Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка»
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка.
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьников может быть оценена такими критериями: 10% — читает глазами; 26% — слышит; 30% — видит; 50% — видит и слышит; 70% — обсуждает; 80% — опирается на опыт; 90% — говорит и делает совместно; 95% — обучает других. Но образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся.
Универсальные учебные действия - это есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока: I. личностный; II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции); III. познавательный; IV. коммуникативный.
Я хотела бы подробно остановиться на коммуникативных учебных действиях, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речью сводятся к следующим действиям:
1.Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. 2. Действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера; 3. Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ; 4. Действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения; 5. Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности; 6. Действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
Здесь важно создавать условия, для того чтобы дети имели желание высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения; учитель демонстрирует детям образец не авторитарного стиля общения, а предлагает необходимые языковые и речевые средства, оказывает любую необходимую помощь ученику, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.
Ведь не даром древняя пословица гласит «ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь».
В рамках изучения иностранного языка мы говорим о коммуникативных учебных действиях как:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формирование универсальных учебных действий включено в стандарт начального образования и нашло отражение в УМК «Enjoy English» (автор: Биболетова М.З.), который предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить свои знания по предмету. Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся я использую следующие технологии обучения:
Технология интерактивного обучения: (работа в малых группах, в парах)
данные технологии в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
2. Информационно-коммуникационная технология обучения
На мой взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет: - учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся; - повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.
3. Технология проблемного обучения
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
4. Метод проектов
Иногда я предлагаю ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Данный вид работы даёт ученикам отличную возможность систематизировать полученных знания и навыки, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия я стараюсь формировать во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
При аудировании ученик должен послушав определённую аудиозапись извлечь именно ту информацию, которая соответствует коммуникативной задаче поставленной учителем, а также грамотно изложить свой ответ, используя соответствующие лексические и грамматические конструкции.
На пример: послушайте аудиозапись и скажите:
какие подарки ученики лесной школы решили подарить Джиму;
The pupils presents are…..(Биболетова 3 класс тема подарки);
в какое время Мэг вернётся домой с прогулки (Биболетова 4 класс тема Распорядок дна Мэг);
Mag will come home…..
Что касается говорения, то ученик учится участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении; составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа; рассказывать о себе, своей семье, друге.
На пример:
диалог
познакомься с новым другом. Узнай его/её имя, возраст, что он/она любит делать. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям. (What is your name? How old are you? I like…, My name is…, I am…);
составь диалог – разговор по телефону и разыграйте его по ролям:
Can I speak to…
I am sorry. He/She isn’t in.
Can you phone back at…
What a pity!
Of course,…
Монолог
Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, где живёт, что умеет делать). His/Her name is…
He/She lives….
He/She can…
Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, характер,
что любит делать), не называя его. Пусть твои одноклассники
догадаются и назовут героя сказки.
В чтении:
соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.
На пример:
Прочитай текст. Выбери правильный ответ на вопрос. Отметь ответ.
Who made the apple pie?
Jane.
Jane’s mother.
Jane and her mother.
Прочитай текст. Закончи предложение, выбрав из предложенных вариантов тот, который соответствует содержанию текста. Отметьответ.
Jane didn’t help her mother to make the apple pie because she …
didn’t like to go shopping.
didn’t like apple pies.
didn’t like to help her mum.
В письме
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
писать по образцу краткое письмо зарубежному другу;
писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец).
На пример:
Заполни анкету, дополнив незаконченные предложения
Прочти письмо, полученное от друга по переписке, и напиши ответ, дополнив незаконченные предложения.
Прочти письмо, полученное от друга по переписке. Напиши
ему письмо. Расскажи о себе и ответь на три его вопроса (Have
you got any pets? What do you like to do? What is your favourite subject?).
Использование игровых методов также эфеективно развивает коммуникативные УУД особенно на начальном этапе:
1. Оправдывает необоснованное требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками.
2. Позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.
3. Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей, и стандартных диалогов.
4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
5. Позволяет активизировать резервные возможности обучаемых.
6. Знания применяются практически.
7. Вносит разнообразие в учебный процесс.
8. Развивает творчество школьников.
9. Учит организовывать свою деятельность.
На уроках с ребятами я использую следующие методы:
Игра с мягкой игрушкой (закрепление лексики), найди соответствие,
а также я создаю игровые ситуации:
представьте, что вы Тим составьте радиопередачу о ферме Джона и сделайте репортаж всему классу, затем можно выбрать лучшую радиопередачу.
Также я использую коротенькие скороговорки на определённый звук:
A fat Pat had a fat cat
Pats fat cat sat at Pats hat.
Elizabeth's birthday is on the third Thursday of this month.
Или
Why do you cry Willy?
Why do you cry?
Why Willy, why Willy,
Why Willy, why?
Различные рифмовки которые можно также использовать в качестве физминутки
Hands up! Hands down!
Hands on hips! Sit down!
Hands up! To the sides!
Bend left! Bend right!
One, two, three …Hop!
One, two, three ….Stop!
Stand still!
Head and shoulders,
Knees and toys,
Knees and toys,
Knees and toys.
Head and shoulders,
Knees and toys,
Eyes, ears, mouse and nose.
One, One, one,
Little dog, run!
Two, two, two,
Cats see you.
Three, three, three.
Birds in the tree.
Four, four, four.
На закрепление лексики «Дни недели»
We dance on on Sunday
We work on Monday
We read on Tuesday
We write on Wednesday
We count on Thursday
We speak on Friday
And we play on Saturday
Слушаем и разучиваем песенки «Clap your hands», «The more we are together», «The ABC», «What is your name».
Для лучшего запоминания новых слов часто использую «поговорки»:
У елки цвет всегда один, Почему сосисок нет?
Зимой и летом это –green. Утащил их рыжийcat.
По моему мнению игры быстрее помогают снять языковой барьер и помогают ученикам быстрее освоить материал на иностранном языке.
В конце своего выступления хотелось бы добавить, что целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. Поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий особенно важно на начальных этапах овладения иностранным языком.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(257) "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка на средней ступени основного общего образования "
["seo_title"] => string(157) "formirovaniie-kommunikativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-na-sriedniei-stupieni-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "108254"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1403628518"
}
}