Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Практическая грамматика английского языка" для 9 классов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении учителей
английского языка
от « 28» августа 2017 г.
протокол № 1
Руководитель МО:
Мурыгина Е.С.
ПРИНЯТО
на заседании методического совета
от « 28 » августа 2017 г.
протокол № 1
Заместитель директора по УВР:
Писцова Л.А.
Программа элективного курса
по английскому языку
(указать учебный предмет, курс)
на 2017/2018 учебный год
«Практическая грамматика английского языка»
класс 9
учитель английского языка: Пискунова Олеся Сергеевна
количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час;
плановых проверочных работ 2; практических работ 0
Корсаков
2017
Содержание:
Пояснительная записка.
Общая характеристика курса.
Место курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Содержание курса.
Тематическое планирование.
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение.
Планируемые результаты.
Библиография.
Пояснительная записка
Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность беспрепятственного общения с людьми из других стран открывает новые горизонты для развития человека. Английский язык окончательно зарекомендовал себя в качестве международного языка. Знание английского языка сегодня становится неизбежным условием развития успешной карьеры, достижения высоких академических и научных степеней, а также просто получения высокого уровня общего образования. Все это требует дополнительных подходов к изучению английского языка, способствующих развитию навыков и умений в письменной и устной речи.
Требования стандарта основного общего образования по иностранному языку на базовом уровне в старшей школе в области грамматики следующие:
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных: Conditional I, II ,III;
- формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией “I wish…” (I wish I had my own room), конструкцией “so/such + that” (I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатических конструкций типа It’s him who …, It’s time you did smth;
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов;
- знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous и страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive;
- знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличных форм глагола (Infinitive, Participle I и Gerund) без различения их функций;
- формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
- совершенствование навыков употребления определенного/ неопределенного/ нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/a little); количественных и порядковых числительных;
- систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally, at last, in the end, however, etc.).
Однако на сегодняшний день умения и навыки школьников в области грамматики не развиты в полной мере, на столь высоком уровне. Если говорить о знании учащимися грамматической стороны речи, то они являются в большинстве случаев лишь теоретическими, а применить на практике школьники, к сожалению, их не могут.
Таким образом, налицо явное противоречие между заявленными требованиями федерального стандарта и результатом обучения – недостаточно сформированными грамматическими умениями и навыками. Данным противоречием и обусловлена актуальность данного элективного курса грамматики английского языка.
Целью элективного курса является углубленное изучение наиболее сложных правил по грамматике английского языка за курс основной и средней школы для повторения, закрепления и усовершенствования полученных ранее знаний.
Элективный курс грамматики английского языка имеет также следующие развивающие и воспитательные цели:
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Развитие и воспитание у школьников понимания важности понимания иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им, дальнейшей самореализации и их социальной адаптации; формирование качеств гражданина и патриота; национального самосознания.
Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве профессиональной деятельности.
2. Общая характеристика курса
Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников.
Основной особенностью подросткового возраста (с 11 до 14-15 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что позволяет сформировать универсальные учебные действия с учетом возрастных особенностей учащихся. В ходе разработки методических приемов систематизации грамматических явлений на среднем этапе обучения английскому языку регулярно применяются тренировочные грамматические упражнения. Это позволяет образовать систему научных понятий и соответствующие им способы действий. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к организации внеурочной деятельности позволяют учитывать возрастные изменения учащихся основной школы. Развивая основы теоретического рефлексивного мышления у обучающихся, данный элективный курс способствует переходу от учебной деятельности как умения учиться на начальном этапе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития при постановке целей, поиске информации, осуществлении самоконтроля и оценки деятельности. Он дает возможность включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные умения и навыки, учитывая уровень мотивации учащихся.
3. Место курса
Современные УМК по английскому языку предлагают обширный грамматический материал, который, как показывает практика, изучить, охватить в полной мере, основательно в обычной средней школе не представляется возможным. Данная проблема обусловлена, во-первых, перегруженностью УМК, во-вторых, недостаточным количеством часов иностранного языка в неделю, и, в-третьих, интеллектуальными способностями учащихся обычной школы.
Структура и организация обучения.
Курс рассчитан на 33 учебных часа по 1 часу в неделю.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
интеграция основных речевых умений и навыков;
последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
коммуникативная направленность заданий;
контекстуальное введение грамматических структур и единиц;
применение полученных знаний на практике в аутентичных текстах;
соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Введение данного элективного курса позволяет увеличить количество учебных часов во внеурочное время для реализации индивидуальных потребностей учащихся.
Формы проведения занятий
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Работа в парах.
Индивидуальные консультации.
Самостоятельная работа.
Семинары в форме дебатов и дискуссий.
