Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным;
- метапредметным;
- предметным.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках предмета иностранный язык являются:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горская основная общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
Выступление
по теме:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка»
Подготовила: учитель
английского языка
Першукова И.В.
Содержание. Стр.
Введение. 3-7
Основная часть. 8-14
Заключение. 15
Список литературы. 16
І Введение.
Выбор мною данной темы выступления обоснован тем, что наша школа начала работу с учащимися 1 класса по программе «Школа России» с 1 сентября 2011г. Данная программа основывалась, главным образом, на следующих целях:
- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре ООП НОО, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным;
- метапредметным;
- предметным.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках предмета иностранный язык являются:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Актуальностью темы данной проектной работы является то, что в связи с введением в школах ФГОС НОО учителю необходимо овладеть способами формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языка. Так как, в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В современном мире английский язык стал средством международного общения, и каждый знает, что рано или поздно его необходимо изучить. Так почему бы не начать как можно раньше, с первых лет начальной школы. Обучение английскому языку в начальной школе, чтобы быть успешным, должно решать следующие задачи:
1) Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.
2) Родители должны видеть положительные результаты работы детей.
3) Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход в идеологии от авторитарно-знаниевой к личностно-ориентированной, деятельностной модели обучения.
Образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его как личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся.
УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу и учебные действия.
УУД – это способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В состав основных видов УУД входят 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски?
О чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски?
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Регулятивные УУД =организация учебной деятельности
Целеполагание Зачем?
Планирование В какой последовательности?
Прогнозирование Где необходимо?
Контроль Правильно ли?
Коррекция Как исправить?
Оценка Вот так хорошо, правильно!
Волевая саморегуляция Сосредоточился и ещё раз!
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД =работа с информацией
Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…
Какую информацию мне надо использовать, чтобы…
Что из прочитанного, услышанного я использую для…
Какие слова и выражения я использую для…
Почему я пишу, говорю это слово, предложение?
Что я пытаюсь доказать?
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Как учитель английского языка в нашей школе, я работаю по УМК Биболетовой. Данные учебники, принадлежат к завершенной предметной линии учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Что же касается УУД, то формирование регулятивных действий в курсе “Enjoy English” ведется с самых первых уроков. Умения контроля, самоконтроля и самооценки развиваются в ходе работ для самопроверки, которыми завершается каждый раздел каждого учебника, и во время уроков самокоррекции (revision lessons), следующих за уроками самоконтроля.
Умения самоконтроля также развиваются с помощью упражнений из обучающих компьютерных программ, выпущенных к каждому из учебников курса. Умения целеполагания и постановки учебной задачи развиваются в ходе работ с инструкциями, пошаговыми объяснениями задания, очевидным коммуникативным исходом урока и работ с проектами, которые входят в состав каждого раздела учебника. Очевидный коммуникативный исход урока – пример с фермой. Просто выучить названия дом. животных скучно, а вот играть в журналистов и брать интервью – весело. Ставим цель – взять интервью, а по ходу учим и названия животных.
Коммуникативные действия в курсе “Enjoy English” развиваются в ходе взаимодействия школьников с одноклассниками и с учителем для выполнения учебных задач, знакомством с правилами вежливого общения
Познавательные УУД в курсе “Enjoy English” формируются с помощью обширного аппарата ориентировки, подробного грамматического справочника, упражнений, направленных на сопоставительный анализ явлений из родного и изучаемого языка, а также методического аппарата пред - и послетекстовых упражнений к текстам.
Планирование по английскому языку 2 класс на основе
- понять речь учителя и одноклассников по теме урока; прослушать рассказ персонажа о себе и найти его на картинке
Говорение
- рассказать, что умеешь делать сам или твой друг; отдать команду в игре; составить диалог по теме «Совместные увлечения/ занятия»
Чтение
- соотнести графический образ буквы Dd со звуковым; прочитать вслух слова с изученными буквами
Письменная речь
Выполнить упражнения:
-перевести звуки в графический символ [di:] в Dd;- написать букву Dd
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; участвовать в общей беседе; задавать вопросы.
Познавательные: использовать знаково-символические средства.
Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием.
Называть и писать буквы.
Понимать команды, выраженные глаголами движения и употреблять их в речи.
Выражать положительное отношение к процессу познания.
5
Буква «Ее». Мои занятия.
Произношение звуков, букв.
Аудирование с извлечением информации.
Рассказ от имени персонажа.
Чтение слов.
Написание буквы Ее.
Произношение звуков, букв.
Восприятие речи на слух.
Задавать вопросы и отвечать на них.
Ведение диалога.
Чтение слов.
Написание буквы Ее.
Учащиеся должны уметь:
Аудирование
Различить на слух: - звуки [t] – [d], [ı] – [i:];
-понять рассказ, найти персонаж на картинке;
Понять речь учителя и одноклассников в процессе общения по ситуациям «Знакомство / занятия»
Говорение
- представиться персонажем и сказать, что он умеет делать; Расспросить одноклассника о том, что он умеет делать и отреагировать на его вопросы
Чтение
- прочитать вслух слова с изученными буквами
Письменная речь
Выполнить упражнения: перевести звуки в графический символ [i:] в Ee; написать букву
Регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; участвовать в общей беседе; строить небольшие монологические высказывания.
