Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных навыков на уроках английского языка»
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
Учитель английского языка филиала МОБУ гимназия с. Кармаскалы СОШ с. Николаевка
Макарова Ольга Николаевна
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
немецкий педагог XIX века Фридрих Дистервег
В современном мире приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные УУД делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД выражаются формулами
«Я и моя семья»,
«Я и другие люди»,
«Я и общество»,
«Я и школа»,
«Я и познание»,
«Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («сын или дочь», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «гражданин» и др.).
На уроках английского языка формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание.
Личностные УУД увязывают учебные задачи с реальными жизненными целями, происходит переход к межпредметному обучению. Для формирования УУД в этой области предусмотрен раздел “Extensive Reading”, выполняя задания которого дети привлекают знания из других предметов, изучаемых в школе, таких, как география, МХК, литература, биология, физика и т.д.
В разделе “Spotlight on Russia”, в котором предлагаются тексты о России по различной тематике, мы продолжаем развивать личностные УУД. У учащихся формируется личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру, чувство гордости за свою семью и свою страну, уважение к своему народу.
Регулятивные УУД:
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание
— планирование
— прогнозирование
— контроль
— коррекция
— оценка
— саморегуляция
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Регулятивные УУД формируют умение правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.
Определенные правила формирования регулятивных УУД:
1. Получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе;
2. Предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению;
3. Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);
4. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, то рекомендуется: взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты;
5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: “преднамеренные ошибки”; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; заучивание материала наизусть в классе; “ищу ошибки”.
В результате формирования регулятивных УУД ученик сумеет:
1. Вносить дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
2. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
3. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
4. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
5. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
Например для ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ на уроках английского языка используются кроссворды по какой-либо тематике, картинки, фотографии, мультфильмы, пословицы.
Планированием и прогнозированием учащимся помогает справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать. Для формирования навыков самоконтроля и коррекции в УМК предлагаются разделы “Progress Check” и “Now I can”.
Познавательные УУД (Общеучебные)
Они связаны в основном с навыками работы с информацией, т.е. постановкой задачи познавательной для себя, поиск, выделение информации, сравнение, сопоставление, умение структурировать информацию, выбрать приём выполнения задания.
Логические УУД (как часть познавательных)
Призваны развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).
В начальной школе этому только начинают учиться, сопоставлять часть и целое, устанавливать причинно-следственную связь. Например, учащиеся слушают текст с описанием двух домов и называют описываемый дом.
К общеучебным УД на уроках английского языка относят:
-Умение работать с текстом (прогнозировать содержание текста по его заглавию и картинке)
- Текст как образец для написания собственного текста
- Соотнести картинки с описанием
- Умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний;
Логические УУД — это умственные операции анализа, синтеза, сопоставления, классификации. Анализ - В УМК приводятся следующие виды заданий для анализа: прочитать текст и определить, что отсутствует на картинке; прочитать текст и выявить мораль; прочитать текст и ответить на вопросы.
Синтез - составление целого из частей: составление слов из букв; составление предложений из слов; восстановление диалога, расставляя по порядку реплики.
Сравнение - Прием сравнения позволяет детям с легкостью выявлять особенности объектов и предполагает использование такого приема, как различение.
Классификация. С помощью классификации дети учатся группировать материал (по заданному или самостоятельно найденному основанию), например, классификация по грамматическому принципу (он, она, оно); классификация по тематическому принципу (товары в магазине). Подведение под понятие или отнесение к известным понятиям. Наиболее эффективное упражнение «Найди лишнее».
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
—владение монологической и диалогической формами речи
Прослеживаются через следующие действия:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
- понимание своей роли (как я буду взаимодействовать);
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнёра (подсказать товарищу, поддержать).
Коммуникативные УУД помогают ребенку полно и четко выразить свои мысли в соответствии с задачей коммуникации.
На уроках английского языка:
-Умение слушать и вести диалог.
-Умение работать в паре
- Умение работать в группе
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
Примеры заданий и упражнений, через выполнение которых формируются УУД
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Полагаем, что целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Практикующие учителя не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий - масса, но остановимся лишь на некоторых из них.
№
Основные виды универсальных учебных действий
Тип/характер задания, формирующего данное УУД
1
личностные
- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии;
- проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);
- задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»
2
регулятивные
- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;
- составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;
- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;
- контрольные задания, в том числе тестового характера;
- технология «Европейского Языкового Портфеля» (З. Н. Никитенко)
3
познавательные
- формулировка познавательной задачи самими учащимися, например: «А какие сигналы в речи и на письме используют англичане, чтобы показать, что данная вещь кому-то принадлежит?» или «Какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии?»
- организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов;
- подготовка устного и письменного речевого высказывания;
- формулирование проблемы (главной идеи) текста;
- извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;
- преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;
- составление таблиц, схем-моделей;
- замещение буквы звуком;
- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;
- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;
- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)
4
коммуникативные
- организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЯМ: Как помочь ученику освоить УУД
Личностные УУД: 1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Познавательные УУД: 1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)
2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД:
1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.
4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Who? What? Why? и т.д.) переспрашивать, уточнять;
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Регулятивные УУД:
1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.