Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления
Становление и развитие в России новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, требует от учителя внесения существенных изменений в практику учебно-воспитательного процесса. В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от учения как функции запоминания к учению как процессу творческого развития, позволяющему использовать усвоенное; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным программам, учителю просто необходимо знать основы новейших педагогических технологий, используя их в своей работе и на них опираясь. В этой связи актуальность и перспективность работы по формированию коммуникат
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления»
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления
сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
Джуди А.Браус, Дэвид Вуд
Становление и развитие в России новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, требует от учителя внесения существенных изменений в практику учебно-воспитательного процесса. В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от учения как функции запоминания к учению как процессу творческого развития, позволяющему использовать усвоенное; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным программам, учителю просто необходимо знать основы новейших педагогических технологий, используя их в своей работе и на них опираясь. В этой связи актуальность и перспективность работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления несомненны.
Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулирует речемыслительную активность учащихся, при этом центром внимания становится не форма, а содержание обучения. Некоторые искусственно насаждаемые темы не находят отклика школьников, и учение становится формальным. Кроме того, грамматика английского языка, предлагаемая школьными программами, представлена в варианте нормативной. А отсюда – недостаточная естественность высказывания, которая особенно заметна при выражении собственной мысли, так как построение правильного предложения становится для ученика более важным, чем личностное высказывание, а для выражения простой идеи применяются громоздкие фразы. Сложность изучения иностранного языка в школе именно в том и заключается, что необходимо создать условия для формирования коммуникативной компетенции, т.е. внутренней готовности и способности к речевому общению.
Как же разрешить возникшие в условиях современной школы проблемы? Ведь мы все заинтересованы в том, чтобы видеть результаты своей преподавательской деятельности. Но каким образом определить, как и чему мы научили детей?
.
Каким бы сложным это не показалось, нужно изменять общий подход к преподаванию предмета, а чтобы дети с интересом приняли новый материал, необходимо менять методы и формы работы, использовать современные педагогические технологии. Наиболее эффективной, по моему мнению, является технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Меридитом и Ч. Темплом.
Те, кто критически подходит к теоретическим знаниям и практическому опыту, полагают, что одних только знаний недостаточно. Они считают, что знания тогда ценны, когда они полезны, когда они понятны в схематических терминах и могут быть применены практически, творчески и критически. В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию. Ценность данной технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к работе. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Основы технологии критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Первая стадия – вызов (побуждение); когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать или что нужно узнать и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения (например, составление кластера или ассоциации), при которых наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии также используется прием “мозгового штурма”, который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то непонятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками, составление семантической таблицы и др.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия (синквейна), кластера, дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
Технология развития критического мышления располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий, хотелось бы на своих примерах показать, как я применяю их на уроках.
Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Правила составления очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Ассоциации - очень гибкая стратегия. Их можно выполнять индивидуально или в группах, например, изучая тему «Цвета», кластер может выглядеть следующим образом:
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса, например: подбор синонимов к слову LIKE:
Инсерт — это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.
I- interactive
N- notion
S- system
E- effective
R- reading
T- thinking
Используя технологический прием «ИНСЕРТ», учащиеся делают соответствующие пометки на полях.
«v»
«+»
«-»
«?»
You should put a tick if you knew this fact before.
(то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете)
New information
(то, что вы читаете является для вас новым)
Thought differently
(то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете)
Don’t understand, have questions
(то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу )
Например:
При изучении любой темы при чтении текста я предлагаю индивидуально составить три кластера, ответив на вопросы
What fact did you know before?
What new information have you found in the text?
Are there any facts in the text you don’t understand?
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые дети сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.
“Thin” questions
“Thick” questions
Who …?
What … ?
When … ?
Where … ?
Was it … ?
What was the name …?
Are you agree that … ? etc.
Why … ?
Explain why … ?
Why do you think that … ?
Was his/her choice right or wrong to your mind?
What is the most important idea of the story?
What is the difference between … ?
If you were … would you … ? etc.
Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ». Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, сделать это легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика.
Вот, например, как выглядит лист для решения проблем.
1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои?
2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор?
3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям?
4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы?
5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?
“Fish bone” – «рыбья кость». Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Вместе с тем, иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания.
Интерактивная стратегия «KWL Chart»
KNOW
(знаю)
WANT
(хочу узнать)
LEARNT
(узнал)
Я объявляю тему, предлагаю учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы («Знаю»). Затем предлагаю учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы («Хочу узнать»).
Чтение текста или его части и заполнение третьего столбца таблицы («Узнал»).
Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах я предлагаю учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные.
Существуют определённые условия и подходы, способствующие развитию критического мышления:
учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
учитель должен верить в способности каждого ученика.
Учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
Можно отметить следующие преимущества технологии развития критического мышления:
у учеников повышается интерес к самому процессу обучения;
появляется возможность для учащихся добывать знания практически самостоятельно, что, в свою очередь, способствует формированию критического мышления у учеников, дает возможность преподавателю наблюдать за процессом обучения и анализировать его;
в конце каждого занятия виден практический результат, т.е. насколько учеником понят и усвоен материал.
В этой технологии мне импонирует многое: во-первых, дети учатся думать, выражать свое мнение; во-вторых, ученики сами добывают знания, пропуская их через собственный опыт; в-третьих, ее методы учат демократическим отношениям, поощряют активное участие учеников в учебном процессе, позволяют поверить в себя, относиться с уважением к мнению других. У ребят повышается интерес к учёбе, изменяется мотивация обучения и, как следствие этого, учащиеся больше времени уделяют добыванию дополнительной информации, интересной для них.
Есть замечательное изречение Сократа: “Голова ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь”. На мой взгляд, технология развития критического мышления помогает достичь поставленной перед нами обществом цели, способствует реализации данного изречения.
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления, по-моему, является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.
Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.