Новизна данной программы заключается в следующем:
Применение в обучении грамматическим явлениям иностранного языка творческого подхода (написание поздравлений, писем, личных отзывов, проведение дебатов и т.д.) позволяет развить умения прямой грамотной письменной и устной коммуникации, без посредства постоянного обращения к правилам грамматики, иными словами – способствовать естественности грамматически верной коммуникации;
Использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка;
Активное использование визуального материала, позволяющее быстрое запоминание и воспроизведение правил грамматики английского языка в выполнении упражнений, направленных на закрепление материала.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами являются:
Формироваие осознания важности изучения английского языка как средства общения и познания современного мира;
Воспитание у учащихся потребность изучения английского языка как средства самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации;
Воспитание гражданских и патриотических чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
Формирование толерантного отношения к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;
Развитие стремления к овладению основами мировой культуры, используя знания английского языка;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами являются:
целеполагание во внеурочной деятельности: умение самостоятельно ставить познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение использовать социолингвистические аспекты формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма);
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции);
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Предметными результатами являются:
- автоматизировать грамматические навыки устной и письменной речи;
- обобщить знания грамматики за курс основной и средней школы;
- совершенствовать грамматические умения в четырех видах речевой деятельности, а именно:
в области говорения – обучать строить свою речь в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; уметь оперировать грамматическими единицами, применять правила грамматики в зависимость от ситуаци, коммуникативной задачи, цели общения;
в области письма – обучать грамотно строить письменную речь; выполнять практические задания по грамматике;
в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием; обучать различать грамматические структуры в звучащих текстах;
в области чтения – совершенствовать умение различать и грамотно переводить прочитанные грамматические структуры; читать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием;
в учебно-познавательной области – дать учащимся знания об особенностях и трудностях грамматики английского языка.
5. Содержание курса
Курс создан на основе «Сборников тренировочных и проверочных заданий по английскому языку». Они позволяют организовать подготовку к ГИА по английскому языку (в новой форме) и составлены с учетом современных требований Стандарта и Примерных программ по английскому языку. Представленный курс является практико-ориентированным и дает возможность достичь «допорогового» уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2).
Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ГИА, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений. Задания варьируются по содержанию и формату, и хотя некоторые из заданий имеют уровень повышенной сложности, все они соответствуют требованиям «Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования».
6. Тематический план
№
Тема
Содержание
Цели
Форма
контроля
1
Имя существительное.
2ч.
Множественное число существительных. (Существительные, употребляемые только в единственном числе. Существительные, употребляемые только во множественном числе.) Собирательные существительные (синтаксические сочетания существительных как единое целое и как группа индивидов)
Развитие грамматических навыков говорения (множественное число существительных). Развитие умений и навыков устной речи, аудирования.
Устное практическое задание.
Тренинг.
2
Три вида артиклей.
2ч.
Артикли в английском языке (форма, смысл). « Нулевой» артикль. Артикли в застывших словосочетаниях. The в формальном общении.
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие умений и навыков монологической и диалогической речи.
Устное практическое задание.
3
Имя прилагательное.
2ч.
Понятие и признаки имен прилагательных. Разряды имен прилагательных. Прилагательные, не употребляющиеся в функции определения. Обозначение меры (возраст, рост, размеры). Субстантивируемые прилагательные.
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания.
Письменное тестовое задание.
Задания ГИА.
4
Наречия.
2ч.
Классификация наречий. Отрицательные и полуотрицательные наречия. Особые случаи употребления наречий.
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с извлечением конкретной информации.
Устное практическое задание.
5
Глагол.
2ч.
Основные формы глагола. Фразово-предложные глаголы. Разделяемые и неразделяемые фразовые глаголы. Вводные глаголы. Роль вспомогательного глагола в эмфатических предложениях.
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания.
Устное практическое задание.
Задания ГИА.
6
Местоимения и их производные
2ч.
Группы местоимений: личные, притяжательные и их абсолютная форма, объектные (косвенные падежи), вопросительные (относительные, союзные в зависимости от типа предложения), возвратные, взаимные, отрицательные, неопределенные и их производные
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания.
Устное практическое задание.
Тренинг.
7
Предлоги
2ч.
Предлоги, обозначающие движение;
Предлоги времени;
Предлоги, обозначающие место
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания.
Устное практическое задание.
8
Числительные.
1 ч.
Количественные, дробные (простые и десятичные), порядковые
Развитие навыков диалогической речи, правильного чтения и произношения числительных, правила их употребления и образования.
Развитие навыков словообразования, применение основных правил на практике, во время говорения, чтения и письма.
Письменное тестовое задание.
Задания ГИА.
8
Виды вопросов.
Порядок слов в предложении.
2ч.
Порядок слов в вопросительном предложении. Отрицательные формы вопросов. Переспросы.Передача вопросов различными интонационными средствами в разговорном английском.
