможности. Задачей педагогов является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе. За период работы с одаренными детьми мы сделали следующие выводы:
1. Работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;
2. Работа с одаренными детьми должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
3. Целесообразно проводить занятия как с группой обучающихся, так и индивидуально;
4. Ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
В настоящее время работа с высокомотивированными детьми продолжается, что способствует дальнейшему развитию и совершенствованию нашего опыта.