Вести диалог в ситуации знакомства.
Называть и писать буквы.
Проявлять желание больше узнать.
Технологическая карта урока английского языка
(по ФГОС по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English» 2 кл.)
Тема: «Буква «Aa». «Кто ты?». «Животные».
Цели урока:
1. Обучающая: развитие умений устной речи; научить знакомиться на английском языке с использованием фраз: Who are you? I am… Учить понимать выражения классного обихода в речи учителя (Stand up, please. Sit down, please. Thank you. Let’s play). Изучить букву Aa.
2. Развивающая:
. Знакомство учащихся с основным сюжетом, который будет использован для их общения на уроках английского в течении года;
· Развитие памяти, внимания, мышления;
· Развитие коммуникативных способностей;
· Формирование положительной мотивации к изучению английского языка.
· Развитие рефлексии( умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю)
· Развитие самооценки
· Развитие умения самостоятельно добывать знания в процессе обучения, умения анализировать
3. Воспитательная:
. Мотивация детей на изучение английского языка;
· Воспитывать умение общаться;
· Воспитывать умение взаимодействовать и сотрудничать.
Практические задачи:
· Совершенствование фонетических навыков;
· Совершенствование лексико - грамматических навыков говорения по теме;
· Формирование грамматических навыков говорения по теме;
· Формирование навыков письма;
· Развитие умения говорить в монологической и диалогической формах.
Средства обучения: УМК Биболетовой М. З. и др. «Enjoy English » 2 кл., ноутбук, мультимедийный проектор, обучающая компьютерная программа «Enjoy Listening and Playing».
Этап Урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Оргмомент.
Проверяет готовность
учащихся к уроку; приветствует учащихся.
Good morning, boys and girls!
I am glad to see you. Sit down, please.
Приветствуют учителя.
Good morning, Teacher!
We are glad to see you.
2.Целеполагание.
Настраивает на активное участие и результат, знакомит с целью урока.
Настраиваются эмоционально на активное участие в уроке.
Личностные
3. Фонетическая разминка.
Проводит фонетическую зарядку.
Repeat the sounds after me: [ɒ]-[ɔ:], [e]-[æ].
Повторяют звуки: [ɒ]-[ɔ:], [e]-[æ].
Познавательные
4. Речевые упражнения.
А теперь давайте познакомимся с артистами.
Включает запись.
What is your name? My name is Tom.
Задаёт вопросы учащимся.
Слушают и смотрят запись. Отвечают на вопросы.
My name is …..
Коммуникативные
5. Работа с
обучающей
программой
(аудирование).
Предлагает послушать названия животных и догадаться кто нарисован на картинке.
Open your books at page 5.
Listen and say: “Who is it?”
Слушают запись, повторяют названия животных и отгадывают кто изображен на картинке.
It is a cat….
Познавательные
6.Физкульт.минутка.
Предлагает выполнить зарядку. Включает запись (проектор) и показывает движения сам.
Hands up,Hands down,
Hands on hips,Sit down.
Hands up,To the sides,
Bend left,Bend right.
One, two, three – hop,
One, two, three – stop.
Повторяют движения.
7. Развитие навыков письма.
Объясняет написание буквы Аа. Предлагает поработать в тетрадях.
Пишут в тетрадях букву Аа. Затем проверяют друг у друга.
Познавательные, регулятивные.
8. Повторение.
Учитель предлагает поиграть в игру: «Кто пропал?» Показывает картинки животных, периодически убирая одну из них.
Угадывают какое животное пропало, называют его.
Коммуникативные.
9. Заключительная часть.
Объясняет домашнее задание.
Записывают домашнее задание в дневник.
10. Рефлексия.
Подводит итог.
Посмотрите, у каждого
на столе есть набор смайликов.
Выберите тот, который больше
всего соответствует вашим
представлениям и чувствам об уроке.
Вы сегодня отлично
поработали: «5» получают…
Кого, на ваш взгляд, я не
отметила за отличную работу?
The lesson is over.
Good buy, children.
Оценивают урок, выбирая смайлик.
Слушают оценки.
Good buy!
Регулятивные.
ІІІ Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что каждому человеку для полноценного существования в цивилизованном обществе необходимы определенные умения.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения. В наше время ученику необходимо обладать универсальными учебными действиями (УУД). Ребенку необходимо уметь учиться.
В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни.
Как показывает практика, ученики окончившие школу успешно часто не достигают в дальнейшем карьерного роста и не могут применить свои знания на практике.
Приобретенные в раннем возрасте УУД помогают человеку правильно отреагировать на нестабильность современного мира, выйти с достоинством из любой критической ситуации.
Человек получает возможность приобрести навыки принятия правильного решения в сложной жизненной ситуации, снижается риск асоциального поведения, улучшается адаптацию ребенка в обществе, школьник приобретает умение сотрудничать с другими людьми.
Поэтому задача каждого учителя организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, что предоставит возможность каждому ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Список литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2012г./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2012. – (Стандарты второго поколения).
УМК «Английский с удовольствием» 2 класс/ Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. – М.: Титул, 2012г.
Книга для учителя «Английский с удовольствием» 2 класс/ Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. – М.: Титул, 2012г.
Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе. Начальная школа./ - Загребина И.В. - 2007.-№10.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012г.