Развитие грамматических навыков говорения (составление всех типов вопросов).
Развитие грамматических навыков в употреблении типов условных предложений в устной и письменной речи.
Письменное тестовое задание.
Задания ГИА.
16
Причастие, герундий и отглагольное существительное
1 ч.
Формы причастия.
Правила образования и употребления герундия.
Отглагольное существительное.
Развитие грамматических навыков в употреблении различных форм герундия, причастия и отглагольного существительного в устной и письменной речи.
Письменное тестовое задание.
Задания ГИА.
17
Контрольные упражнения
2 ч.
Обобщение пройденного материала.
Контроль знаний, умений и навыков по всему элективному курсу.
Итоговое письменное тестовое задание.
Задания ГИА.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
1. Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
2. Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации (письмо, написание открытки, статья, эссе и т. д.).
3. Проектная деятельность.
4. Устные выступления по подготовленным эссе. Презентация своей работы.
5. Тестовые задания.
6. Зачет в письменной форме.
7. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения внеурочной образовательной деятельности:
1. книгопечатная продукция: нормативная и методическая литература, методические рекомендации по организации предпрофильной подготовки по иностранному языку в 8 - 9 классах основной школы, книги для чтения на изучаемых языках, пособия по страноведению, контрольно – измерительные материалы, двуязычные словари;
2. экранно – звуковые пособия;
3. демонстрационные печатные пособия;
4. информационно-коммуникационные средства;
5. рациональная планировка кабинета иностранного языка.
8. Планируемые результаты
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник получит возможность научиться:
• братьи давать интервью.
Говорение. Монологическая речь
Выпускник получит возможность научиться:
• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочит анному/прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
• кратко излагать результаты выполненной проектнойработы
Аудирование
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять основную мысль в воспринимаемом на слухтексте;
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главныефакты от второстепенных;
• использовать контекстуальную или языковую догадкупри восприятии на слух текстов, содержащих незнакомыеслова;
• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
Чтение
Выпускник получит возможность научиться:
• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с рус-ским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова,не мешающие понимать основное содержание текста;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письменная речь
Выпускник получит возможность научиться:
• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
• кратко излагать в письменном виде результаты своейпроектной деятельности;
• писать небольшие письменные высказывания с опоройна образец.
• сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка иих транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник получит возможность научиться:
• выражать модальные значения, чувства и эмоциис помощью интонации;
• различать на слух британские и американские варианты английского языка.
Лексическая сторона речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основнойшколы;
• находить различия между явлениями синонимии и антонимии;
• распознавать принадлежность слов к частям речипо определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
• использовать языковую догадку в процессе чтенияи аудирования (догадываться о значении незнакомых словпо контексту и по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;
• распознавать в речи предложения с конструкциямиas ... as; not so ... as; either ... or; neither ... nor;
• распознавать в речи условные предложения нереального характера (Conditional II— If I were you, I would startlearning French);
• использовать в речи глаголы во временным формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous,Future-in-the-Past;
• употреблять в речи глаголы в формах страдательногозалога: Future Simple Passive, Present Perfect Passive;
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголыneed, shall, might, would.
Библиография:
1. «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 -9 классы»: проект. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2010г. – (Стандарты второго поколения).
2. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя», Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г. - (Стандарты второго поколения).
3. «Теория обучения в информационном обществе», Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. – М. : Просвещение, 2011г. – (Работаем по новым стандартам).
4. ГИА – 2012. Экзамен в новой форме), Английский язык, 9 класс, Москва, «АСТ-Астрель», 2012г.
5. Raymond Murphy. English grammar in use / Cambridge University Press, 1998.
6. Арцинович Н. К. Английская грамматика в таблицах: справочник. – М.: Астрель, 2006.
7. Ионина А. А., Саакян А. С. Английская грамматика в схемах и таблицах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2006.
8. Игнатова Т. Н. Английский язык для общения: Интенсивный курс: Учеб. – М.: Издат. дом «РТ-Пресс», 1999.
9. Английский язык: 2770 упражнений и тестов для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 1999.
10. Экономакис Э., Жуковский А. Артикли. – СПб.: КАРО, 2001.
11. Бужинский В. В. Учимся понимать английскую речь на слух. 10-11 кл.: пособие по аудированию. – М.: Дрофа, 2004.
12. Поль Ларрея, Клод Ривьер, Робер Асселино, Арно Греми; пер.на рус. О.А. Кутуминой. Вся грамматика английского языка. - М.:Астрель:АСТ, 2010.
13. «Английский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие с аудиоприложением», Е.А. Фоменко, И.Б. Долгопольская, Н.В. Черникова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
14. Ю. Голицынский, Н. Голицинская, Грамматика: сборник упражнений – СП.: Каро, 2005.